Решение по делу № 3а-113/2019 от 13.06.2019

Дело № 3а-113/2019

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Хабаровск                                                                09 августа 2019 года

Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи                Мороз И.Г., при секретаре Наседкиной А.С., с участием административного истца Князевой Н.В., представителя административного ответчика министерства финансов Хабаровского края Ткаченко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Князевой Н.В. к министерству финансов Хабаровского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

                                                        УСТАНОВИЛ:

    Князева Н.В. обратилась в суд с административным иском к министерству финансов Хабаровского края о присуждении компенсации в размере 204 540, 53 руб. за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 19.07.2016г., вступившего в законную силу 26.08.2016г., которым на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, в виде отдельной квартиры по норме общей площади жилого помещения не менее 18 квадратных метров в пределах города Хабаровска по договору найма специализированного жилого фонда за счет жилищного фонда Хабаровского края.

    В обоснование заявленного требования указала, что исполнительное производство возбуждено 21.10.2016г., до настоящего времени решение суда не исполнено. Общая продолжительность по исполнению решения суда за период времени с 26.08.2016г. на день обращения в суд (10.06.2019г.) составила 2 года 9 месяцев 16 дней, что нарушает ее право на исполнение судебного акта в разумный срок, право на обеспечение жилым помещением. Размер компенсации определен из расчета 1000 евро за 1 год неисполнения решения суда, что соответствует практике Европейского суда по правам человека.

Определением судьи от 24.06.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, министерство жилищно-комунального хозяйства Хабаровского края.

Из письменного отзыва административного ответчика министерства финансов Хабаровского края следует, что административный ответчик возражает против удовлетворения заявленного требования по тем основаниям, что министерство финансов края не является главным распорядитетелем бюджетных средств, выделяемых на приобретение специализированного жилищного фонда для граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также не является органом, на который возложено обязательство по обеспечению административного истца жилым помещением. В соответствии с постановлением Правительства края от 01.09.2006г. № 136-пр заявки на приобретение в собственность Хабаровского края квартир для детей-сирот направляются в министерство строительства Хабаровского края, а главным распорядителем бюджетных средств на приобретение жилых помещений в собственность края являлось министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики края, правопреемником которого является министерство имущественных отношений края. Для исполнения решения суда принимаются все необходимые меры. В бюджете Хабаровского края запланированы расходы на строительство жилья специализированного жилищного фонда, а также предусмотрены денежные средства, направляемые на компенсацию расходов, которые несут граждане, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не обеспеченные жилым помещением, на наем жилья. Отсутствие у административного истца в пользовании специализированного жилого помещения компенсируется выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 10 000 рублей. Всего с 30.05.2016 года общая сумма выплаченных Князевой Н.В. денежных средств составила 368 709,68 руб. Размер требуемой компенсации административным истцом не обоснован.

Из письменного отзыва заинтересованного лица министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края следует, что Министерство возражает против удовлетворения заявленного требования по тем основаниям, что совершило все необходимые и возможные действия для исполнения судебного решения. Распоряжением министерства ЖКХ Хабаровского края от 16.03.2016г. № 303-р Князева Н.В. включена в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда. На министерство ЖКХ края не возложены полномочия по приобретению жилых помещений, соответственно не предусмотрено финансирование на данные цели. В соответствии с постановлением Правительства края от 01.09.2006г. № 136-пр министерство имущественных отношений края приобретает непосредственно или через уполномоченные в установленном порядке подведомственные краевые государственные казенные учреждения в государственную собственность края на рынке жилья жилые помещения за счет средств краевого и (или) федерального бюджетов; заявки на строительство (приобретение) жилья министерство ЖКХ ежегодно направляет в министерство строительство края. Министерством ЖКХ Хабаровского края 31.10.2016г. года подана заявка на приобретение специализированного жилья для Князевой Н.В. (заявка № 1-07/14130). По итогам 2018 года введено в эксплуатацию 212 квартир для обеспечения жилыми помещениями граждан, категории которых установлены законодательством. В виду необеспечения Князевой Н.В. жилым помещением по договору найма специализированного жилья, ей субъект Российской Федерации – Хабаровский край ежемесячно выплачивает компенсацию на возмещение расходов, которые она несет по найму жилья, в размере 10 000 рублей.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц министерства ЖКХ Хабаровского края, Управления службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО, которые в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика министерства финансов Хабаровского края Ткаченко О.А. заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, материалы гражданского дела № 2-5257/2016, материалы исполнительного производства 17477/16/27027-ИП, суд пришел к следующим выводам.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантируется право на судебную защиту, которое включает в себя и право на судопроизводство в разумный срок. Для обеспечения реализации такого права Федеральным законом от 30.04.2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) установлен специальный способ его защиты в виде присуждения компенсации.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 1, частью 8 статьи 3 Закона о компенсации, гражданские истцы при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации. Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Постановление Пленума № 11) действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

    Из материалов настоящего административного дела и гражданского дела № 2-5257/2016, следует, что решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 19.07.2016г., вступившим в законную силу 26.08.2016г., удовлетворены требования Князевой Н.В., на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, в виде отдельной квартиры по норме общей площади жилого помещения не менее 18 квадратных метров в пределах города Хабаровска по договору найма специализированного жилого фонда за счет жилищного фонда Хабаровского края.

Согласно положениям части 1 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнении, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

В соответствии с указанной нормой Центральный районный суд г.Хабаровска 17.10.2016г. выдал Князевой Н.В. исполнительный лист № ФС 013322248.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств 21.10.2016г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. Должнику (министерству ЖКХ Хабаровского края) установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве, содержащиеся в исполнительном документе требования, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

Из материалов исполнительного производства следует, что в ответ на постановление о возбуждении исполнительного производства от должника поступило информационное письмо от 02.11.2016г. о том, что решение суда не может быть исполнено в связи с отсутствием свободного жилого помещения государственного жилищного фонда края в городе Хабаровске. Заявка на строительство (приобретение) жилья Князевой Н.В. направлена в министерство строительства края 31.10.2016г.

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 13.12.2016г. должнику министерству ЖКХ края отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения.

В дальнейшем судебным приставом-исполнителем неоднократно выносились и вручались должнику требования об исполнении решения суда (17.10.2017г., 20.02.2018г., 21.05.2018г., 28.06.2018г., 11.01.2019г., 18.03.2019г., 22.05.2019г.) на которые поступали информационные письма, аналогичные вышеизложенному.

За неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе в установленный для добровольного исполнения срок, судебным приставом-исполнителем 24.10.2017г. принято постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, которое решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 13.12.2017г. отменено по тем основаниям, что вина министерства ЖКХ края в неисполнении решения суда отсутствует.

17.12.2018г. судебным приставом-исполнителем вынесено и вручено должнику предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 УК РФ.

17.07.2019г. в отношении должника вынесено и направлено очередное требование об исполнении решения суда.

На настоящее время исполнительное производство не окончено.

Материалы исполнительного производства свидетельствуют о том, что судебным приставом-исполнителем совершались исполнительные действия, направленные на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

До настоящего времени министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края судебный акт не исполнен. Совершенные должником действия по исполнению решения суда – направление 31.10.2016г. в адрес министерства строительства Хабаровского края заявки, необходимого результата не дали. Срок исполнения судебного акта не определен.

Никаких чрезвычайных или непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) для неисполнения должником решения суда не имеется.

Как разъяснено в пункте 55 Постановления Пленума № 11 при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Как следует из материалов исполнительного производства исполнительный лист поступил в МОСП по исполнению особых исполнительных производств 19 октября 2016 года. Таким образом, на день вынесения настоящего решения общая продолжительность исполнения судебного акта составляет 2 года 9 месяцев 21 день.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации

Установленный частью 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве двухмесячный срок на исполнение решения суда и установленный частью 8 статьи 3 Закона о компенсации 6-месячный срок со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, на момент обращения административного истца в суд истекли, следовательно, у административного истца возникло право на обращение в суд с требованием о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта.

Оценив установленные по делу обстоятельства, комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, и причины, по которым задерживается исполнение судебного акта, с учетом предмета исполнения решения суда, степени сложности исполнительного производства, суд пришел к выводу, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а действия должника не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Также суд учитывает, что основанием для возложения судебным актом на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности по предоставлению жилого помещения Князевой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения явилось то обстоятельство, что административный истец является лицом, из числа детей-сирот, поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещение, и должна была быть обеспечена жильем еще в 2012 году – когда достигла восемнадцатилетнего возраста, но обеспечена им не был.

Столь длительный срок не исполнения решения суда не позволяет признать действия должника по надлежащему исполнению решения суда достаточными и эффективными.

Установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства дают суду основания для присуждения административному истцу компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумные сроки..

При вышеизложенных обстоятельствах имеются основания для присуждения административному истцу компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумные сроки.

Статьей 2 Закона о компенсации установлено, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом, арбитражным судом в денежной форме. При этом размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Пунктом 1 Постановления Пленума № 11 разъяснено, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов.

Учитывая действия должника – министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края по исполнению решения суда, продолжительность нарушения сроков исполнения судебного акта, наступившие для взыскателя последствия в виде его необеспеченности специализированным жилым помещением в установленные сроки, принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, а также исходя из принципа разумности и справедливости, суд полагает, что требуемая административным истцом сумма в размере 204 540,53 рублей, является чрезмерной, и определяет размер компенсации в размере 30 000 рублей.

     В силу пункта 4 статьи 4 Закона о компенсации, судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

     Позиция представителей министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и министерства финансов Хабаровского края о том, ежемесячная компенсация, выплачиваемая Князевой Н.В., фактически является компенсацией за длительное не предоставление ей специализированного жилого помещения, по мнению суда не заслуживает внимания.

     Согласно положениям Закона о компенсации, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов.

      Выплачиваемая Князевой Н.В. денежная компенсация за наем жилья возмещает материальные расходы, которые административный истец вынужден нести в связи с отсутствием жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, на получение которого она имеет право.

     В соответствие с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

      Согласно    Положению о министерстве финансов Хабаровского края, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 11.07.2018 года № 255-пр, Министерство обладает правами юридического лица. Основными его задачами являются: организация исполнения краевого бюджета, составление бюджетной отчетности об исполнении краевого бюджета и консолидированного бюджета края. Министерство организует исполнение краевого бюджета и ведет учет операций по его исполнению.

     Из изложенного следует, что решение суда по данному делу подлежит исполнению министерством финансов Хабаровского края за счет средств бюджета Хабаровского края.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

                                           РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить частично.

Присудить Князевой Н.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей, в остальной части отказать.

Денежные средства перечислить на счет , открытый на имя Князевой Н.В. в Дальневосточном банке ПАО «Сбербанк России», <данные изъяты>

Решение суда подлежит исполнению министерством финансов Хабаровского края за счет средств бюджета Хабаровского края.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 12 августа 2019 года

Судья Хабаровского краевого суда                                     И.Г. Мороз

3а-113/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Князева Наталья Владимировна
Ответчики
Министерство финансов Хабаровского края
Другие
УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО
Министерство жилищно-комунального хозяйства Хабаровского края
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Мороз Ирина Георгиевна
Дело на странице суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
17.06.2019Регистрация административного искового заявления
17.06.2019Передача материалов судье
18.06.2019Решение вопроса о принятии к производству
24.06.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2019Подготовка дела (собеседование)
31.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2019Судебное заседание
12.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее