Решение по делу № 2-646/2022 от 10.01.2022

Дело

УИД 79RS0002-01-2022-000076-20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 марта 2022 года                                                                                             г. Биробиджан

    Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

    судьи Кривошеевой И.В.,

с участием:

процессуального истца помощника прокурора Ленинского района ЕАО Авдеевой Д.Д.,

представителя ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО Кочетова А.С.,

представителя третьего лица ГП ЕАО «Фармация» Лаврущева В.А.,

при секретаре Хабибулиной Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Викулова Константина Николаевича к департаменту здравоохранения правительства ЕАО, государственному предприятию Еврейской автономной области «Фармация» о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района Еврейской автономной области обратился в суд с иском в интересах Викулова Константина Николаевича к департаменту здравоохранения правительства ЕАО, государственному предприятию Еврейской автономной области «Фармация»    о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, взыскании компенсации морального вреда, указав, что Викулов К.Н. наблюдается в ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ», имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами. На имя истца на отсроченном обслуживании находятся рецептурные бланки от 28.10.2021 на лекарственный препарат «Метформин», от 28.10.2021 на лекарственный препарат «Бисопролол», от 28.10.2021 на лекарственный препарат «Гликлазид». Просит обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО, ГП ЕАО «Фармация» организовать обеспечение Викулова Константина Николаевича лекарственными препаратами «Метформин», «Бисопролол», «Гликлазид» в объеме, рекомендованном соответствующими медицинскими учреждениями по медицинским показаниям, до отмены данных препаратов лечащим врачом. Взыскать с ответчиков в пользу Викулова К.Н. в счет компенсации морального вреда по 10 000 рублей.

В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Ленинского района Еврейской автономной области Авдеева Д.Д. просила взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Викулова К.Н. компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей. Уточнила, что фактически ими были заявлены требования об обеспечении материального истца лекартсвенными средствами по рецептурным бланкам от 28.10.2021 на лекарственный препарат «Метформин», от 28.10.2021 на лекарственный препарат «Бисопролол», от 28.10.2021 на лекарственный препарат «Гликлазид». От данных требований, а также от требований в части взыскания компенсации морального вреда с ГП ЕАО «Фармация» истец отказывается, в связи с выдачей лекарственных средств, поэтому просит прекратить производство по указанным требованиям. Последствия отказа от исковых требований в части разъяснены и понятны. По существу поддержала доводы искового заявления.

Истец Викулов К.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, направил в суд заявление, согласно которому отказывается от исковых требований к ответчикам в части обеспечения лекарственными препаратом, а также в части взыскания компенсации морального вреда с ГП ЕАО «Фармация». Последствия отказа от исковых требований в части разъяснены и понятны.

Представитель департамента здравоохранения правительства ЕАО Кочетова А.С., действующий на основании доверенности, против прекращения производства по делу в части требования об обеспечении лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда с ГП ЕАО «Фармация» не возражал, полагал требования о компенсации морального вреда к департаменту здравоохранения завышенными.

Представитель ГП ЕАО «Фармация» Лаврущев В.А., действующий на основании доверенности, против прекращения производства по делу в части требования об обеспечении лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда с ГП ЕАО «Фармация» не возражал, полагал требования о компенсации морального вреда к департаменту здравоохранения завышенными.

Иные лица, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, согласно отзыву ОГКУ «Центр государственных закупок ЕАО» департамент здравоохранения правительства ЕАО самостоятельно осуществляет планирование закупок лекарственных средств, заключение и исполнение соответствующих государственных контрактов, в связи с чем не возражают против удовлетворения заявленных требований.

Суд заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Из материалов дела следует, ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ Викулова К.Н. выписаны рецепты от 28.10.2021 на лекарственный препарат «Метформин», от 28.10.2021 на лекарственный препарат «Бисопролол», от 28.10.2021 на лекарственный препарат «Гликлазид».

В судебном заседании установлено, что истец обеспечен необходимыми лекарственными средствами по указанным рецептурным бланкам 30.12.2021, 09.12.2021, 19.01.2022.

Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут закончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Порядок реализации истцом своего процессуального права на отказ от иска, предусмотренный ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, определен ст. 173 ч. 1 ГПК РФ Данная норма предусматривает, что заявление истца об отказе от иска заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом. В случае, если отказ от иска выражен в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Стороной истца в судебное заседание представлено заявление об отказе от иска, заявленного к департаменту здравоохранения правительства ЕАО, в части возложения обязанности обеспечить лекарственными препаратами, а также от требований о взыскании компенсации морального вреда, заявленных к ГП ЕАО «Фармация».

Суд принимает отказ истца от иска в части требования организовать обеспечение лекарственными средствами, а также о взыскании компенсации морального вреда с ГП ЕАО «Фармация», поскольку он не нарушает права и интересы иных лиц, закону не противоречит.

Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

В соответствие со ст. 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Данное требование закона сторонам разъяснено и понятно.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами

медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 14 указанного Порядка предусмотрено, что при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 19 Порядка).

Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.

Разрешение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи пунктом 21.1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Статьей 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих

государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области, урегулированы Законом ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области».

Согласно ст. 3 данного Закона обеспечение лекарственными средствами, препаратами и (или) изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в области медицинской помощи в порядке, установленном правительством области.

Постановлением правительства ЕАО от 28.12.2020 № 538-пп наименование управления здравоохранения правительства ЕАО изменено на департамент управления здравоохранения правительства ЕАО.

Постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп определено, что департамент здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения.

В соответствии с Постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области», департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей.

Таким образом, организация обеспечения определенных категорий граждан лекарственными средствами на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.

В нарушение установленного Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, рецепты Викулова К.Н. обслужены с нарушением указанного срока.

Необеспечение Викулова К.Н. в срок необходимыми лекарственными препаратами прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает право гражданина на качественную, своевременную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.

В соответствии с частью 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Доказательства отсутствия вины департамента здравоохранения в причинение истцу морального вреда, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суду не представлены.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, заболевание истца, его возраст, период, в течение которого он, в нарушение установленного законом срока, не был обеспечен назначенными по жизненным показаниям препаратами, степень вины ответчика, суд приходит к выводу, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда завышен, и с учетом требований разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 3 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Викулова Константина Николаевича к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Викулова Константина Николаевича компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

Прекратить производство по исковым требованиям прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Викулова Константина Николаевича к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, к государственному предприятию Еврейской автономной области «Фармация» о взыскании компенсации морального вреда в связи с отказом истца от данных требований.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                    И.В. Кривошеева

2-646/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Викулов Константин Николаевич
Прокурор Ленинского района ЕАО
Ответчики
Фармация, ГП ЕАО
Департамент здравоохранения правительства ЕАО
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Кривошеева Ирина Викторовна
Дело на странице суда
birobidzhansky.brb.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2022Передача материалов судье
17.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2022Подготовка дела (собеседование)
01.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2022Судебное заседание
01.03.2022Судебное заседание
01.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее