РЕШЕНИЕ
ИФИО1
15 ноября 2018 года <адрес>
Домодедовский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи |
О.Б. Рагулиной |
при секретаре |
Е.В. Кудиновой |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Суслова Владимира Васильевича к ГУ УПФР №4 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении трудовой пенсии, обязании назначить трудовую пенсию
УСТАНОВИЛ:
Суслов В.В. обратился с иском о признании незаконным Решения №№ от 10 августа 2018 года об отказе в досрочном назначении пенсии по старости, с учетом накопительной составляющей, обязании назначить трудовую пенсию по старости с 07 августа 2018 года.
В обоснование требований истец указал, что является майором запаса, ветераном боевых действий, работающим военным пенсионером с 03.01.2001. Отказ ответчика в назначении пенсии по старости послужил основанием для обращения в суд.
В судебном заседании истец требования поддержал, настаивая на том, что отказ ответчика в назначении пенсии противоречит положениям Федерального закона от 15.05.1991 №1244-1 «О страховых пенсиях», Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации», Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Представитель ответчика Рябинина Ю.А. (доверенность - л.д. 36) иск не признала, по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 34-35), поддержав оспариваемое решение.
Выслушав участников процесса, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Пункт 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее ФЗ №166-ФЗ гласит, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Судом установлено, что истец получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее Закон №4468-1).
В период с 26.04.1986 по 05.08.1992 Суслов В.В. проходил службу и проживал на территории, пострадавшей от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, уровень заражения изотопами цезия 5-10Кюри/кв.м, что относится к зоне проживания с правом на отселение (ст. 10Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Суслов В.В. 22.08.1960 года рождения обратился 07.08.2018 в ГУ УПФР №4 по г. Москве и Московской области с заявлением об установлении пенсии по старости.
Решением №№ от 10 августа 2018 года ответчик отказал в удовлетворении заявления, в связи с отсутствием у истца соответствующего права (л.д. 9).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Закон №1244-1)
Согласно ч. 2 ст. 28.1 Закона N 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
При этом в силу ч. 1 ст. 7 Закона N 4468-1, п. 2 ст. 3 ФЗ N 166-ФЗ, гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец реализовал свое право на государственное пенсионное обеспечение по Закону N 4468-1.
Вместе с тем, исключение из общего правила (возможность получения только одной пенсии по выбору) установлено законом также для военных пенсионеров - получателей пенсии за выслугу лет по Закону N 4468-1.
Так, согласно ч. 4 ст. 7 Закона N 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона (в том числе, лица, проходившие военную службу в органах внутренних дел), при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Аналогичное положение закреплено в п. 6 ст. 3 ФЗ N 166-ФЗ.
Являясь получателем пенсии за выслугу лет по Закону N 4468-1, истец в силу ч. 4 ст. 7 Закона N 4468-1, п. 6 ст. 3 ФЗ N 166-ФЗ имеет право на одновременное получение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), при этом основания назначения страховой пенсии по старости определяютсяФедеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее ФЗ №400-ФЗ).
В соответствии со ст. 8 ФЗа N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30 (ч. 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ).
Поскольку на момент обращения истца с заявлением о назначении ему второй пенсии его возраст составил менее 60 лет, т.е. не выполнены предусмотренные Законом N 400-ФЗ условия для назначения истцу страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона N 4468-1 и п. 6 ст. 3 ФЗ N 166-ФЗ, ответчик правомерно отказал истцу в установлении страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты).
Таким образом, пенсия по старости, предусмотренная положениями Закона N 1244-1, и страховая пенсия в соответствии с положениями ФЗ N 400-ФЗ не являются идентичными.
Учитывая то, что пенсия, назначаемая в соответствии с положениями Закона N 1244-1, не является страховой, принимая во внимание, что положениями ФЗ N 400-ФЗ назначение досрочно страховой пенсии по старости военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со снижением общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет) не предусмотрено, суд приходит к выводу, что истцу страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 Закона N 1244-1, назначена быть не может быть.
Правильность такого вывода подтверждается определением Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 N 1244-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кухтиной Ирины Ивановны на нарушение ее конституционных прав частью пятой статьи 28.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Как указал Конституционный Суд РФ, часть пятая статьи 28.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с другими положениями раздела IV данного Закона, а также положениями ряда иных законодательных актов направлена на установление гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, наиболее благоприятных условий назначения пенсии по старости и не может рассматриваться как нарушающая их конституционные права. Разрешение же вопроса о распространении условий льготного пенсионного обеспечения, предусмотренного для лиц, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и являющихся получателями пенсии по старости, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, пенсия которым назначена в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", является прерогативой законодателя.
Таким образом, в силу приведенного выше правового регулирования истец не имеет права на одновременное получение государственной пенсии за выслугу лет по Закону N 4468-1 и государственной пенсии по старости лет в соответствии с ФЗ N 166-ФЗ. Доводы истца об обратном ошибочны и основаны на неверном толковании приведенных выше нормативных положений.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Суслову Владимиру Васильевичу в иске к ГУ УПФР №4 по г. Москве и Московской области о признании незаконным Решения №№ от 10 августа 2018 года об отказе в досрочном назначении пенсии по старости, с учетом накопительной составляющей, обязании назначить трудовую пенсию по старости с 07 августа 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Домодедовский городской суд.
Председательствующий судья О.Б. Рагулина