77RS0021-02-2022-021958-06
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-19232/2024
№ 2-504/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 28 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Медведкиной В.А.
судей Кузнецова С.Л., Чекрий Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона Мирный в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации об обязании провести рекультивацию земель
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 17 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 14 мая 2024 года.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А., выслушав объяснения представителя Минобороны России Строгановой Е.А., действующей на основании доверенности № от 22.01.2024, представителя ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России Романовой И.Ю. действующей на основании доверенности № от 11.06.2024, поддержавших доводы жалобы, возражения старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры РФ Бахтиной Н.И. и помощника военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона Западного военного округа ФИО8, судебная коллегия
установила:
военный прокурор гарнизона Мирный обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к проведению рекультивации загрязненных земельных участков <адрес>, находящихся на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения суда в законную силу. Заявленные требования мотивированы тем, что на указанном земельном участке расположены воинские части <данные изъяты>, в том числе площадки №№ (войсковая часть №) и №№ (войсковая часть №) <данные изъяты> Надзорными мероприятиями установлено, что на территории упомянутых площадок имеются загрязнения почв <данные изъяты> Так, в нарушение вышеуказанных норм закона, на территории площадок <адрес> в ходе хозяйственной деятельности, а также в результате аварийных проливов мазута при эксплуатации объектов топливно-мазутного хозяйства воинских частей <данные изъяты> в период <данные изъяты> образовались и не ликвидированы до настоящего времени загрязнения почвы нефтесодержащими продуктами в виде розлива нефтепродуктов (мазута), которые причиняют вред окружающей среде и почве. В октябре 2020 года военной прокуратурой <данные изъяты>, совместно со специалистами Росприроднадзора по Архангельской области, с привлечением экспертной организации - Федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу», проведен комиссионный осмотр с выездом на место территории розливов нефтепродуктов, в ходе которого произведен отбор проб почвы на территории площадок №, № позиционного района <данные изъяты>. По результатам исследования и лабораторного анализа проб почвы установлено, что содержание нефтепродуктов в фоновой пробе на площадке № составляет от 9900 до 52000 мг/кг, на площадке № - от 2800 до 9100 мг/кг. При этом, общая площадь загрязненных земель составляет 32980 кв.м. Управлением Росприроднадзора по Архангельской области в адрес ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России выдано предписание № от 16 февраля 2021 года о разработке проекта восстановления (рекультивации) от загрязнения нефтепродуктами земельных участков площадок № позиционного района <данные изъяты> до 1 октября 2021 года, а также обеспечении проведения мероприятий по рекультивации загрязненных земель до 1 октября 2022 года, которое до настоящего времени не исполнено. В связи с неисполнением вышеназванного предписания, в части разработки проекта восстановления (рекультивации) от загрязнения нефтепродуктами земельных участков, Управлением Росприроднадзора по Архангельской области в адрес ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России выдано новое предписание об устранении нарушений (№ от 15 декабря 2021 г.), с установленным сроком разработки проекта восстановления (рекультивации) до 16 июня 2022 года, которое до настоящего времени также не исполнено. Кроме того, в связи с непринятием необходимых мер по устранению загрязнений на площадках № и № 1 февраля 2021 года соответствующим постановлением Управления Росприроднадзора по Архангельской области № ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и ему назначен штраф в размере 400000 рублей (решением Мирнинского городского суда от 25 мая 2021 года по делу № постановление надзорного органа оставлено без изменения). Помимо изложенного, в 2019-2022 гг. командование <данные изъяты> с целью заключения государственных контрактов на проведение рекультивации загрязненных земель площадок № и № неоднократно обращалось в адрес начальника службы экологической безопасности Западного военного округа, советника (экологической безопасности) управления материально-технического обеспечения ГК ВКС, начальника штаба материально-технического обеспечения ВС РФ и начальника службы экологической безопасности штаба материально-технического обеспечения ВС РФ, заместителя командующего космическими войсками по материально-техническому обеспечению. Вместе с тем, до настоящего времени данные заявки не реализованы, соответствующие государственные контракты Минобороны России не заключены. Изложенные в настоящем исковом заявлении нарушения закона, имеющие место в связи с непринятием (бездействием) ответчиками мер по организации и проведению работы по рекультивации загрязненных земель, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц (военнослужащих, которые проходят военную службу в названных воинских частях с учетом переменного состава - солдат по призыву, прибывающих и убывающих военнослужащих в служебные командировки, военнослужащих по контракту, а также лиц гражданского персонала).
Решением Мирнинского городского суда Архангельской области от 17 ноября 2023 года иск военного прокурора гарнизона Мирный к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворен. Суд обязал Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации осуществить комплекс мероприятий, направленных на рекультивацию загрязненных земельных участков площадок № и № <данные изъяты>, находящихся на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 14 мая 2024 года решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решение и апелляционного определения по мотиву его незаконности.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, сведения о движении жалобы размещены на сайте суда в сети «Интернет», в связи с чем на основании пункта 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположены воинские части <данные изъяты>, в том числе площадки № <данные изъяты> и № <данные изъяты> <данные изъяты>, где в ходе хозяйственной деятельности, а также в результате аварийных проливов мазута при эксплуатации объектов топливно-мазутного хозяйства указанных воинских частей в период с 1980 по 1995 г.г. образовались и не ликвидированы до настоящего времени загрязнения почвы нефтесодержащими продуктами в виде розлива нефтепродуктов (мазута).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 апреля 2012 г. №1023 прекращено право оперативного управления ФГУ «607 Квартирно-эксплуатационный отдел» и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России недвижимое имущество, в том числе, земельный участок, на котором расположены площадки № <данные изъяты> и № <данные изъяты> космодрома «Плесецк».
В октябре 2020 года военной прокуратурой гарнизона Мирный, совместно со специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Архангельской области, с привлечением экспертной организации - Федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу», проведен комиссионный осмотр с выездом на место территории розливов нефтепродуктов, в ходе которого произведен отбор проб почвы на территории площадок № и №, <данные изъяты>
По результатам исследования и лабораторного анализа проб почвы установлено, что содержание нефтепродуктов в фоновой пробе на площадке № составляет от 9900 до 52000 мг/кг, на площадке № - от 2800 до 9100 мг/кг. При этом, общая площадь загрязненных земель составляет 32980 кв.м.
Управлением Росприроднадзора по Архангельской области в адрес ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России выдано предписание от 16 февраля 2021 г. № об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а именно: устранить нарушения в части отсутствия проекта рекультивации загрязненных нефтепродуктами земель на территории площадок № и № позиционного <данные изъяты> до 1 октября 2021 года, и проведения мероприятий по рекультивации загрязненных нефтепродуктами земель на территории указанных площадок до 1 октября 2021 года, которое до настоящего времени не исполнено.
В связи с неисполнением вышеназванного предписания в части разработки проекта восстановления (рекультивации) от загрязнения нефтепродуктами земельных участков, Управлением Росприроднадзора по Архангельской области в адрес ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России выдано новое предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 15 декабря 2021 г. №-ра/2-2021, а именно: устранить нарушения в части отсутствия проекта рекультивации загрязненных нефтепродуктами земель на территории площадок № и № до 16 февраля 2022 года, которое до настоящего времени также не исполнено.
В 2019-2022 гг. командование <данные изъяты> с целью заключения государственных контрактов на проведение рекультивации загрязненных земель площадок № и № неоднократно обращалось в адрес начальника службы экологической безопасности Западного военного округа (исх. №/ф от 19 февраля 2019 г., №/ф от 31 января 2020 г., №/ф от 23 октября 2020 г., №/ф от 14 октября 2021 г., №/ф от 20 декабря 2021 г., №/ф от 11 февраля 2022 г.), советника (экологической безопасности) управления материально-технического обеспечения ГК ВКС (исх. №/ф от 30 мая 2019 г., №/ф от 30 мая 2020 г., №/ф от 26 ноября 2020 г., №/ф от 31 мая 2021 г., №/ф от 25 ноября 2021 г.), начальника штаба материально-технического обеспечения ВС РФ и начальника службы экологической безопасности штаба материально-технического обеспечения ВС РФ (исх. №/ф от 31 июля 2019 г.), заместителя командующего космическими войсками по материально-техническому обеспечению (исх. №/ф от 4 апреля 2019 г., №/ф от 20 июня 2019 г., №/ф от 26 июля 2019 г., №/ф от 25 ноября 2020 г., №/ф от 1 июня 2021 г., №/ф от 25 ноября 2021 г.).
Вместе с тем, до настоящего времени данные заявки не реализованы, соответствующие государственные контракты Минобороны России не заключены.
Согласно сообщению главного инженера (начальника) службы (экологической безопасности) штаба (материально-технического обеспечения) ЗВО (исх. № от 24 марта 2022 г.), при дополнительном финансировании по статье расходов № «Мероприятия по обеспечению экологической безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации» для нужд ЗВО на основании поданных заявок будет организована работа по заключению государственных контрактов на оказание услуг по разработке рабочих проектов на очистку и рекультивацию загрязненных земель воинских частей нефтепродуктами.
По итогам ранее проведенных надзорных мероприятий военной прокуратурой гарнизона Мирный, начальнику ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России и командиру войсковой части № внесены представления об устранении нарушений закона (исх. № № и № от 20 декабря 2021 г. соответственно), в которых, в том числе потребовано организовать проведение мероприятий по рекультивации загрязненных земель площадок № <данные изъяты> и № <данные изъяты>
Согласно ответу ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России (исх. № от 14 февраля 2022 г.) обеспечение экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации регулируется приказом Министра обороны Российской Федерации от 14.09.2015 №350 «Об утверждении положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации», в соответствии с которым, главным распорядителем бюджетных средств по проведению работ по рекультивации и восстановлению загрязненной окружающей среды на объектах Министерства обороны Российской Федерации на территории Западного военного округа является штаб материально-технического обеспечения Западного военного округа (далее - штаб МТО ЗВО).
Для включения объектов в перечень целевого финансирования за счет бюджетных ассигнований в соответствии с приказом Минобороны России от 14 сентября 2015 г. №350 и указанием заместителя Минобороны России генерала армии ФИО9 от 9 ноября 2017 г. № информацию о выявленных загрязненных земельных участках, находящихся в ведении ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России, необходимо подавать в экологическую службу штаба МТО ВС РФ. При выделении денежных средств службой экологической безопасности соответствующего военного округа должна быть организована работа по восстановлению загрязненных земель.
В соответствии с данными указаниями и приказом ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России неоднократно обращалось в адрес экологической службы ЗВО. Согласно ответу службы экологической безопасности штаба МТО ЗВО от 15 ноября 2021 г. № заявка на потребность в бюджетных ассигнованиях по статье № «Мероприятия по обеспечению экологической безопасности в ВС РФ» для нужд ЗВО направлена в адрес советника службы экологической безопасности штаба МТО ВС РФ, для ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов планируется заключение государственного контракта на закупку сорбента.
По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, командиром войсковой части № сообщено (исх. №/со от 24 февраля 2022 г.), что командованием космодрома неоднократно подавались заявки, в том числе в адрес начальника службы (экологической безопасности) ЗВО на проведение рекультивации земель, загрязненных нефтепродуктами.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области ФИО10 № от 16 февраля 2022 года ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400000 рублей. Основание: учреждение, имея на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, не предпринимало все зависящие от него необходимые меры по устранению загрязнения и восстановления указанного земельного участка.
Решением судьи Мирнинского городского суда от 25 мая 2021 года по делу №12-18/2021 постановление надзорного органа оставлено без изменения, а жалоба защитника ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России ФИО15.- без удовлетворения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нарушения законодательства об охране окружающей среды и земельного законодательства органами военного управления Минобороны России фактически не устранены, мероприятия по рекультивации земельных участков до настоящего времени не проведены.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился ввиду следующего.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст. 4 вышеприведенного Федерального закона).
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.
Согласно пункту 2 указанных Правил рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (п. 3 Правил).
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (п. 6 Правил).
Материалами дела подтверждается и участвующими в деле лицами не оспаривается, что имеет место загрязнение нефтепродуктами земельных участков <данные изъяты> испытательного космодрома Министерства обороны Российской Федерации. Также не оспаривается необходимость принятия мер по рекультивации земельных участков. Несмотря на данные обстоятельства, нарушения природоохранного и земельного законодательства не устраняются.
Как правильно указал суд первой инстанции, иск прокурора подлежит удовлетворению не только к ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России, в оперативном управлении которого находится земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, но и к Минобороны России, как федеральному органу исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации.
Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности. Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Согласно подпунктам 45, 56, 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, министерство организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил; обеспечивает в Вооруженных Силах учет, хранение и расходование материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами, а также осуществляет контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил; осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Кроме того, ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» проводит работы, направленные на содержание объектов Минобороны Российской Федерации, заключает соответствующие государственные контракты для организации исполнения предписаний органов Росприроднадзора, в рамках выделенных денежных лимитов на проведение данных работ, направленных на содержание объектов Минобороны Российской Федерации.
Доводы апеллянта о том, что исковые требования являются преждевременными, также отклонены. Предписание Управления Росприроднадзора по Архангельской области в части разработки проекта восстановления (рекультивации) земель от загрязнения нефтепродуктами до настоящего времени не исполнено. В 2019-2020 гг. командование <данные изъяты> с целью заключения государственных контрактов по проведению рекультивации загрязненных земель площадок № и № неоднократно обращалось в адрес начальника службы экологической безопасности Западного военного округа, начальника штаба материально-технического обеспечения ВС РФ, заместителя командующего космическими войсками по материально-техническому обеспечению. До настоящего времени данные заявки не реализованы, соответствующие государственные контракты Минобороны России не заключены.
При этом выявленные нарушения нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц (военнослужащих, которые проходят военную службу в названных воинских частях с учетом переменного состава - солдат по призыву, прибывающих и убывающих военнослужащих в служебные командировки, военнослужащих по контракту, а также лиц гражданского персонала). В связи с чем, доводы ответчика о безосновательном вмешательстве прокурора в административно-хозяйственную деятельность ответчика также отклоняются судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Иск прокурора обоснованно удовлетворен не только к ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России, в оперативном управлении которого находится земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> но и к Минобороны России, как федеральному органу исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что прокурор не вправе обращаться с исковыми требованиями, ошибочны, противоречат положениям статей 3, 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Ссылки на необходимость заключения государственного контракта, на то, что отсутствует бездействие со стороны ответчиков, поскольку ведется работа по проведению рекультивации земель, поданы заявки, не свидетельствуют о незаконности судебных актов, поскольку в ходе рассмотрения дела установлены основания для возложения на ответчиков обязанности по проведению мероприятий по рекультивации земельных участков.
Вопреки доводам жалобы, установленный судом срок для осуществления комплекса мероприятий, направленных на рекультивацию загрязненных земельных участков площадок № и № <данные изъяты>, находящихся на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, является разумным с учетом объема необходимых работ.
Несогласие заявителей с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 17 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 14 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное правление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий
судьи