Дело № 2-5320/2020
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
г. Балашиха Московской области 23 ноября 2020 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Д.И.
при секретаре судебного заседания Скворцовой Е.А.,
с участием истца Кудряшова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудряшова Евгения Александровича к Военному комиссариату городов Балашиха и Реутов Московской области об оспаривании решения,
Установил:
Истец Кудряшов Е.А. предъявил к ответчику Военному комиссариату городов Балашиха и Реутов Московской области иск, в котором просит суд признать незаконным решение Военного комиссариата городов Балашиха и Реутов Московской области от 16 июля 2020 года № - <данные изъяты> об отказе в возобновлении выплаты ему пенсии за выслугу лет в Вооруженных силах РФ, как противоречащее Конституции Российской Федерации – основному государственному закону и другим действующим законодательным актам РФ; обязать Военный комиссариат городов Балашиха и Реутов Московской области возобновить ему выплату ранее назначенной военной пенсии за выслугу лет за период с 01 декабря 2016 года по настоящее время. В обоснование иска указано о том, что он состоит на воинском учете в Военном комиссариате Московской области по городам Балашиха, Железнодорожный, Реутов и Балашихинскому району. С декабря 2011 года ему выплачивалась пенсия за выслугу лет, назначенная в связи с увольнением по организационно-штатным мероприятиям. В сентябре 2012 года ему была приостановлена выплата пенсии за выслугу лет в связи с тем, что он заключил контракт о прохождении военной службы во внутренних войсках МВД РФ. В ноябре 2014 года в отношении него было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 285 УК РФ. Приговором Новосибирского гарнизонного военного суда от 30 ноября 2016 года ему было назначено наказание в виде лишения свободы, и применено дополнительное наказание - лишение воинского звания «полковник». По указанному приговору преступление было совершено в период октября 2013 года – май 2014 года, а пенсия за выслугу лет была начислена и выплачивалась в соответствии с действующим законодательством за период прохождения военной службы с 1984 года по 2011 годы, продолжительность службы на тот момент составила свыше 27 лет в календарном исчислении и около 40 лет в льготном исчислении. Таким образом, по приговору суда преступление было совершено после его завершения военной службы и увольнения из рядов Вооруженных сил Российской Федерации с выходом на пенсию по выслуге лет, то есть после 1984 – 2011 г.г., периода, за который была ранее начислена пенсия. Приказом Директора Федеральной службы войск национальной гвардии № <данные изъяты> от 28 апреля 2017 года он был уволен со службы в войсках национальной гвардии. С 30 ноября 2016 года по 29 января 2020 года он отбывал наказание в местах лишения свободы. Постановлением Тагилстроевского районного суда от 17 января 2020 года он был освобожден по ст. 79 УК РФ. В феврале 2020 года он обратился в Военный комиссариат по городам Балашиха и Реутов с заявлением о возобновлении ему выплаты ранее назначенной пенсии по выслуге лет с 01 декабря 2016 года, то есть со следующего дня после даты увольнения с военной службы. В своем ответе №-nco 383д от 16 июля 2020 года военкомат отказал ему в возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии, мотивируя свой отказ тем, что выплата пенсии прекращена с 01 сентября 2012 года в связи с его поступлением на военную службу в Главное командование внутренних войск МВД России. По его мнению, отказ с формулировкой «выплата пенсии была прекращена», полностью не соответствует и противоречит действующему Федеральному законодательству (л.д. 3-6; 7).
Определением суда от 15 октября 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «Военный комиссариат Московской области» (л.д. 20).
В судебном заседании истец Кудряшов Е.А. иск поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме в соответствии с изложенными в исковом заявлении доводами.
Ответчик - Военный комиссариат городов Балашиха и Реутов Московской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте был надлежащим образом извещен (л.д. 253), о причинах неявки представителя суду не сообщил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФКУ «Военный комиссариат Московской области» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте было надлежащим образом извещено (л.д. 252).
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав мнение истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как установлено ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), гражданские права и обязанности, в том числе, возникают: из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом, что предусмотрено ст. 12 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на следующие категории лиц, в том числе, лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц; лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей).
В силу положений ст. 2 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 на основаниях, установленных Федеральным законом «О страховых пенсиях», назначаются также пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, и их семьям при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом.
Согласно ст. 5 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Из положений ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы. Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации, органы принудительного исполнения Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется: Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах «б» и «в» настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей; Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей.
Согласно ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
Как установлено ст.ст. 50-51 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой судебных приставов, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения. Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.
Согласно ст. 52 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года № 1609 утверждено прилагаемое Положение о военных комиссариатах.
Согласно п.п. 1, 2, 4 и 6 Положения о военных комиссариатах настоящим Положением определяются основные принципы создания военных комиссариатов, их подчиненность, задачи и порядок обеспечения деятельности, порядок взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также порядок создания и работы аппарата усиления военных комиссариатов. Военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации. Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 8, 9 и 10 Положения о военных комиссариатах военные комиссариаты не имеют филиалов и представительств. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения. Военные комиссариаты муниципальных образований могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородской территории города федерального значения, муниципального района. Каждый военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) имеет печать с указанием номера военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований). Основные подразделения и центры (отделы) социального обеспечения осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых военными комиссарами. Военным комиссарам муниципальных образований выдаются доверенности на осуществление служебной деятельности.
Как следует из п.п. 39 п. 17 Положения о военных комиссариатах одной из основных задачам военных комиссариатов является осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов гражданского дела следует, что Кудряшов Е.А. ранее проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, с которой был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, и согласно приказа от 21 ноября 2011 года исключен из списков личного состава войсковой части 30 декабря 2011 года, после чего был направлен для постановки на воинский учет в отдел военного комиссариата Московской области по городам Балашиха, Железнодорожный, Реутов и Балашихинскому району. Продолжительность военной службы по состоянию на 30 декабря 2011 года составила в календарном исчислении 27 лет 04 месяца 26 дней. В дальнейшем истец состоял в установленном законом порядке на воинском учете, получал пенсию за выслугу лет, которая была назначена с 31 декабря 2011 года. С 01 сентября 2012 года выплата пенсии была прекращена в связи с поступлением на военную службу в Главное командование внутренних войск МВД России.
Согласно приказа Министра внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября 2012 года полковник запаса Кудряшов Е.А. был зачислен в списки личного состава внутренних войск МВД России, принят на военную службу по контракту, назначен на воинскую должность с 28 августа 2012 года.
Приговором Новосибирского гарнизонного военного суда от 30 ноября 2016 года Кудряшов Е.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 285 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года и 6 месяцев в исправительной колонии общего режима, с лишением права занимать должности связанные с осуществлением административно-хозяйственных полномочий на государственной службе и в органах местного самоуправления на срок 3 года, также на основании статьи 48 УК РФ лишен воинского звания «полковник».
С 30 ноября 2016 года Кудряшов Е.А. был уволен с военной службы по п.п. «д» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п.п. «д» п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (в связи с лишением его воинского звания).
В дальнейшем истец отбывал назначенное ему вступившим в законную силу приговором суда наказание, постановлением Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 17 января 2020 года был освобожден от отбывания наказания условно-досрочно, 28 января 2020 года был освобожден из исправительного учреждения.
Истец обратился в Военный комиссариат городов Балашиха и Реутов с заявлением о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет в Вооруженных силах Российской Федерации.
29 июня 2020 года принято решение пенсионного органа Министерства обороны Российской Федерации об отказе в назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». Решение мотивировано тем, что в связи с лишением воинского звания, для назначения и выплаты пенсии за выслугу лет Кудряшову Е.А. военным комиссариатом Московской области оснований не имеется. Решение подписано военным комиссаром Московской области, начальником центра социального обеспечения военного комиссариата Московской области, начальником отделения назначения пенсий и пособий центра социального обеспечения.
Военный комиссариат городов Балашиха и Реутов направил Кудряшову Е.А. письменное уведомление от 16 июля 2020 года № <данные изъяты>, в котором сообщил о том, что заявление о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет рассмотрено пенсионным органом Министерства обороны Российской Федерации. По результатам рассмотрения заявления принято решение об отказе в назначении (возобновлении) пенсии. С данным письменным уведомлением направлена копия решения от 29 июня 2020 года.
Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами, представленными в дело сторонами, в числе которых и заверенная военным комиссариатом копия личного дела истца.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемый в данном гражданском деле иск является необоснованным по следующим основаниям.
В силу положений ст. 41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.
В судебном заседании истец Кудряшов Е.А. был не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, настаивал на иске, предъявленном к Военному комиссариату городов Балашиха и Реутов Московской области.
С учетом изложенного, в порядке ч. 2 ст. 41 ГПК РФ суд рассматривает данное гражданское дело по предъявленному Кудряшовым Е.А. иску к Военному комиссариату городов Балашиха и Реутов Московской области.
Применительно к положениям ст.ст. 50, 51 и 52 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, а также применительно к п.п. 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года № 1609, осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, осуществляется военными комиссариатами, которые создаются в субъекте Российской Федерации в целях, в том числе, обеспечения реализации права граждан, уволенных с военной службы на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение.
Таким органом в данном случае является Военный комиссариат Московской области, в структуру которого входит военный комиссариат городов Балашиха и Реутов.
Решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет от 29 июня 2020 года, с которым не согласен истец, принято Военным комиссариатом Московской области, при этом, как следует из просительной части рассматриваемого искового заявления, фактически истец оспаривает письменное уведомление об указанном выше решении, которое направлено истцу ответчиком 16 июля 2020 года с приложением копии указанного выше решения. Вместе с тем, само по себе указанное письменное уведомление не нарушает право истца на пенсионное обеспечение, поскольку по факту является сопроводительным письмом к указанному выше решению, непосредственно которым истцу отказано в возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет.
При указанных выше обстоятельствах в их совокупности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконным решения Военного комиссариата городов Балашиха и Реутов Московской области от 16 июля 2020 года №-nco/383д об отказе в возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет в Вооруженных Силах РФ, как противоречащего Конституции Российской Федерации – основному государственному закону и другим действующим законодательным актам РФ, об обязании Военного комиссариата городов Балашиха и Реутов Московской области возобновить выплату ранее назначенной военной пенсии за выслугу лет за период с 01 декабря 2016 года, как они изложены в просительной части искового заявления, предъявленных к Военному комиссариату городов Балашиха и Реутов Московской области, поскольку данное лицо является ненадлежащим ответчиком по предъявленному иску.
Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.
Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый в данном гражданском деле иск не подлежит удовлетворению.
При этом, Кудряшов Е.А. не лишен права разрешить спор о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет, предъявив соответствующий иск к надлежащему ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Кудряшова Евгения Александровича к Военному комиссариату городов Балашиха и Реутов Московской области о признании незаконным решения Военного комиссариата городов Балашиха и Реутов Московской области от 16 июля 2020 года №-<данные изъяты> об отказе в возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет в Вооруженных силах РФ, об обязании Военного комиссариата городов Балашиха и Реутов Московской области возобновить выплату ранее назначенной военной пенсии за выслугу лет за период с 01 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.И. Лебедев
Решение принято судом в окончательной форме 29 ноября 2020 г.
Судья Д.И. Лебедев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>