Дело №2-455/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2024 года г. Никольск
Никольский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Бондарь М.В.,
при секретаре Филимончевой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Никольске гражданское дело по иску Морозова Николая Васильевича, Морозовой Галины Васильевны, Морозова Ивана Николаевича, Калаевой Марии Николаевны к администрации г. Никольска Никольского района Пензенской области о признании права долевой собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к администрации г. Никольска Никольского района Пензенской области о признании права долевой собственности, указав, что им на праве долевой собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
19 января 1996 года указанная квартира истцами была приватизирована, общая площадь квартиры в договоре приватизации указана в размере 45,9 кв.м., какой была до реконструкции.
На настоящий момент, жилое помещение на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан <№> от 19.01.1996 года принадлежит им на праве долевой собственности по 1/4 доли каждому общей площадью 45,9 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 16.02.2024г.
Данное обстоятельство подтверждается техническим паспортом по <адрес>, изготовленным в 1996 году.
С целью улучшения жилищных условий они обратились в администрацию г. Никольска Пензенской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство пристроя к жилому дому.
На основании данного заявления постановлением администрации г. Никольска Пензенской области от 04.12.2000 года № 367 им было выдано разрешение на пристрой.
В 2000 году они заключили в производственной группе главного архитектора Никольского района Пензенской области договор-заказ на выполнение проектных работ на строительство самовольного пристроя.
На основании данного договора-заказа им был изготовлен проект пристроя по <адрес>.
После этого в начале 2001 года ими была начата реконструкция квартиры путём возведения к квартире пристройки, после реконструкции площадь квартиры увеличилась до 118,7 кв.м. В результате проведенной ими в квартире реконструкции в конце 2001 года возник новый объект недвижимости.
В подтверждение того, что возведением пристроя не нарушаются строительные нормы и иные правила, данный проект был согласован с зав. отделом архитектуры и градостроительства, гл. врачем РЦ ГСЭН, начальником ГПН и председателем Райкомзема.
Жилой дом по адресу: <адрес>, в настоящий момент стоит на кадастровом учете, с видом разрешенного использования как «многоквартирный дом».
Принадлежащая истцам квартира представляет собой обособленное жилое помещение с отдельным выходом на земельный участок, состоящее из нескольких жилых комнат и имеет все признаки изолированной квартиры в многоквартирном доме. Указанное жилое помещение было поставлено на кадастровый учет с наименованием: «квартира» площадью 45,9 кв.м., и органом кадастрового учета ему был присвоен кадастровый номер <№>, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 16.02.2024г., выданной Управлением Росреестра по Пензенской области.
В результате проведенной истцами в квартире реконструкции возник новый объект недвижимости. Квартира, без учета сооруженного к ней пристроя, была поставлена на кадастровый учёт, однако, они не оформили документы на реконструированную квартиру и не зарегистрировали ее с учетом площади пристроя в регистрационном органе в установленном законом порядке.
Согласно технического паспорта, по состоянию на 17.01.2023 года, изготовленного ООО «<данные изъяты>» квартира указана с уже осуществленным к ней пристроем, в нем отсутствует запись о том, что строение является самовольным. У собственников квартиры имеется надлежаще оформленный документ, подтверждающий их право на квартиру.
По техническому паспорту на квартиру, изготовленному ООО «<данные изъяты>» 17.01.2023 года, видно, что вышеназванная квартира с расположенными при ней надворными постройками и сооружениями реконструирована путем осуществления к ней пристройки, имеет общую площадь — 118,7 кв.м., в том числе жилую — 74,6 кв.м.
Право собственности на квартиру до ее реконструкции подтверждается документально (договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан <№> от 19 января 1996 года).
Истцы зарегистрировали право долевой собственности на квартиру за собой, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 16.02.2024г.
В площадь квартиры площадь пристроя не входит.
Из технического паспорта на квартиру от 17.01.2023 года, усматривается, что вышеназванный пристрой к квартире, на момент его составления уже построен, а квартира фактически имеет общую площадь — 118,7 кв.м.
С момента реконструкции квартиры никаких уведомлений, со стороны органов власти о том, что постройка является самовольной и письменных требований исполкома городского Совета депутатов трудящихся о прекращении строительства, и обязании их в течение месячного срока своими силами, и за свой счет снести все возведенные строения или части строений, и привести в порядок земельный участок при жизни им не направлялось.
На протяжении длительного времени, а именно с конца 2001 года, в течение которого они пользовались спорным объектом недвижимости с осуществленной к
нему пристройкой, местный орган исполнительной власти, в установленном порядке мог поставить вопрос о сносе этого строения или о его изъятии, однако таких требований не предъявлялось, никто из заинтересованных лиц не оспаривал законность возведения пристроя, и их право на данное имущество.
Реконструкция жилого дома путем осуществления пристройки к квартире была проведена в соответствии со строительными нормами и правилами.
Расположение пристройки границы земельного участка не нарушает, владельцы соседних земельных участков не возражают относительно такого его расположения. Строительство пристроя к квартире по адресу: <адрес>, не нарушает права и законные интересы третьих лиц. Постройка не создает угрозы чьей либо жизни, и здоровью. Данные факты подтверждаются Экспертным обследованием № 37-24 технического состояния пристроя к квартире и соответствие его установленным градостроительным, противопожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, изготовленным ООО «<данные изъяты>», согласно которого строительство пристроя к квартире по адресу: <адрес>, по объемному-планировочному и конструктивному исполнению, уровню эксплуатационной и противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим условиям, размещению относительно соседнего здания соответствует установленным строительным, градостроительным и санитарно- эпидемиологическим нормам и правилам.
Возведенный к квартире пристрой находится в пределах границ принадлежащего им на праве собственности, земельного участка.
Земельный участок расположен в зоне малоэтажной жилой застройки (Ж1) индивидуальными домами и многоквартирными домами не выше трех этажей, в связи с чем, реконструкция жилого дома не противоречит градостроительному регламенту соответствующей территориальной зоны.
Разрешенное использование земельного участка предоставляет право реконструкции дома, расположенного в его границах.
На основании Свидетельства на право собственности на землю <№> от 21.01.1998г. им принадлежит земельный участок -по 1/4 доли каждому с кадастровым номером <№> площадью 566 кв.м., из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности истцов на данный земельный участок подтверждается выпиской и ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 16.02.2024. На данном земельном участке располагается квартира с произведенным к ней пристроем.
Истцы, как законопослушные граждане, хотят пользоваться квартирой в полном объеме, в том числе и полностью оплачивать за нее налоги и другие обязательные платежи, с учетом, в том числе и площади пристроя, который на настоящий момент отсутствует в налогооблагаемой базе. Однако, они не могут этого сделать, так как квартира в реконструированном виде не была надлежащим образом оформлена ими на праве собственности с учетом площади пристроя.
С учетом изложенного, истцы вынуждены обратиться в суд с заявлением о признании права долевой собственности на реконструированную квартиру.
На основании изложенного, а также учитывая то обстоятельство, что такие объекты, как пристройки к квартирам в регистрационном органе отдельно от основного жилого помещения, к которому они пристроены, не регистрируются, и право собственности на земельный участок, на котором расположена квартира, зарегистрировано за истцами. Просят:
- признать за Морозовым Иваном Николаевичем, Морозовой Галиной Васильевной, Калаевой Марией Николаевной и Морозовым Николаем Васильевичем, право долевой собственности - по 1/4 доли за каждым на реконструированную квартиру, общей площадью - 118,7 кв.м., в том числе жилой — 74,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Истцы Морозова Г.В., Морозов И.Н., Калаева М.Н., в судебном заседании не присутствовали, письменными заявлениями просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель истца Калаевой М.Н. - Казаков А.Д., в судебном заседании не присутствовал, письменным заявлением просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика – администрации г. Никольска Никольского района Пензенской области в судебном заседании не присутствовал.
Третье лицо Кожаева Н.И., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не присутствовала.
Исследовав материалы дела, и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов(ст.3 ГПК РФ).
Согласно ст.12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
В п.1 ст. 131 ГК РФ указано, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход, и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст.219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Пунктом 2 статьи 244 ГК РФ предусмотрено, что имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Постановлением администрации г. Никольска Пензенской области № 367 от 04.12.2000 года Морозову Николаю Васильевичу, Морозовой Галине
Васильевне, ФИО11 Марии Николаевне, Морозову Ивану Николаевичу был узаконен самовольно построенный гараж, конюшня, общей площадью 53 кв.м., кирпичный пристрой площадью 70,14 кв.м., два кирпичных тамбура, общей площадью 6,35 кв.м. к <адрес>.
В материалах дела имеется договор-заказ на выполнение проектных работ по строительству гаража и пристроя к дому, и техническая документация на указанные строения, согласованная 28.11.2000 года и подписанная зав.отделом архитектуры и градостроительства, главным врачом РЦ ГСЭН, начальником ГПН, председателем наркомзема.
Договором на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 19.01.1996 г., Никольская городская администрация передала в собственность, бесплатно, Морозову Н.В., ФИО13 М.Н., Морозовой Г.В., Морозову И.Н., по 1/4 доли каждому, квартиру, площадью 31,2 кв.м., состоящую из 2 комнат, по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству на право собственности на землю <№> от 21.01.1998 г., постановлением главы Никольской городской администрации № 82 от 11.04.1995 г., земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью 491 кв.м., предоставленный для индивидуального жилищного строительства, передан в собственность Морозова Н.В., Морозовой Г.В., ФИО14 М.Н., Морозову И.Н.
В техническом паспорте на <адрес> от 17.01.2023 г., учетный номер <№> указана общая площадь квартиры – 118,7 кв.м., жилая – 74,6 кв.м.
Выписки из ЕГРН от 06.08.2024 г. № КУВИ-001/2024-200199999 и № КУВИ-001/2024-200213513, содержат сведения о жилом помещении с кадастровым номером <№>, площадью 45,9 кв.м., поставленному на кадастровый учет 15.06.2012 г. и земельном участке с кадастровым номером <№>, поставленному на кадастровый учет 14.10.2005 г., площадью 566+/-8 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, находящихся в общей долевой собственности правообладателей Морозова Н.В., Морозовой Г.В., Морозова И.Н., Калаевой М.Н. –по 1/4 доли каждого в общедолевой собственности
В заключении эксперта № 37-24 от мая 2024 г., о техническом состоянии квартиры, указано о том, что квартира <адрес>, по объемному-планировочному и конструктивному исполнению, уровню эксплуатационной и противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим условиям, соответствует установленным строительным, градостроительными и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.
Техническое состояние строительных конструкций квартиры и инженерных сетей квартиры необходимо признать работоспособным и пригодным к эксплуатации.
Размещение квартиры на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, не нарушает права и законные интересы третьих лиц и не создает угрозу их жизни и здоровью.
Судом установлено, что площадь квартиры <адрес>, была увеличена в результате реконструкции и возведения пристроя к основному строению. Права на квартиру <№> в указанном доме зарегистрированы надлежащим образом за собственниками Морозовым Н.В., Морозовой Г.В., Морозовым И.Н. и Калаевой М.Н., по 1/4 доли в общедолевой собственности, за каждым.
Земельный участок, на котором расположена спорная квартира, находится в долевой собственности истцов, чьи права надлежащим образом зарегистрированы в ЕГРН.
Пристрой к дому, в результате которого произошло увеличение площади квартиры, не является самовольным строением, т.к. на его возведение имеется разрешение Никольской городской администрации и согласованная со всеми службами проектная документация.
Проектной документацией и заключением эксперта установлено, что расположение спорного строения соответствует строительным, градостроительным, санитарно-эпидемиологическим, пожарным нормам и правилам, и не нарушает ничьих прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Морозова Николая Васильевича, Морозовой Галины Васильевны, Морозова Ивана Николаевича, Калаевой Марии Николаевны к администрации г. Никольска Никольского района Пензенской области о признании права долевой собственности, удовлетворить.
Признать право долевой собственности за :
Морозовым Николаем Васильевичем -1/4 доли в праве,
Морозовой Галиной Васильевной - 1/4 доли в праве,
Морозовым Иваном Николаевичем - 1/4 доли в праве,
Калаевой Марией Николаевной-1/4 доли в праве,
на жилое помещение- реконструированную квартиру, с кадастровым номером: <№>, площадью - 118,7 кв.м., в том числе жилой -74,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Никольский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.Мотивированное решение изготовлено 5 сентября 2024 года.
Судья :