11RS0010-01-2022-001012-40
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Сыктывкар 29 апреля 2022 года
Судья Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми Демидович С.М., при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении № 5-294/2022, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Холопова Виталия Витальевича,
установил:
В Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми 28.04.2022 поступил с материалами протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Холопова В.В.
Как следует из содержания протокола КМ № 132417 от 20.04.2022, составленного оперативным дежурным Отдела полиции № 2 УМВД по г. Сыктывкару, 20.04.2022 в 00 час. 05 минут Холопов В.В. находясь в подъезде дома № 5 по ул. Весенняя г. Сыктывкара, громко кричал, размахивал руками, выражался нецензурной бранью (безадресно). На замечания сотрудников полиции не реагировал, чем демонстративно нарушал общественный порядок, выражал явное неуважение к обществу. На неоднократные законные требования сотрудников полиции пройти в служебную автомашину для составления протокола по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ и установления личности, отвечал грубым отказом, стал вести себя агрессивно: размахивал руками, упирался, хватался за присвоенную форму одежды. Согласно ст. 20 Закона «О полиции» к нему была применена физическая сила (загиб руки за спину), а также согласно ст. 21 Закона «О полиции» - специальные средств: электрошоковое устройство, наручники (надеты в 00 час. 05 мин, сняты – в 00 час. 35 мин.).
Действия Холопова В.В. квалифицированы по ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив протокол и поступившие с ним материалы, судья приходит к следующему выводу.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении может быть разрешен вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Как указано в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
В силу ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Предоставленные в суд материалы не содержат сведений о составлении протокола по ч. 2 ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послуживших основанием для предъявления сотрудниками полиции к Холопову В.В. соответствующих требований.
Отсутствие указанных документов при рассмотрении поступившего материала в отношении Холопова В.В. не позволяет решить вопрос о законности требований сотрудников полиции, и как следствие, наличия оснований для привлечении лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в представленном протоколе административного задержания от 20.04.2022 указано, что Холопов В.В. задержан за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу требований, предусмотренных ч. 4 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
С учетом изложенного судья приходит к выводу, что отсутствие сведений о причастности Холопова В.В. к совершению противоправного деяния, а также нарушение правил оформления протокола административного задержания препятствует всестороннему, полному и объективному выяснению всех обстоятельств дела, как того требуют положения ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и рассмотрения дела в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что неполнота представленных материалов административного дела с учетом сроков его рассмотрения, установленных ч. 4 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть восполнена при рассмотрении дела, судья в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагает необходимым возвратить материалы дела об административном правонарушении в отношении Холопова В.В. должностному лицу Отдела полиции № 2 УМВД России по г. Сыктывкару для приобщения к делу соответствующих документов и оформления надлежащим образом протокола административного задержания, подтверждающих основание предъявления Холопову В.В. требования, о котором указано в протоколе КМ № 132417 от 20.04.2022.
Руководствуясь ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
определил:
Протокол об административном правонарушении КМ № 132417 от 20.04.2022, составленный по ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Холопова Виталия Витальевича возвратить вместе с приложенными материалами в Отдел полиции № 2 УМВД по г. Сыктывкару для устранения нарушений.
Судья С.М. Демидович