Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
03 ноября 2020 года г. Иркутск
Судья Куйбышевского районного суда города Иркутска Смертина Т.М.,
с участием защитника ООО «Восточно-Сибирский Втормет» <ФИО>1,
рассмотрев материалы административного дела № 12-316/2020 по жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирский Втормет» <ФИО>2 на постановление старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды <ФИО>3 <номер> от 13 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 КоАП РФ, в отношении:
общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирский Втормет», <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды <ФИО>3 <номер> от 13 августа 2020 года ООО «Восточно-Сибирский Втормет» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Восточно-Сибирский Втормет» <ФИО>2 обратился в Куйбышевский районный суд г. Иркутска с жалобой, в которой просит постановление должностного лица от 13.08.2020 г. в отношении него отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование доводов жалобы указал на то, что о проводимой Службой проверке в декабре 2019 года внеплановой документарной и выездной проверки обществу было не известно. Уведомлений о таковой проверке, ее основаниях и выводах, сделанных по проверке, также не было известно до вынесения Протокола <номер>. Каких-либо документов в ходе документарной проверки у Общества не запрашивалось. Выездов сотрудников Службы на площадки, указанные в Постановлении <номер>, не осуществлялось.
04.12.2019 года Прокуратурой Ленинского района г. Иркутска проводилась проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления при осуществлении деятельности по обработке отходов лома черных металлов на одном участке Общества по адресу <адрес>. Проверка осуществлялась по ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», с привлечением в качестве специалистов Службы.
По итогам проведенной Прокуратурой проверки Обществу вынесено Представление от 25.12.2019 года <номер>. Правонарушений, подпадающих под административную ответственность, прокуратурой не установлено. В ходе выполнения представления прокуратуры Обществом предоставлены необходимые документы, в том числе и имеющийся приказ <номер> от 02.07.2018 года о назначении ответственных лиц за производственный экологический контроль. Ответ Общества от 04.02.2020 г. на представление с отметкой получения прокуратурой с приложением подтверждающих документов, в том числе Приказ <номер> от 02.07.2018 года прилагается к настоящему заявлению. Заявитель обращает внимание, что прокуратурой Ленинского района г. Иркутска в декабре 2019 года проводилась проверка только одного производственного участка Общества. На других участках, в том числе, на участках, указанных Службой в обжалуемом Постановлении <номер>, проверка не проводилась вообще. На каком основании Службой, проведена внеплановая проверка десяти участков, до общества не доведено. С решением о проведении внеплановой проверки Службой в декабре 2019 года остальных участков, в том числе, расположенных за пределами Ленинского района города Иркутска, они не ознакомлены, в адрес Общества оно не направлялось.
Таким образом, проверка Службой проведена без участия проверяемого лица. В дальнейшем рассмотрения материалов проверки и составление протокола об административном правонарушении также проведено в нарушение положений ст. 28.2 КоАП РФ, без извещения проверяемого лица и без участия представителя Общества. Действия Службы нарушили нормы действующего административного законодательства, нарушили права проверяемого лица и лишили Общество возможности предоставить в административный орган документы, опровергающие нарушение экологических требований. Протокол <номер> от 07.07.2020 года получен Обществом 10.07.2020 года после составления без участия представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Автор жалобы полагает, что вменяемые обществу нарушения не имели места в действительности. В ООО «Восточно-Сибирский Втормет» Приказом <номер> от 02.07.2018 года назначены лица ответственные за производственный экологический контроль. Данный приказ представлен в орган проводивший проверку производственных участков - в Прокуратуру Ленинского района города Иркутска. При получении уже составленного Протокола <номер> от 07.07.2020 года Общество направило в Службу письменные возражения. Возражения получены Службой 20.07.2020 года, входящий <номер> и не приняты Службой. Как указано в Постановлении <номер>, «факт совершения обществом административного правонарушения установлен актом проверки исполнения законодательства (прокуратура Кировского района г. Иркутска) от 04 декабря 2019 года». В материалах административного дела отсутствует акт проверки прокуратуры Кировского района. Наличие или отсутствие локального нормативного акта, приказа о назначении ответственных лиц в настоящем случае, может быть установлен только по результатам получения ответа на соответствующий запрос документов у проверяемого лица, или отсутствия ответа на таковой запрос в ходе документарной проверки. В ООО Восточно-Сибирский Втормет» соответствующий запрос не поступал, в материалах дела отсутствует подтверждение направления Службой подобного запроса.
В орган, фактически проводивший проверку, прокуратуру Ленинского района г. Иркутска, Обществом передан соответствующий локальный нормативный акт. Замечаний о невыполнении представления прокурора района не поступало.
Учитывая данные обстоятельства, считает, что в действиях ООО «Восточно- Сибирский Втормет» отсутствует событие правонарушения, предусмотренного статьей 8.1. КоАП РФ. Более того, считает, что Службой государственного экологического надзора Иркутской области грубо нарушены нормы законодательства при проведении внеплановой документарной и выездной проверки, нарушены положения статей 25.4, 28.2 Кодекса об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуюсь положениями статей 24.5, 30.1, 30.2, 30.3, 30.7, заявитель просит отменить Постановление <номер> от 13 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1. КоАП РФ, в отношении ООО «Восточно-Сибирский Втормет» и прекратить производство по делу за отсутствием события административного правонарушения.
Законный представитель юридического лица - ООО «Восточно-Сибирский Втормет» генеральный директор <ФИО>2, надлежащим образом извещённый о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам. В соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ настоящее административное дело рассмотрено в отсутствие законного представителя ООО «Восточно-Сибирский Втормет» генерального директора <ФИО>2, при участии защитника общества <ФИО>1
Защитник ООО «Восточно-Сибирский Втормет» <ФИО>1 в судебном заседании доводы жалобы об отмене постановления <номер> от 13 августа 2020 года поддержал.
Представитель административного органа – Службы государственного экологического надзора Иркутской области <ФИО>4 согласно письменного ходатайства от 29.10.2020 г. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Службы, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие представителя Службы государственного экологического надзора Иркутской области <ФИО>4
Проверив в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, постановление должностного лица, принимая во внимание доводы жалобы генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирский Втормет» <ФИО>2, судья приходит к выводу о незаконности постановления и о наличии оснований для частичного удовлетворения жалобы, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как видно из протокола <номер> об административном правонарушении от 07 июля 2020 года, составленного старшим государственным инспектором Иркутской области в области охраны окружающей среды <ФИО>3, в отношении ООО «Восточно-Сибирский Втормет», в отсутствие законного представителя общества, Службой по охране природы и озера Байкал Иркутской о (далее - служба) в период с 04 декабря 2019 года по 03 января 2020 года проведена внеплановая документарная и выездная проверка по исполнению ООО «Восточно-Сибирский Втормет» требований природоохранного законодательства, в том числе, в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха. Установлено отсутствие на момент проверки у предприятия ответственного за осуществление производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха, в связи с чем в действиях ООО «Восточно-Сибирский Втормет» установлен состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 8.1 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Из протокола также усматривается, что факт совершения административного правонарушения подтвержден письменными доказательствами: распоряжением о проведении проверки от 03.12.2019 г., актом проверки от 04.12.2019, свидетельствами о госрегистрации права на объекты недвижимости, выписками из ЕГРЮЛ, проекта ПНООЛР и инвентаризации источников выбросов вредных веществ, пояснительной запиской генерального директора общества от 07.05.2020 и другими материалами.
По результатам рассмотрения указанного протокола <номер> об административном правонарушении от 07 июля 2020 года и приложенных к нему материалов постановлением старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды <ФИО>3 <номер> от 13 августа 2020 года ООО «Восточно-Сибирский Втормет» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в числе прочего, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Рассматривая доводы жалобы об отмене постановления, суд учитывает установленные по делу обстоятельства и приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление не отвечает требованиям ст.ст. 24.1, 26.1, 29.10 КоАП РФ, поскольку оно было вынесено без исследования и установления всех значимых обстоятельств по настоящему делу.
Так, из доводов жалобы явствует, что о проводимой Службой в декабре 2019 года внеплановой документарной и выездной проверки общество уведомлений не получало, каких-либо документов в ходе документарной проверки у Общества не запрашивалось и выездов сотрудников Службы на площадки, указанные в Постановлении <номер>, не осуществлялось, с актом проверки общество не ознакомлено, проверка проводилась прокуратурой Ленинского района г. Иркутска в декабре 2019 года только одного производственного участка Общества; на других участках, в том числе, на участках, указанных Службой в обжалуемом Постановлении <номер>, проверка не проводилась вообще.
Данные доводы жалобы не опровергаются и материалами обозретого в судебном заседании административного дела <номер> от 13.08.2020 г., в котором, действительно отсутствует распоряжение о проведении внеплановой документарной выездной проверки ООО «Восточно-Сибирский Втормет» в период с 04 декабря 2019 г. по 03.01.2020 г. на участках, указанных Службой в обжалуемом Постановлении <номер>, также как и отсутствует в отношении данных участков соответствующий акт проверки по результатам проведённой проверки, что не позволяет суду проверить факты, установленные при проведении проверки, если таковая проводилась, а также согласиться с законностью и обоснованностью вынесенного постановления <номер> от 13 августа 2020 года, в соответствии с которым ООО «Восточно-Сибирский Втормет» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и которое вынесено на основании протокола <номер> об административном правонарушении от 07 июля 2020 года с не подтверждёнными в нём в установленном законом порядке фактами и обстоятельствами.
В материалах административного дела в качестве доказательств приобщены: решение о проведении проверки <номер> от 04.12.2019 в отношении ООО «Восточно-Сибирский Втормет», вынесенное и.о. зам. прокурора Ленинского района <ФИО>5; акт исполнения законодательства от 4.12.2019 г., подписанный помощником прокурора <ФИО>6; заключение специалиста службы по охране природы и озера Байкал <ФИО>7 от 09.12.2019, проведенное на основании требования прокуратуры Иркутской области о выделении специалиста от 20.11.2019 и распоряжения службы от 3.12.2019 <номер> « О направлении специалиста для участия в проверке, осуществляемой прокуратурой Ленинского района г. Иркутска.»
Таким образом, постановление <номер> от 13 августа 2020 года в отношении ООО «Восточно-Сибирский Втормет» не отвечает требованиям ст. 24.1, 26.1, 29.10 КоАП РФ и является незаконным.
Согласно п. 3, 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится: решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, установив по делу факт принятия постановления <номер> от 13 августа 2020 г., не отвечающего требованиям законности и обоснованности вследствие грубого нарушения процессуальных норм, судья на основании положений п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ приходит к выводу об его отмене.
Поскольку обжалуемое постановления <номер> от 13 августа 2020 года отменено в связи с установленным нарушением процессуальных требований, настоящее административное дело в отношении ООО «Восточно-Сибирский Втормет» подлежит направлению на новое рассмотрение в Службу государственного экологического надзора Иркутской области для устранения выявленных нарушений.
В связи с изложенным, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирский Втормет» <ФИО>2 надлежит удовлетворить частично. В связи с направлением дела на новое рассмотрение должностному лицу оснований для прекращения производства по делу судьёй не установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь требованиями п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирский Втормет» <ФИО>2 удовлетворить частично.
Постановление старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды <ФИО>3 <номер> от 13 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирский Втормет», <данные изъяты> - отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирский Втормет» направить на новое рассмотрение в Службу государственного экологического надзора Иркутской области.
В удовлетворении жалобы о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирский Втормет» – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения в соответствии со ст. 30.9 КоАП РФ.
Судья: Т.М. Смертина