18RS0001-01-2024-005071-31
Дело № 2-4188/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2024 года Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Семеновой Е.А.,
при секретаре Пушиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Машкова Д.А. к ФГБУ «Судебно - экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по УР о взыскании расходов по оплате проезда к месту проведения очередного отпуска и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Истец Машков Д.А. обратился в суд с иском к ФГБУ «Судебно - экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по УР (далее по тексту - ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по УР, ответчик) о взыскании расходов по оплате проезда к месту проведения очередного отпуска за 2024 год и обратно в сумме 20 256 руб. 70 коп. на истца и его супругу.
Исковые требования мотивированы тем, что с 01.06.2024 года на основании Контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы от 28.05.2024 года он проходит службу в должности <данные изъяты> ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по УР, имеет специальное звание <данные изъяты>». На основании приказа ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по УР от 07.08.2024 года № ему была предоставлена неиспользованная часть основного отпуска за 2024 годи дополнительный отпуск за стаж службы в ФПС ГПС в количестве 26 календарных дней, с выездом в <адрес>, в период с 26.08.2024 по 20.09.2024. К месту проведения отпуска в <адрес> и обратно следовал на железнодорожном транспорте, совместно с ним следовала его супруга МАП. Рапорт о возмещении расходов, связанных с проездом к месту проведения отпуска и обратно в сумме 20 256 руб. 70 коп. с приложением всех необходимых документов был рассмотрен начальником ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по УР РВИ и принято решение об отказе в выплате компенсации от 02.09.2024 года. Отказ в выплате мотивирован ссылкой на письмо Правового департамента МЧС России от 29.12.2020 года №. Данный отказ считает незаконным. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия…» он имеет право на компенсацию оплаты проезда к месту проведения отпуска в связи с тем, что проходит службу в местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, к которым отнесен город Ижевск.
Определением суда от 08.10.2023 года по делу в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлеченоМинистерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В судебное заседание истец Машков Д.А. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика – ФГБУ «Судебно - экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по УР в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
В судебное заседание представитель 3-го лица - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. От третьего лица поступили пояснения на исковое заявление, указав, что с заявленными требованиями не согласен. Истец проходит службы в ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по УР расположенном в г. Ижевск Удмуртской Республики. Постановление Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029 не относит Удмуртскую Республику к районам Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, прохождение службы в которых дает право на получение социальной гарантии по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно. Постановление Правительства РФ от 23.01.2023 № 58 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» не регулирует предоставление такой социальной гарантии как оплата проезда к месту проведения отпуска и обратном сотрудникам ФПС ГПС, а устанавливает коэффициенты и процентные надбавки к их денежному довольствию. До настоящего времени не издано подзаконного нормативного акта, устанавливающего перечень местностей с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями в целях реализации социальной гарантии в виде проезда на безвозмездной основе для реализации социальной гарантии в виде проезда на безвозмездной основе к месту использования отпуска и обратно. Согласно п. 2.6 Устава ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по УР вправе осуществлять иные виды деятельности, приносящие доход, не являющимися основанными. Учреждение в рамках приносящей доход деятельности самостоятельно устанавливает порядок определения платы для физических и юридических лиц за оказываемые (выполняемые) услуги (работы), не относящиеся к основным видам деятельности (п.2.7. Устава). Доходы, полученные от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения (п. 2.8 Устава). Анализ законодательства показал, что в системе МЧС России отсутствует документ, устанавливающий перечень местностей с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями. Таким образом, считает возможным произвести оплату проезда к месту проведения основного отпуска по территории (в пределах) РФ и обратно за счет средств ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по УР. Просит отказать в иске в полном объеме.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, изучив и исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Машков Д.А. с 01.06.2024 года на основании контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы от 28.05.2024 года проходит службу в должности <данные изъяты> ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по УР, имеет специальное звание <данные изъяты>».
06.08.2024 года истцом на имя начальника ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по УР РВИ был подан рапорт о предоставление части основного отпуска за 2024 год и дополнительного отпуска за стаж службы в ФСП ГПС за 2024 год, с 26.08.2024 года с выездом в <адрес>. Совместно с Машковым Д.А. следует его жена МАП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Маршрут следования: поездом от ж/д вокзала <адрес> до ж/д вокзала <адрес> и обратно. Уведомлен о возмещении стоимости за проезд к месту проведения отпуска кратчайшим путем.
Согласно приказу ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по УР от 07.08.2024 № истцу предоставлена часть основного отпуска за 2024 год и дополнительного отпуска за стаж службы в ФСП ГПС продолжительность 26 календарных дней, в том числе основной отпуск - 15 календарный день, выходные и нерабочие праздничные дни – 4 календарных дня, дополнительный отпуск за стаж службы в ФСП ГПС -5 календарных дней, на проезд к месту проведения отпуска – 2 календарных дня, с 26 августа 2024 года по 20 сентября 2024 года с выездом в <адрес>. Маршрут следования к месту проведения отпуска железнодорожным транспортом от станции <адрес> до станции <адрес> и обратно.
К месту проведения отпуска истец Машков Д.А. и его супруга МАП (свидетельство о заключении брака <данные изъяты>) следовали железнодорожным транспортом от станции <адрес> до станции <адрес> и обратно. Согласно справки выданной АО «ИМЗ» от 10.09.2024 МАП., работает на <данные изъяты>» <данные изъяты> с 16.12.2022 года и по настоящее время, в организации социальные гарантии по проезду из средств федерального бюджета не предоставляются. Факт прибытия в <адрес> и убытия в <адрес> отражен в отпускном удостоверении № от 07.08.2024 года. Стоимость проезда на истца и супругу составила 20 256 руб. 70 коп., что подтверждается посадочными купонами на сумму 5 169 руб., 5 042,2 руб., 6 187,5 руб., 3858 руб., кассовым чеком № от 27.05.2022.
По выходу из отпуска истцом подан рапорт о возмещении расходов, связанных с проездом к месту проведения отпуска и обратно на него и жену, к которому приложены все необходимые документы.
Рапорт, поданный истцом о возмещении расходов на проезд, рассмотрен начальником ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по УР РВИ и принято решение об отказе в выплате компенсации, со ссылкой на письмо Правового Департамента МЧС России от 29.12.2020 № №, что подтверждается соответствующей резолюцией на рапорте.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в организациях, учреждениях и органах, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного (каникулярного) отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год, если иное не предусмотрено федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Порядок оплаты проезда сотрудника и члена его семьи устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Истец проходит службу в ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по УР, расположенном в г. Ижевске Удмуртской Республики.
Указанный населенный пункт не входит в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029.
Подзаконного нормативного акта, устанавливающего перечень местностей с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями в целях реализации военнослужащими социальной гарантии в виде проезда на безвозмездной основе к месту использования отпуска и обратно, в настоящее время не издано.
В сложившейся ситуации следует руководствоваться ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, в которой определено, что в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях установлен перечень местностей с неблагоприятными климатическими условиями в целях дополнительного материального стимулирования лиц, проходящих службу на соответствующих территория» (далее – Постановление № 1237) Удмуртская Республика отнесена к местностям с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.
Поскольку, специального нормативного акта, направленного на реализацию ч. 6 ст. 3 ФЗ № 283 не существует, суд применяет к спорным отношениям Постановление № 1237 по аналогии закона, иное привело бы к нарушению гарантий, предусмотренных приведенными нормативными актами.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец, проходящий службу на территории Удмуртской Республики, отнесенной к местностям с неблагоприятными климатическими условиями, имеет право оплаты ему проезда и члена его семьи к месту отпуска и обратно на безвозмездной основе, в связи с чем, денежные средства в виде компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно подлежат взысканию в пользу истца с ответчика ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по УР.
Ссылка ответчика на письмо Директора Финансово-экономического департамента МЧС России от 29 декабря 2020 года № как на основание для невыплаты такой компенсации, является несостоятельной, поскольку указанное письмо не является нормативным актом, отменяющим либо изменяющим основания для оплаты стоимости проезда сотрудника к месту проведения основного отпуска.
Согласно Уставу ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ является некоммерческой организацией в форме федерального государственного бюджетного учреждения.
Учредителем и собственником имущества учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет МЧС России в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п. 1.2 и п. 1.3 Устава). К компетенции учредителя относится финансовое обеспечение деятельности учреждения.Финансовое обеспечение деятельности ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ осуществляется в том числе за счет средств субсидий из федерального бюджета Российской Федерации ( п. 4.14 Устава).
Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Особенности деятельности бюджетных учреждений, к числу которых относится ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по УР, регламентированы положениями статьи 9.2 указанного федерального закона.
Частью 5 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом публичной власти федеральной территории, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.
Положениями части 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» регламентировано, что финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом публичной власти федеральной территории, местной администрацией муниципального образования.
В реализацию вышеуказанных положений Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» принято Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 590 «О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления».
Пунктом 9 Правил определено, что финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели.
В соответствии с требованиями пункта 5 Правил, федеральный орган государственной власти (государственный орган) в течение месяца со дня утверждения ему в установленном порядке как главному распорядителю средств федерального бюджета соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств принимает правовой акт об осуществлении учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств, информация об исполнении которых согласована с Министерством финансов Российской Федерации (далее - приказ).
В целях реализации приведенных положений Правил, МЧС России принят приказ от 29.01.2021 № 36 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых МЧС России осуществляет функции и полномочия учредителя, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на иные цели».
Согласно положениям пункта 2.1.8 Приказа, в соответствии с решениями МЧС России учреждениям предоставляются целевые субсидии на осуществление выплат физическим лицам по оплате (возмещению) расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для сотрудников ФПС ГПС, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в учреждениях, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, и одного из членов их семей.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме. Учитывая, что ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по УР не исполнены обязательства перед истцом по оплате проезда к месту отдыха и обратно по причине отсутствия целевой субсидии, на МЧС России подлежит возложению обязанность по выделению денежных средств на указанные цели.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Машкова Д.А. к ФГБУ «Судебно - экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по УР о взыскании расходов по оплате проезда к месту проведения очередного отпуска и обратно, удовлетворить.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Удмуртской Республики (<данные изъяты>) расходы по оплате проезда к месту проведения очередного отпуска за 2024 год и обратно в пользу Машкова Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации: <данные изъяты>, в сумме 20 256 (двадцать тысяч двести пятьдесят шесть) рублей 70 копейки за счет средств, выделенных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на возмещение расходов на проезд к месту отдыха и обратно Машкову Д.А. и его супруге МАП.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ижевска.
Мотивированное решение изготовлено 2 декабря 2024 года.
Судья Семенова Е.А.