Решение по делу № 12-24/2024 от 05.08.2024

Дело №12-24/2024

УИД: 45RS0018-01-2024-000343-29

РЕШЕНИЕ

Судья Целинного районного суда Курганской области Тельманов Алексей Сергеевич, рассмотрев 3 сентября 2024 года по адресу: с. Целинное, ул. Советская, 63, Целинного района Курганской области, 641150, жалобу Главы Целинного муниципального округа Курганской области Скоробогатова Петра Ивановича на постановление начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Целинному району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области – главного государственного инспектора Целинного района по пожарному надзору Подгорбунских И.Ю. от 30 июля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Целинному району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области – главного государственного инспектора Целинного района по пожарному надзору Подгорбунских И.Ю. от 30 июля 2024 года Администрация Целинного муниципального округа Курганской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с указанным выше постановлением, Глава Целинного муниципального округа Курганской области Скоробогатов П.И. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление изменить, снизить размер административного штрафа ниже минимального предела. В обоснование жалобы указывают, что в обжалуемом постановлении указано, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки в период с 27.06.2024 по 23.07.2024 года выявлены нарушения требований пожарной безопасности на территориях населенных пунктов д. Белозерки, д. Бердюгино, с. Большое Дубровное, д. Бухаринка, д. Воздвиженка, д. Дудино, с. Дулино, с. Заманилки, д. Зеленая Сопка, с.Кислянка, с. Косолапово, д. Красный Октябрь, д. Кременевка, д. Листвянка, д. Мануйлово, д. Марс, с. Матвеевка, с. Михалево, д. Моисеевка, д. Молоденки, д. Николаевка, д. Одина, д. Патранино, д. Первомайка, с. Половинное, д. Полынный Лог, д. Приозерная, д. Пруды, д. Рыбное, с. Становое, с. Трехозерки. с. Целинное, д. Чалкино, д. Чертово Целинного муниципального округа, где осуществляла свою деятельность Администрация Целинного муниципального округа Курганской области.    

Администрация Целинного муниципального округа Курганской области с постановлением о назначении административного наказания не согласна, так нарушения требований пожарной безопасности на территориях указанных населенных пунктов были допущены в силу объективных причин. Постановлением губернатора Курганской области Шумкова В.М. от 08.04.2024 № 62 «О введении на территории Курганской области режима чрезвычайной ситуации» в связи с обстановкой, сложившейся на территории Курганской области в результате прохождения весеннего паводка, территория Целинного муниципального округа была включена в границы территорий, на которых устанавливается режим чрезвычайной ситуации. Постановлением главы Целинного муниципального округа от 08.04.2024 г № 318 «О введении режима «Чрезвычайная ситуация» на территории Целинного муниципального округа был введен режим чрезвычайной ситуации в связи с обстановкой, возникшей в результате резкого подъема уровня воды в реке Уй, вызвавшего подтопление жилых домов и нарушение условий жизнедеятельности более 50 человек. Внеплановая выездная проверка отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Целинному району Главного Управления МЧС России по Курганской области проводилась в период действия режима чрезвычайной ситуации с 27.06.2024 по 23.07.2024 года, когда все силы и средства были задействованы на устранение паводка и его последствий, в связи с чем, у Администрации Целинного муниципального округа не было возможности для своевременного проведения работ по уборке сухой растительности и покоса травы, по созданию противопожарной минерализованной полосы. Кроме того, в связи с погодными условиями не было возможности произвести опашку в соответствии с предъявляемыми требованиями, так как на низинах после выпавших осадков почва была влажная. В предписании об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 23.07.2024 № 2406-026-45/7-В/ПВП, выданном главе Администрации Целинного муниципального округа Курганской области 23.07.2024 г., указан срок исполнения до 01.09.2024 года. Нарушения, указанные в данном предписании, на данный момент частично устранены и будут устраняться.

Глава Целинного муниципального округа Курганской области Скоробогатов П.И. на рассмотрение жалобы не явился, извещен надлежащим образом. С учетом изложенного, нахожу возможным, рассмотреть дело об административном правонарушении в его отсутствии.

Должностное лицо на рассмотрение жалобы не явился, извещен надлежащим образом. В заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствии.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом в силу ч.3 указанной статьи судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 ст. 20.4Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 указанной статьи те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей. Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем данный Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

В силу ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 предусмотрено: п.67, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана; п. 70 в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером. В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.

В соответствии с п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.

Согласно п.14 ч.1 ст.6 Устава Целинного муниципального округа Курганской области к вопросам местного значения указанного муниципального округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Целинного муниципального округа Курганской области.

Статьей 2 Закона Курганской области от 29.06.2021 №75 «Об установлении границ муниципального образования Целинного муниципального округа Курганской области» установлено, что в состав территории муниципального образования Целинного муниципального округа Курганской области входят следующие населенные пункты: деревня Белозерки; деревня Бердюгино; село Большое Дубровное; деревня Бухаринка; деревня Васькино; деревня Воздвиженка; деревня Дудино; село Дулино; село Заманилки; деревня Зеленая Сопка; село Иванково; деревня Исаково; село Казак-Кочердык; село Кислянка; деревня Козыревка; село Косолапово; село Костыгин Лог; деревня Красный Октябрь; деревня Кременевка; деревня Листвянка; село Луговое; деревня Малое Дубровное; деревня Мануйлово; деревня Марс; село Матвеевка; село Михалево; деревня Моисеевка; деревня Молоденки; деревня Николаевка; деревня Одина; деревня Патранино; деревня Первомайка; село Пески; деревня Подуровка; село Половинное; деревня Полынный Лог; деревня Приозерная; деревня Пруды; село Рачеевка; деревня Рыбное; село Сетово; село Становое; село Трехозерки; село Усть-Уйское; село Фроловка; село Целинное; деревня Чалкино; деревня Чертово.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ Администрация Целинного муниципального округа Курганской области является юридическим лицом, Главой Целинного муниципального округа Курганской области является Скоробогатов П.И.

Из материалов дела следует, что в период с 27.06.2024г. по 23.07.2024г. в соответствии с распоряжением №2406/026-45/11-В/РВП от 25.06.2024г. в отношении юридического лица Администрации Целинного муниципального округа Курганской области, осуществляющей свою деятельность на территории Целинного муниципального округа, проведена внеплановая выездная проверка.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, ответственность за соблюдение которых лежит на юридическом лице, а именно: в нарушение требований ст.ст. 19, 21 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 70, п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479, п. 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожарной на объекты защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении №15 от 26.06.2024; актом выездной проверки от 23.07.2024г.; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 24.06.2024 №2406/026-45/7-В/РВП.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры поих соблюдению.

Исходя из указанных положений, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Доказательств того, что Администрацией Целинного муниципального округа Курганской области были приняты все зависящие от нее меры, направленные на соблюдение законодательства в области пожарной безопасности, не представлено.

Обстоятельств, исключающих административную ответственность, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в том числе предусмотренных в ст.2.9, ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Оснований для смягчения назначенного административного наказания на предупреждение в соответствии с положениями ст.3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается, поскольку бездействие Администрации Целинного муниципального округа Курганской области создало возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Обжалуемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленных процессуальных сроков.

Обстоятельств, прямо предусмотренных в ч.1 ст.4.2 и ч.1 ст.4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела не содержат.

В силу ст.10 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с указанным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Исходя из положений ст.ст.6, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.

Согласно ст.47 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты имеют собственные доходы (поступающие в бюджет денежные средства), к которым относятся: налоговые и неналоговые доходы, а также доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Эти доходы подлежат использованию таким образом, чтобы обеспечить выполнение требований пожарной безопасности на допустимом уровне.

Оснований для применения положений ч.2 ст.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматриваю.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что жалоба не содержит доводов, влекущих отмену оспариваемого постановления.

Вместе с тем постановление подлежит изменению по следующим основаниям.

В силу ч.3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

На основании ч.3.3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, принимая во внимание, что материалы дела не содержат сведений о наступлении каких-либо существенных негативных последствий, финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица, считаю возможным снизить размер административного штрафа до 200000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление главного государственного инспектора Целинного района по пожарному надзору – начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Целинному району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области Подгорбунских Игоря Юрьевича от 30 июля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации Целинного муниципального округа Курганской области – изменить, снизив размер административного штрафа до 200000 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья                     А.С. Тельманов

12-24/2024

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
Администрация Целинного муниципального округа
Суд
Целинный районный суд Курганской области
Судья
Тельманов А.С.
Дело на сайте суда
celinny.krg.sudrf.ru
06.08.2024Материалы переданы в производство судье
03.09.2024Судебное заседание
03.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее