Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2019 года г.Рязань
Советский районный суд г.Рязани в составе председательствующего судьи Эктова А.С., при секретаре Щелкушкиной М.Ю., с участием
представителя истца - помощника прокурора Московского района г.Рязани Кабочкиной И.Н.,
представителя ответчика ИП Моргунова В.В. - Новикова А.С., действующего на основании доверенности,
ответчика ИП Суздалевой И.М. и её представителя Жуковой Ю.С., действующей на основании устного заявления,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Московского района г.Рязани в интересах неопределенного круга лиц к ИП Моргунову Владимиру Владимировичу и ИП Суздалевой Ирине Михайловне о возложении обязанности по исполнению требований законодательства о транспортной безопасности
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Московского района г.Рязани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что Прокуратурой Московского района г.Рязани проведена проверка по обращению ИП Моргунова В.В. по факту допущенных нарушений в области соблюдения законодательства о транспортной безопасности.
В ходе проверки было установлено, что по адресу: <адрес> расположен объект транспортной инфраструктуры - автовокзал «Центральный» <адрес>, предназначенный для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Помещения автовокзала «Центральный» <адрес> принадлежат на праве собственности: ИП Моргунову В.В. - помещение <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., ИП Суздалевой И.М. - помещение <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., ООО «ПассажирСервис» - помещение <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. В соответствии с договором аренды недвижимого имущества от 01.04.2018г. № ООО «ПассажирСервис» передало ИП Моргунову В.В. в аренду нежилое помещение <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м.
В соответствии с п.п.«а» п.5 ст.1 Закона РФ от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» к числу объектов транспортной инфраструктуры относятся, в том числе, автовокзалы.
В соответствии со ст.8 Закона РФ от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» разработаны и утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017г. №495 «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», которые вступили в законную силу с 01.07.2017г. и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что оценка уязвимости вышеуказанного объекта транспортной инфраструктуры - автовокзала «Центральный» г.Рязани производилась ООО «ПассажирСервис» в 2015 году.
Несмотря на изменение с 01.07.2017г. требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, дополнительная оценка их уязвимости в части, касающейся произошедших изменений, до настоящего времени не проведена.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, прокурор Московского района г.Рязани просит суд обязать ответчиков ИП Моргунова В.В. и ИП Суздалеву И.М. обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - автовокзал «Центральный» г.Рязани и утвердить в установленном порядке результаты оценки уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры, а также обязать ответчиков на основании проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры внести изменения в план обеспечения транспортной безопасности и представить его на утверждение в Федеральное дорожное агентство в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов дополнительно проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Представитель истца - помощник прокурора Московского района г.Рязани Кабочкина И.Н., в судебном заседании поддержала заявленные требования по указанным выше основаниям.
Представитель ответчика ИП Моргунова В.В. - Новиков А.С. в судебном заседании полагал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ответчик ИП Суздалева И.М. и её представитель Жукова Ю.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований на том основании, что ИП Суздалева И.М. не является субъектом транспортной инфраструктуры, т.к. не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров, поэтому обязанность по проведению предусмотренных действующим законодательством мероприятий по обеспечению транспортной безопасности должна быть возложена в полном объеме на ответчика ИП Моргунова В.В.
Ответчик ИП Моргунов В.В., третье лицо ООО «ПассажирСервис» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения надлежащим образом извещены, об уважительности причин неявки не сообщили.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика ИП Моргунова В.В. и третьего лица ООО «ПассажирСервис».
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п.«а» п.5 ст.1 Закона РФ от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» к числу объектов транспортной инфраструктуры относятся, в том числе автовокзалы.
Согласно п.1, п.10 ст.1 указанного Федерального закона под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, то есть от противоправных действий (бездействий), в том числе террористических актов, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса.
В силу ч.1 ст.2 Закона РФ от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч.1 ст.4 Федерального закона «О транспортной безопасности»).
При этом согласно п.9 ст.1 Закона РФ от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с ч.2 указанной статьи к числу основных задач обеспечения транспортной безопасности относятся, в частности, определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Как следует из п.2 ст.1 Закона РФ от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - это отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Согласно ч.1 ст.6 Закона РФ от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В п.6 ст.1 Закона РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007г. №16-ФЗ содержится понятие оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, под которой понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Оценка уязвимости транспортных средств от актов незаконного вмешательства, порядок ее проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 5 вышеуказанного Закона).
Частью 1 ст.8 Закона РФ от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно положениям п.9 Приказа Минтранса России от 12.04.2010г. №87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», при изменении, в том числе, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в трехмесячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017г. №495 были утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. В соответствии с п.2 данного Постановления Правительства РФ, утвержденные им требования вступают в силу с 1 июля 2017 года.
Согласно п. п. 17 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры при изменении положений Требований, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечиваются проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству).
В судебном заседании установлено, что по адресу: <адрес> располагается здание автовокзала «Центральный» <адрес>.
Данный объект недвижимого имущества находится на земельном участке кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., с видом разрешенного использования: для обслуживания автовокзала. Указанный земельный участок принадлежит Моргунову В.В. - доля в праве <данные изъяты>, Суздалевой И.М - доля в праве <данные изъяты>, ООО «ПассажирСервис» - доля в праве <данные изъяты>.
Собственниками помещений в здании автовокзала «Центральный» <адрес> являются: Моргунов В.В. - помещение <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. (с 29.06.2017г.), Суздалева И.М. - помещение <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. (с 09.07.2013г.), ООО «ПассажирСервис» - помещение <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. (с 07.03.2017г.).
Согласно сведений из ЕГРИП, Моргунов В.В. и Суздалева И.М. зарегистрированы в Едином Государственном реестре в качестве индивидуальных предпринимателей. Основным видом деятельности Моргунова В.В. является деятельность автобусных станций, а Суздалевой И.М. - управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
01 апреля 2018 года между ООО «ПассажирСервис» и ИП Моргуновым В.В. был заключен договор аренды, согласно условиям которого ООО «ПассажирСервис» передало, а ИП Моргунов В.В. принял в аренду помещение <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> а также <данные изъяты> доли в праве на земельный участок с кадастровым номером № сроком с 01 апреля 2018 года по 28 февраля 2019 года с преимущественным правом пролонгации договора.
Также в ходе разбирательства по делу было установлено, что помещение автовокзала <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. и помещение <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. ранее принадлежали ОАО «Пассажиравтосервис».
В 2013 году прокурор Московского района г.Рязани обращался в Московский районный суд г.Рязани с иском в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Пассажиравтосервис» о понуждении ответчика провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - автовокзала «Центральный» г.Рязани.
Решением Московского районного суда г.Рязани от 10 июля 2013 года, вступившего в законную силу 16 августа 2013 года, исковые требования прокурора были удовлетворены. Суд обязал ОАО «Пассажиравтосервис» обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - автовокзала «Центральный», расположенного по адресу: <адрес>, и утвердить в установленном порядке результаты оценки уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры в течение месяца, разработать на основании категорирования объекта транспортной инфраструктуры - автовокзала «Центральный», расположенного по адресу: <адрес>, и результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - автовокзала «Центральный», расположенного по адресу: <адрес>, план обеспечения транспортной безопасности и утвердить его в компетентном органе в течение трех месяцев после выполнения первого требования, реализовать план обеспечения транспортной безопасности в течение шести месяцев с момента утверждения плана обеспечения.
Во исполнение данного решения суда, ОАО «Пассажиравтосервис» 10 октября 2014 года утвердило результаты проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - автовокзала «Центральный» <адрес> в Управлении транспортной безопасности Федерального дорожного агентства, а 23 июня 2015 года - утвердило план обеспечения безопасности автовокзала «Центральный».
Согласно реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, автовокзалу «Центральный» <адрес> присвоена 3 категория.
30 октября 2018 года ИП Моргунов В.В. обратился к прокурору Московского района г.Рязани с заявлением, в котором указал, что он, как собственник и арендатор нежилых помещений <данные изъяты> и <данные изъяты> в здании автовокзала «Центральный» <адрес> не имеет возможности осуществить проведение дополнительной оценки уязвимости данного объекта, поскольку собственник нежилого помещения <данные изъяты> ИП Суздалева И.М. игнорирует требования законодательства о транспортной безопасности.
Прокуратурой Московского района г.Рязани была проведена проверка, по итогам которой установлено, что в нарушение требований законодательства РФ не осуществлена дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - автовокзала «Центральный» <адрес>.
Указанный факт послужил причиной обращения прокурора Московского района г.Рязани с настоящим иском в суд.
Суд, разрешая заявленные исковые требования, приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017г. №495 были утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, а в соответствии с п. 2 данного Постановления Правительства РФ, утвержденные им требования вступили в силу с 1 июля 2017 года.
Вместе с тем, на момент разрешения спора, со дня вступления в силу новых требований по обеспечению транспортной безопасности, прошло длительное время (почти 2 года), однако дополнительная оценка уязвимости автовокзала «Центральный» <адрес> не проведена. Указанный факт ответчиками не оспаривался.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ответчики ИП Моргунов В.В. и ИП Суздалева И.М. в нарушение требований действующего законодательства не исполнили возложенную на них обязанность по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - автовокзала «Центральный» <адрес>, в виду чего несоблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности на указанном выше объекте, не принятие в течение длительного времени мер по проведению дополнительной оценки уязвимости автовокзала нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное использование объектов пассажирского транспорта, в связи с чем приходит к выводу о понуждении ответчиков к совершению определенных действий, а именно: проведении дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - автовокзала «Центральный» <адрес> и утверждению в установленном порядке результатов оценки уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры, установив срок исполнения 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.1 ст.9 Закона РФ от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Принимая во внимание вышеуказанные положения норм действующего законодательства, требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности по внесению соответствующих изменений в план обеспечения транспортной безопасности автовокзала «Центральный» <адрес> и утверждение его в компетентном органе (Федеральное дорожное агентство) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов дополнительно проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, также подлежат удовлетворению.
Доводы ИП Суздалевой И.М. о том, что в иске к ней необходимо отказать, поскольку она не является субъектом транспортной инфраструктуры, т.к. не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и передала принадлежащее ей помещение в аренду другому лицу, судом отклоняются по следующим основаниям.
Согласно п.9 ст.1 Закона РФ от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В судебном заседании было установлено и подтверждается выпиской из ЕГРП, что здание автовокзала «Центральный» <адрес>, представляет собой единый комплекс нежилых помещений <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> (л.д.11-14), а сам автовокзал является объектом транспортной инфраструктуры в силу прямого указания закона (п.п.«а» п.5 ст.1 Закона РФ от 09.02.2007г. №16-ФЗ).
Таким образом, помещение <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., находящееся в собственности Суздалевой И.М. не может рассматриваться как обособленный объект недвижимого имущества, не входящий в объект транспортной инфраструктуры - автовокзал «Центральный» <адрес>, а тот факт, что Суздалева И.М. не использует указанное помещение для осуществления деятельности по перевозке пассажиров, в данном случае правового значения не имеет.
В ходе производства по делу было установлено, что ИП Суздалева И.М. 07 марта 2019 года заключила с ООО «ШУРАРТ» договор аренды нежилого помещения, согласно которого ИП Суздалева И.М. передала в аренду ООО «ШУРАРТ» нежилое помещение <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> на срок по 07 февраля 2020 года.
Указанное обстоятельство не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска к ответчику ИП Суздалевой И.М., поскольку передача ИП Суздалевой И.М. помещения <данные изъяты> в аренду другому лицу не свидетельствует о том, что она утратила право собственности в отношении данного имущества. Обеспечение транспортной безопасности является публичной обязанностью, которую несут субъекты транспортной инфраструктуры, а поскольку ответчик ИП Суздалева И.М. является владельцем помещения <данные изъяты> на праве собственности, т.е. является субъектом транспортной инфраструктуры, возложение на неё соответствующей обязанности является допустимым.
С ответчиков ИП Суздалевой И.М. и ИП Моргунова В.В. в доход местного бюджета подлежит ко взысканию госпошлина в размере по 300 руб. с каждого, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска в суд.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Московского района г.Рязани в интересах неопределенного круга лиц к ИП Моргунову Владимиру Владимировичу и ИП Суздалевой Ирине Михайловне о возложении обязанности по исполнению требований законодательства о транспортной безопасности удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Моргунова Владимира Владимировича и индивидуального предпринимателя Суздалеву Ирину Михайловну:
- обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - автовокзал «Центральный» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> утвердить в установленном порядке результаты оценки уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- на основании проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры внести изменения в план обеспечения транспортной безопасности и представить его на утверждение в компетентный орган в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов дополнительно проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Моргунова Владимира Владимировича в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Суздалевой Ирины Михайловны в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.
Решение в месячный срок может быть обжаловано в Рязанский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Рязани.
Судья