Р’ Р• Р РҐ Рћ Р’ Рќ Р« Р™ РЎ РЈ Р”
Р Р• РЎ Рџ РЈ Р‘ Р› Р Рљ Р Рў Рђ Рў Рђ Р РЎ Рў Рђ Рќ
Рџ Рћ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р› Р• Рќ Р Р•
4Р°-1010
город Казань 10 июня 2019 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Гафаров Р.Ф., рассмотрев жалобу Сафарова Мурода Тахировича на вступившее в законную силу постановление судьи Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 мая 2018 года, вынесенное в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
постановлением судьи Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 мая 2018 года Сафаров М.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, Сафаров М.Т. просит состоявшееся судебное постановление отменить, производство по делу прекратить.
Рзучив истребованное дело, РґРѕРІРѕРґС‹ защитника, полагаю, что жалоба РЅРµ подлежит удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
Согласно части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).
В силу статьи 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи (в редакции, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Сафарова М.Т. к административной ответственности).
Статья 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» указывает, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 23 мая 2018 года в 10 часов в ходе проверки соблюдения иностранными гражданами иммиграционного законодательства было выявлено, что гражданин Республики Таджикистан Сафаров М.Т. находится на территории Российской Федерации без документов, дающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Отмеченные обстоятельства подтверждаются собранными РїРѕ делу доказательствами, РІ числе которых протокол РѕР± административном правонарушении РѕС‚ 23 мая 2018 РіРѕРґР° в„– 9100719 (Р».Рґ. 2); рапорт участкового уполномоченного полиции (Р».Рґ. 4); письменные объяснения Сафарова Рњ.Рў., согласно которым РѕРЅ СЃРІРѕСЋ РІРёРЅСѓ РІ совершении правонарушения признал (Р».Рґ. 5); сведения РёР· базы данных РђРЎ ЦБДУРР“ УФМС Р РѕСЃСЃРёРё (Р».Рґ. 8-17).
Перечисленные доказательства были исследованы и оценены нижестоящей судебной инстанцией по правилу, установленному положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обоснованно признаны допустимыми и достоверными.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Содеянное Сафаровым М.Т. правильно квалифицировано по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения Сафарова М.Т. к административной ответственности соблюден.
Постановление о привлечении Сафарова М.Т. к административной ответственности вынесено в рамках срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Утверждение заявителя о том, что он не был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, в силу чего дело рассмотрено судьей в его отсутствие, подлежит отклонению, поскольку противоречит фактически установленным обстоятельствам дела.
Так, подписка о разъяснении ему в судебном заседании прав, предусмотренных статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствует о том, что он принимал непосредственное участие в судебном разбирательстве и довел до судьи свое отношение к выдвинутому против него обвинению (л.д. 20).
Доводы жалобы о том, что дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации назначено Сафарову М.Т. несправедливо и влечет нарушение права на уважение семейной жизни, не являются основанием для изменения состоявшегося по делу судебного постановления.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении Сафарову М.Т. административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда соблюдены.
Автор жалобы в оправдание допущенного им порядка пребывания в Российской Федерации ссылается на то, что состоит в фактических брачных отношениях с гражданкой Российской Федерации и воспитывает с ней троих совместных детей.
Между тем каких-либо убедительных доказательств в пользу возникновения с ними устойчивых семейных связей, к разрыву которых может привести исполнение назначенного заявителю наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, не представил.
Рзложенное РЅРµ дает РїРѕРІРѕРґР° считать, что оспариваемым решением была нарушена статья 8 Конвенции Рѕ защите прав человека Рё основных СЃРІРѕР±РѕРґ.
Более того, материалы дела свидетельствуют о том, что Сафаров М.Т. длительное время (с 2015 года) проживал на территории Российской Федерации без регистрации, не предпринимая никаких мер к исполнению требований миграционного учета, законных источников дохода не имел, неоднократно привлекался к административной ответственности, в том числе и за нарушения в области иммиграционного законодательства.
Отсюда видно, что фигурант демонстрирует пренебрежение к законодательству страны пребывания, не желает его соблюдать и вести правомерный образ жизни.
Административное наказание назначено Сафарову М.Т. в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1-4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Рї Рѕ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
постановление судьи Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 мая 2018 года, вынесенное в отношении Сафарова Мурода Тахировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Сафарова Мурода Тахировича – без удовлетворения.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров