Дело № 2-103/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2018 г. г. Неман
Неманский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Колесникова В.Г.
при секретаре Ворониной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баужене Марины Александровны к ИВС при УМВД России «Неманский», Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Калининградской области МО МВД России «Неманский», МВД России, УМВД России по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Баужене М.А. обратилась в суд с иском к ИВС при УМВД России «Неманский», Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда за период нахождения в ИВС ОВД Неманского района в период с 07.09.2001 г. по 17.09.2001 г. в размере 30 000 рублей, так как она содержалась в условиях, которые не соответствовали требованиям Закона РФ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений». В ИВС не соблюдались требования санитарии, гигиены, пожарной безопасности, а именно не выдавалось постельное белье, спальные принадлежности, средства гигиены; он не имел индивидуального спального места; отсутствовал санузел и водопроводная вода; для оправления естественных потребностей в камере был установлен железный бак, освещение в камере было тусклым, не было дневного освещения; книги не предоставлялись, отсутствовали стол и табуретки; не выдерживались нормы питания (кормили один раз в день), прогулка не предоставлялась, не было бочка для питьевой воды, отсутствовали шкафы для хранения индивидуальных вещей и продуктов питания. Содержание в указанных условиях было для неё тяжелым и мучительным, она испытывала неудобства, стеснение, сильное негативное волнение, приводящее к беспокойству, в связи с чем, просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
В качестве соответчиков судом к участию в деле привлечены МО МВД России «Неманский» (структурное подразделение ИВС в МО МВД России «Неманский» отсутствует), Управление Министерства внутренних дел России по Калининградской области, Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Баужене М.А. в судебном заседании не присутствовала, находится в местах лишения свободы. О дне судебного заседания надлежаще уведомлена, что подтверждается распиской, имеющейся в материалах дела, несмотря на разъяснение права, предусмотренного ст.48 ГПК РФ, о ведении дела в суде через представителя, Баужене М.А. данным правом не воспользовалась.
Представители ответчиков Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Калининградской области, Управление Министерства внутренних дел России по Калининградской области, Министерство внутренних дел Российской Федерации в судебное заседание не явились, несмотря на надлежащее уведомление, с заявлением об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем, суд в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель ответчика МО МВД России «Неманский» в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее уведомление. Согласно представленным возражениям МО МВД России «Неманский» исковые требования не признает, считая, что меры связанные с лишением свободы включают в себя страдание или унижение как неизбежный элемент той или иной формы правомерного обращения или наказания, гражданские права Баужене М.А. и иные нематериальные блага в период её содержания под стражей ни со стороны сотрудников ОВД по Неманскому району, ни условия содержания нарушены не были. Просит рассмотреть дело без участия представителя.
Изучив материалы дела, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить частично.
В соответствии со ст.ст. 150, 151 ГК РФ здоровье и иные неимущественные права и нематериальные блага, принадлежащие гражданину в силу закона, защищаются в соответствии с законами и Гражданским Кодексом РФ. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо принадлежащие ему нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В соответствии со ст.23 Федерального закона РФ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и разделом V Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2003 г. № 950 (в дальнейшем указанных Правил), подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе, в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются по возможности вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
На основании ст. 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Согласно Свидетельству о заключении брака от 28.01.2012г., Абрамова Марина Александровна и ФИО3 заключили брак ДД.ММ.ГГГГг., после заключения брака жене присвоена фамилия ФИО1. Приговором Неманского городского суда от 17 сентября 2001 года Абрамова М.А. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 158 УК РФ, ей назначено наказание в виде двух лет лишения свободы, с применением ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком в два года. Мера пресечения осужденной Абрамовой М.А. изменена на не связанную с лишением свободы, зачтено в срок отбытия наказания 10 суток содержания под стражей.
Согласно «Книги учета лиц, содержащихся в ИВС» за 2001 года, Абрамова М.А.:
- задержана 06.09.2001 г. в 19:00 часов, водворена с ИВС при ОВД г. Немана 06.09.2001 г., этапирована в ИВС г. Советска 13.09.2001 г.;
- водворена в ИВС при ОВД г. Немана 17.09.2001г. в 11:00 часов, освобождена из под стражи в зале суда 17.09.2001г. в 13:00 часов.
Итого, Баужене (Абрамова) М.А. содержалась в ИВС при ОВД г. Немана с 06 сентября 2001 г. по 13 сентября 2001 г. и 17 сентября 2001 года, в общей сложности 9 суток.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Баужене (Абрамова) М.А. действительно содержалась под стражей в ИВС г. Немана в вышеуказанные периоды.
Решением Неманского городского суда от 22 ноября 2010 г. условия содержания в ИВС при ОВД по Неманскому городскому округу признаны не соответствующими ст.ст.17, 23, 24 Федерального закона №101-ФЗ от 15 июля 1995 г. (в ред. от 01 июля 2010 г. №132-ФЗ) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также п.п.45, 122, 130, 132 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. № 950.
Вышеуказанным решением установлено, что камеры ИВС не оборудованы столом и скамейками по лимиту мест в камере (в связи с этим прием пищи осуществляется на полу), шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, кнопкой для вызова дежурного, тазами для гигиенических целей и стирки одежды. Камеры ИВС оборудованы механической вытяжной вентиляцией, однако вентиляция не обеспечивает воздухообмен вследствие не герметичного монтажа. Подозреваемые и обвиняемые не обеспечиваются постельным бельем, не обеспечивается ежедневная прогулка подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, продолжительностью не менее 1 час в связи отсутствием прогулочного дворика.
Изложенное свидетельствует о том, что требования указанных выше закона и Правил в периоды содержания Баужене М.А. в ИВС были нарушены, создаваемые бытовые условия не отвечали в полной мере требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, несмотря на то, что в имеющихся условиях, руководство ИВС при ОВД г. Немана старалось обеспечить обвиняемому все необходимые условия содержания.
Данные нарушения причинили Баужене М.А. физические и нравственные страдания, тогда как ст. 21 ч.1 Конституции РФ предусматривает, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления.
Исходя из установленных обстоятельств суд пришел к выводу, что содержание Баужене М.А. в ИВС в условиях, не соответствующих установленным нормам, само по себе является основанием для признания факта причинения ему физических и нравственных страданий в степени, превышающей неизбежный уровень страдания, присущий ограничению свободы и не требует представления каких-либо дополнительных доказательств.
При определении размера денежной компенсации морального вреда суд с учетом требований статей 151 и 1101 ГК РФ принимает во внимание характер причиненных истцу нравственных и физических страданий, личность истца, продолжительность нахождение в ИВС, психотравмирующей ситуации, связанной с ненадлежащими условиями содержания в ИВС, степень вины лиц, несущих установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, и считает необходимым взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 100 руб.
В соответствии с п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ в качестве представителя ответчика по искам в Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов или должностных лиц этих органов выступает главный распорядитель средств федерального бюджета – Министерство внутренних дел Российской Федерации (п.100 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. №699, Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач). Однако, МВД России, будучи главным распорядителем средств федерального бюджета, в соответствии со ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ, не является органом, непосредственно осуществляющим исполнение решения суда в части взыскания денежных средств, в связи с чем компенсация морального вреда подлежит взысканию с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 100 (░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░