Решение по делу № 2а-206/2020 от 10.06.2020

дело № 3а-206/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Астрахань 10 августа 2020 года

Астраханский областной суд в составе:

председательствующего судьи Мухамбеталиевой Н.Х.,

при секретаре Айсангалиевой Б.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-206/2020 по административному исковому заявлению Петряковой Ю.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

Петрякова Ю.А. обратилась в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, указав, что она является собственником земельного участка, с кадастровым номером , площадью 8609 кв.м., земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, расположенного по адресу: <адрес>

По результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 15056 366,19 руб.

Административный истец не согласен с указанной кадастровой стоимостью земельного участка, считает ее завышенной и не соответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются его права как налогоплательщика. Просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке, в размере 5403000 руб.

Административный истец Петрякова Ю.А. в судебное заседание не явилась, о дате рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца Бахмутов Р.Т. в судебном заседании поддержал заявленные административные требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости в размере 5403000 руб.

Представители Правительства Астраханской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Астраханской области, Управления Росреестра по Астраханской области, администрации муниципального образования «Село Пришиб» Астраханской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка представителей заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения оценщика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В соответствии со статьей 11 Закон об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.

Как следует из материалов дела, Петрякова Ю.А. является собственником земельного участка, с кадастровым номером , площадью 8 609 кв.м., земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, расположенного по адресу: <адрес>

Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена 19 октября 2018 года и составляет 15056 366,19 руб.

Судом установлено, что в настоящее время определена новая кадастровая стоимость на 01 января 2019 года и составляет 582426, 11 руб.

Вместе с тем, ранее установленная кадастровая стоимость земельного участка затрагивает права и обязанности Петряковой Ю.А., как собственника земельного участка, так как согласно представленному в суд налоговому уведомлению от 15.08.2019 г. ей необходимо оплатить налог на земельный участок за 2018 г., исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной на 2018 г.

С учетом изложенного, суд считает, что административный истец вправе требовать ее пересмотра при определении рыночной стоимости объекта недвижимости в силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.

В силу части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Оспаривая результаты кадастровой стоимости спорного земельного участка, административный истец представил суду отчет об оценке от 16 декабря 2019 года №214/2.12.19, подготовленный оценщиком ООО «Нижневолжское агентство оценки» Кутняковым И.С., согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 19 октября 2018 года земельного участка, кадастровый номер , составляет 5403000 рублей.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.

В соответствии с общими требованиями, установленными к содержанию отчета, отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете (часть 3 статьи 11 Закона об оценочной деятельности).

Федеральным стандартом оценки N 3 "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 N 299, предусмотрено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов:

в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки;

информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена;

содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

Проверяя соответствие отчета, выполненному оценщиком, законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, суд приходит к выводу о том, что указанный отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости соответствует требованиям федерального законодательства.

Анализ исследования оценщика свидетельствует о том, что он соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденных Приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 297, N 298, N 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 611. Приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.

Из содержания отчета усматривается, что в нем приведено описание объекта исследования, его основные количественные и качественные характеристики. Оценщик указал, что расчет рыночной стоимости объекта затратным подходом невозможен. Использованы только сравнительный и доходный подходы. Расчеты с применением доходного подхода приведены в отчете в виде справочной информации и не учитывались при определении итоговой стоимости земельного участка. Обоснования принятия такого решения подробно изложены в отчете (л.д. 60). Для определения рыночной стоимости объекта исследования оценщик применил сравнительный подход и получил следующие результаты.

Стоимость объекта сравнительным подходом составила 5403439 рублей. Ввиду того, что при расчете объекта оценки применялись результаты, полученные только сравнительным подходом и согласование результатов не требовалось, данном подходу применен вес – 1.

Таким образом в результате выполненных расчетов рыночная стоимость объекта исследования – земельного участка с кадастровым номером , площадью 8609 кв.м., расположенного по адресу <адрес> составила 5403000 рублей по состоянию на 19 октября 2018 года.

В ходе судебного заседания оценщик Кутняков И.С. заключение об оценке поддержал, пояснив, что допущенные заказчиком технические опечатки не влияют на оценку объекта, замечания комиссии являются формальными, все корректировки произведены правильно, на итоговую стоимость не влияют.

Оценивая результаты оценки, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение оценщика базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.

Таким образом, ставить указанное заключение оценщика под сомнение у суда оснований не имеется. Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого нежилого помещения сделано оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Выводы оценщика основываются на положениях, обоснованность и достоверность которых можно проверить, его выводы сделаны на базе общепринятых научных и практических данных, достаточно полно мотивированы, приведены методы исследования и расчеты величины рыночной стоимости объекта оценки.

В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения оценки; основания её проведения; сведения об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы), которому поручено проведение экспертизы; объект исследований, описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов, приложены документы и материалы, иллюстрирующие заключение оценщика.

На основании изложенного суд считает возможным принять указанный выше отчет об оценки объекта недвижимости в качестве надлежащего доказательства и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу.

Суд считает, что административное исковое заявление Петряковой Ю.А. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежит удовлетворению, и полагает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером площадью 8609 кв.м., земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 19 октября 2018 года в размере 5403000 руб.

Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусматривают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Датой обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является 26 декабря 2019 года. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объекта недвижимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 01 января 2019 года, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Петряковой Юлии Александровны удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 8609 кв.м., земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 19 октября 2018 года в размере 5403000 рублей (пять миллионов четыреста три тысячи) рублей.

Датой подачи заявления считать 26 декабря 2019 года.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Х.Мухамбеталиева

2а-206/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Петрякова Юлия Александровна
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области
Правительство Астраханской области
Другие
Бахмутов Рифат Тайфурович
Администрация МО "Село Пришиб"
Суд
Астраханский областной суд
Судья
Мухамбеталиева Наиля Хибашевна
Дело на странице суда
oblsud.ast.sudrf.ru
10.06.2020Регистрация административного искового заявления
10.06.2020Передача материалов судье
11.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2020Подготовка дела (собеседование)
22.06.2020Рассмотрение дела начато с начала
22.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2020Судебное заседание
10.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее