ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, д. 51,
г. Улан-Удэ, 670000
тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,
E-mail: vs.bur@sudrf.ru
Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/
судья Баторова Д.А.
дело № 21-526
поступило 10 сентября 2021 года
УИД 04RS0007-01-2021-005808-35
Р Е Ш Е Н И Е
8 ноября 2021 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Булгытовой Светланы Валерьевны
при секретаре Ангушевой Ю.А.
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ПАО «ТГК-14»,
У С Т А Н О В И Л:
1. Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия Барской З.В. № 04-071/2021 от 2 июля 2021 года ПАО «ТГК-14» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 10 000 рублей.
ПАО «ТГК-14» обжаловало постановление в районный суд.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 23 августа 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ПАО «ТГК-14»– без удовлетворения
ПАО «ТГК-14» подало жалобу на решение районного суда и постановление должностного лица в вышестоящий суд.
В заседании вышестоящего суда представители ПАО «ТГК-14» Пурбуева Е.В. и Папырина Т.В. поддержали доводы жалобы, представители должностного лица Чимитдоржиева В.Ж., Цыренов Т.Ц., помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Бугаева Н.С. возражали против удовлетворения жалобы.
2. Рассмотрев дело, вышестоящий суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 3 статьи 8.21 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для, очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из постановления о назначении административного наказания и материалов дела видно, что в апреле 2021 года Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Забайкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена выездная проверка в отношении филиала «Улан-Удэнский энергетический комплекс» ПАО «ТГК-14».
Проверена работа шести котельных, в том числе:
<...>
<...>
<...>
Перечисленные котельные эксплуатируются без газоочистного оборудования, что не соответствует требованиям закона.
Федеральный закон от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон № 96-ФЗ) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Из статьи 1 данного Федерального закона следует, что установка очистки газа – это сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В пункте 7 статьи 16 Федерального закона № 96-ФЗ указано, что запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно статье 16.1 данного Федерального закона:
эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15 сентября 2017 года № 498 утверждены Правила эксплуатации установок очистки газа.
Из Правил следует, что:
запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (пункт 8);
ГОУ (газоочистная установка) должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ (пункт 9);
в случае, если ГОУ отключена или не обеспечивает проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов, эксплуатация соответствующего технологического оборудования (установки) запрещена (пункт 10).
Поскольку котельные, указанные в постановлении о назначении административного наказания, эксплуатируются в отсутствие установок очистки газов, ПАО «ТГК-14» обоснованно привлечено к административном ответственности.
3. ПАО «ТГК-14» вину в совершении административного правонарушения не признает по мотиву, что необходимости устанавливать газоочистные сооружения на указанные котельные не имеется, поскольку нет данных о превышении допустимой концентрации вредных веществ.
Должностное лицо и районный суд обоснованно отклонили эти доводы.
Запрет на размещение и эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют установок очистки газов, прямо предусмотрен пунктом 7 статьи 16 Федерального закона № 96-ФЗ, пунктом 8 Правил эксплуатации установок очистки газа.
Положения о том, что объекты хозяйственной и иной деятельности могут эксплуатироваться без установок очистки газов в случае, если не превышены нормативы допустимых выбросов, закон не содержит.
Доводы о том, что 11 февраля 2019 года обществу выдано разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, а также о том, что проектной документацией котельных не предусмотрена установка газоочистного оборудования, нельзя принять во внимание, поскольку эти обстоятельства не указаны в законе как допускающие эксплуатацию объектов без установок очистки газа.
Также подлежат отклонению ссылки на статью 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в которой указаны категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Из статьи 15 Федерального закона № 96-ФЗ следует, что:
в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух (пункт 1);
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 9);
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 10);
для осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух (пункт 11).
Пункт 7 статьи 16 Федерального закона № 96-ФЗ не разделяет объекты хозяйственной и иной деятельности на категории, поэтому следует признать, что содержащийся в нем запрет на размещение и эксплуатацию объектов без установок очистки газов распространяется на объекты всех трех категорий.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, вышестоящий суд
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия № 04-071/2021 от 2 июля 2021 года и решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 23 августа 2021 года оставить без изменения, жалобу ПАО «ТГК-14» – без удовлетворения.
Судья С.В. Булгытова