Решение по делу № 2а-1198/2022 от 20.04.2022

Дело а-1198/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2022 года г. Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Просолова В.В.,

при секретаре Скулкиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Самойлюк Н. Г. к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, государственному регистратору Чабану Л. А. о признании незаконным решения,

установил:

Самойлюк Н.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета. Свои требования мотивирует тем, что на основании решения Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ она является собственницей 7/25 доли жилого <адрес>, расположенного по адресу: г.Севастополь, пер.Новикова. В дальнейшем она обратилась к ответчикам с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о земельном участке площадью 1000 кв. м, расположенном по адресу: г.Севастополь, пер.Новикова, на котором фактически находится принадлежащая ей доля домовладения, как о ранее учтенном объекте недвижимости, однако в осуществлении такого учета ей было отказано в связи с не предоставлением документов, на основании которых должен быть осуществлен государственный кадастровый учет, т.к. представленная административным истцом архивная копия приказа от ДД.ММ.ГГГГ по Совхозу-заводу «Золотая Балка» не является документом, устанавливающим или подтверждающим ранее возникшее право на земельный участок. Считает вынесенный отказ незаконным, в связи с чем за защитой своих прав административный истец обратился в суд.

Административный истец и ее представитель в судебное заседание не явились, были уведомлены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке.

Административные ответчики в судебное заседание не явились, были уведомлены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, причины неявки суду не сообщили.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; - соблюдены ли сроки обращения в суд, - возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ, Закон о регистрации).

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (статья 14 Закона № 218-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 69 Закона о регистрации орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Самойлюк Н.Г. является собственником 7/25 доли жилого <адрес>, расположенного по адресу: г.Севастополь, пер.Новикова.

Как усматривается из приказа по совхозу-заводу «Золотая Балка» Крымсовхозвинтреста от ДД.ММ.ГГГГ «О приусадебном использовании», директором совхоза-завода «Золотая балка» было принято решение о закреплении приусадебных участков за их фактическими пользователями и закреплении приусадебных участков за гражданами, поручено занести в земельно-шнуровую книгу приусадебные участки. Согласно архивной выписке из ведомости к вышеуказанному приказу, выданной ДД.ММ.ГГГГ № с/96 ГКУ «Архив города Севастополя», под в ней значится: Карпенко И.Т., адрес – г.Севастополь, <адрес>, 20, размер – 1000, принад. – совхозн.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке, расположенном по адресу: г.Севастополь, пер.Новикова,20.

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором было отказано во внесении в ЕГРН сведений как о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, поскольку представленный документ – архивная копия приказа по совхозу-заводу «Золотая Балка» Крымсовхозвинтреста от ДД.ММ.ГГГГ не является основанием для осуществления кадастрового учета, не устанавливает и не подтверждает ранее возникшее право на земельный участок.

Полагая, что отказ ответчика в оказании названной государственной услуги является незаконным, Самойлюк Н.Г. обратилась с административным иском в суд.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ административный иск Самойлюк Н.Г. удовлетворен.    Признано незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2020-22842054/1, а также на Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя возложена обязанность в течение месяца со дня вступления апелляционного определения в законную силу повторно рассмотреть заявление Самойлюк Н. Г. от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Признавая отказ регистратора незаконным, суд апелляционной инстанции исходил из того, что полномочия администрации совхозов фактически соответствовали полномочиям органа местного самоуправления относительно предоставления гражданину, проживающего в сельской местности, земельного участка, и иного способа предоставления земельного участка наследодателю истца, являющегося жителем поселка совхоз-завода «Золотая балка», действующее законодательство не предусматривало. Учитывая, что за Карпенко И.Т. администрацией совхоза-завода «Золотая балка», то есть уполномоченным органом, определяющим за указанным лицом его право землепользования, был закреплен земельный участок по адресу: г.Севастополь, пер.Новикова, что подтверждается соответствующим приказом и выпиской из ведомости к приказу, судебная коллегия апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что административным истцом в адрес регистрирующего органа были представлены достаточные документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, как ранее учтенного, в соответствии с пунктом 12 статьи 6.1 Закона -ЗС. Вышеуказанное судебное постановление вступило в законную силу.

В силу ст. 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке, расположенном по адресу: г.Севастополь, пер.Новикова, 20.

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором было повторно отказано во внесении в ЕГРН сведений как о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, поскольку представленный документ – архивная копия приказа по совхозу-заводу «Золотая Балка» Крымсовхозвинтреста от ДД.ММ.ГГГГ не является основанием для осуществления кадастрового учета, не устанавливает и не подтверждает ранее возникшее право на земельный участок (Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2022-7534348/1), то есть по тем же основаниям, что были признаны незаконными Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о регистрации недвижимости права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования отношений, в том числе в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя регулирует Закон города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».

Согласно части 4 статьи 7 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» в случае обращения заявителя с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости и (или) государственной регистрации ранее возникшего права исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием для государственной регистрации земельных участков или государственного технического учета иных объектов недвижимости и хранящихся в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству, и (или) реквизиты документов, являвшихся основанием для возникновения ранее возникшего права и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами, осуществляет внесение сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости и (или) государственную регистрацию ранее возникшего права в порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости. Представление заявителями указанных документов требуется только в случае, если они отсутствуют в указанных органах и (или) организациях. Указанные в настоящей части документы включаются в состав реестрового дела соответствующего ранее учтенного объекта недвижимости, являющегося неотъемлемой частью Единого государственного реестра недвижимости.

Правила включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории города Севастополя установлены Порядком включения в единый государственный реестр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об учтенных на территории города Севастополя до вступления в законную силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» объектах недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 указанного Порядка, источниками для включения в ЕГРН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона требованиями: документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона, права на ранее учтенные объекты недвижимости, перечень которых утверждается нормативным правовым актом Правительства Севастополя (далее – правоустанавливающие документы).

Согласно ранее действовавшему постановлению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав» соответствующий перечень документов содержал в своем составе аналогичные виды документов, которые указаны в действующем на момент возникновения спорных правоотношений Законе города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», согласно пункту 12 статьи 6.1 которого документами, подтверждающими наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, являются, в частности, изданные (выданные, оформленные) в установленном порядке, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

На момент предоставления гражданину земельного участка, действовали положения части 1 статьи 77 Земельного кодекса УССР, согласно которым совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения предоставляют приусадебные участки или огороды из земель, предназначенных для этой цели, постоянным рабочим и служащим, а также учителям, врачам и другим специалистам, работающим и проживающим в сельской местности. Предоставление приусадебных участков или огородов осуществляется на основе решения администрации совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке.

К указанному заявлению прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 названного федерального закона и требованиям принятых в соответствии с данным федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено названным федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).

Вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ). В частности, согласно п. 4 ч. 8 ст. 41 названного федерального закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.

Таким образом, принимая во внимание наличие вступившего в законную силу судебного постановления, признавшего незаконным отказа административного ответчика по аналогичным основаниям, является незаконным и требование органа регистрации прав о необходимости представления иного документа, подтверждающего возникновения права административного истца.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, изложенное в уведомлении №КУВД-001/2022-7534348/1 от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, в связи с чем с целью восстановления нарушенного права административного истца суд считает необходимым обязать административного ответчика в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, пер.Новикова, <адрес>, на основании заявления Самойлюк Н. Г. от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. Исходя из целей и задач административного судопроизводства, именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62,175-181,187, 218, 226, 227 КАС РФ суд, -

решил:

административный иск Самойлюк Н. Г. удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2022-7534348/1.

Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя внести в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости -земельном участке, расположенном по адресу: г.Севастополь, пер.Новикова,20 на основании заявления Самойлюк Н. Г. от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                  В.В.Просолов

2а-1198/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самойлюк Наталья Генадьевна
Ответчики
Управление государственной регистрации право и кадастра города Севастополя
Регистратор Севреестра Чабан Леонид Алексадрович
Другие
Товаченко Александр Викторович
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Просолов Виктор Викторович
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
20.04.2022Регистрация административного искового заявления
20.04.2022Передача материалов судье
20.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
20.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2022Судебное заседание
17.06.2022Судебное заседание
01.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее