Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 ноября 2020 года
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего Брижевской И.П.
при помощнике ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа Красногорск об устранении нарушений прав на благоприятную окружающую среду,
у с т а н о в и л:
Истец обратилась в суд с исковыми требованиями к Администрации городского округа Красногорск об устранении нарушений прав на благоприятную окружающую среду.
В обоснование заявленных требований указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010410:110, расположенного по адресу: <адрес>, и собственником земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010410:116, расположенного по адресу: <адрес>. На указанных земельных участках расположен жилой дом, также принадлежащий истцу на праве собственности.
27.01.2012г Администрацией городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района <адрес> вынесено постановление № об утверждении проекта планировки территории для размещения многофункционального жилого комплекса с объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры на земельном участке, расположенном в мкр. № <адрес>).
На указанном земельном участке возведен многоквартирный жилой дом, который введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU50505102-253, выданного Администрацией городского поселения Красногорск 09.08.2013г.
Истец указывает, что земельный участок, на котором возведен многоквартирный жилой дом, граничит с принадлежащими ей земельными участками с индивидуальным жилым домом. Так, в нарушение действующих норм и правил, на расстоянии 7 метров от принадлежащего истцу жилого дома размещена гостевая парковка, рассчитанная на 18 машиномест, для использования жильцами многоквартирного дома. Однако, данная гостевая парковка используется жильцами многоквартирного дома для постоянного хранения автомобилей.
Таким образом, истец полагает, что размещением автомобильной парковки при многоквартирном доме на расстоянии менее 15 метров от ее индивидуального жилого дома, нарушено ее право на благоприятную окружающую среду, поскольку в данном конкретном случае, с учетом использования жильцами гостевой парковки для постоянного хранения автомобилей, разрыв от открытой автостоянки и паркинга вместимостью более 11 мест до фасадов жилых домов и торцов с окнами должен составлять не менее 15 метров, что установлено САНПИН 2.2.1.\2.ДД.ММ.ГГГГ-03.
В связи с изложенным, истец обратилась в суд с настоящим иском к Администрации городского округа Красногорск, просит об устранении нарушений прав на благоприятную окружающую среду, возложении на ответчика обязанности расположить гостевую автостоянку на расстоянии не менее 15 метров от жилого дома по адресу: <адрес>, возложении обязанности обеспечить парковочными местами жителей жилого дома по адресу: <адрес> границах, не прилегающих к границам земельного участка, принадлежащего ФИО1, возложении обязанности воспретить третьим лицам использовать гостевую стоянку как постоянные парковочные места.
В судебное заседание истец явилась, заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности ФИО4 в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала. Полагает, что Администрация городского округа Красногорск не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку земельный участок, на котором расположена спорная гостевая парковка, в муниципальной собственности не находится.
Выслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
При этом согласно п. 2 Правил оказания услуг автостоянок, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 795 от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок" в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" "автостоянка" - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств.
Согласно статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 249*/2005-ОЗ "Об обеспечении функционирования систем жизнеобеспечения населения на территории <адрес>" к дворовой территории относится территория, прилегающая к жилому зданию и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченная по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.
В соответствии с Письмом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации надзора за условиями проживания населения Российской Федерации" понятия "двор жилого здания", "дворовая территория" следует рассматривать как территории, прилегающие к жилым зданиям и находящиеся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченные по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.
Согласно пунктам 3.7, 11.34 "СП 42.13330.2016. "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1034/пр) гостевая стоянка автомобилей - открытая площадка, предназначенная для парковки легковых автомобилей посетителей жилых зон.
Расстояния от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, и станций технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий, а также до участков общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций, размещаемых на селитебных (земли, предназначенные для строительства жилых и общественных зданий, дорог, улиц, площадей в пределах городов и поселков городского типа) территориях, следует принимать с учетом СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ, однако в соответствии с пунктом 11 примечаний к таблице 7.1.1 указанных СанПиН для гостевых автостоянок жилых домов разрывы не устанавливаются.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 64 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 (вместе с "СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 17833).
Согласно пунктам 2.10, 2.3 названных Правил на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок кроме гостевых.
Отводимый под строительство жилого здания земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.
Судом установлено, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010410:110, расположенного по адресу: <адрес>, и собственником земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010410:116, расположенного по адресу: <адрес>. На указанных земельных участках расположен жилой дом, также принадлежащий истцу на праве собственности.
27.01.2012г Администрацией городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района <адрес> вынесено постановление № об утверждении проекта планировки территории для размещения многофункционального жилого комплекса с объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры на земельном участке, расположенном в мкр. № Павшино <адрес>). Данный проект планировки территории включал в себя в том числе создание мест хранения автотранспорта – открытые автостоянки на 559 машиномест, подземные гаражи на 253 машиномест, стоянки на цокольном этаже на 132 машиноместа.
На указанном земельном участке возведен многоквартирный жилой дом, который введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU50505102-253, выданного Администрацией городского поселения Красногорск 09.08.2013г, а также организована гостевая автостоянка на части земельного участка, граничащая с земельными участками истца.
Из материалов дела следует, что данная гостевая автостоянка расположена на расстоянии 7,1 м от жилого дома, принадлежащего истице.
В ходе рассмотрения настоящего дела с целью определения соответствия расположения автомобильной парковки при многоквартирном доме по адресу: <адрес>, по отношению к жилому дому истца требованиям ФЗ «О пожарной безопасности», судом назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО «БИОН». Согласно заключения эксперта №-Б, по результатам проведенного исследования эксперт пришел к следующим выводам.
Объектом экспертных исследований является расположение автомобильной парковки при многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> по отношению к жилому дому с К№ по адресу: <адрес>.
Экспертом проведен анализ федерального закона "О пожарной безопасности" от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ. Федеральный закон "О пожарной безопасности" от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О пожарной безопасности" от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ - система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности, согласно федеральному закону является:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
производство пожарно-технической продукции;
выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;
тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
учет пожаров и их последствий;
установление особого противопожарного режима;
организация и осуществление профилактики пожаров.
По результатам проведенного анализа, экспертом установлено, что положения Федерального закона "О пожарной безопасности" от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ требования по расположению автомобильных парковок при многоквартирных жилых домах по отношению к индивидуальным жилым домам не регламентируют.
Следовательно, определить соответствие расположения автомобильной парковки при многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> по отношению к жилому дому истицы по адресу: <адрес>, по положениям Федерального закона "О пожарной безопасности" от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ не представляется возможным.
Также в материалах дела истцом представлено экспертно-техническое заключение по определению соответствия нормативно-техническим требованиям расположения стоянки автомобилей многоквартирного дома по адресу: <адрес>, относительно жилого дома с кадастровым номером 50:11:0010410:978, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно данного заключения, фактическая стоянка автомобилей имеет твердое асфальтовое покрытие, границы стоянки обозначены бордюрным камнем. На момент проведения экспертного осмотра на автомобильной стоянке припарковано 24-25 автомобилей. Минимальное расстояние от жилого дома по адресу: <адрес>, до границы автомобильной стоянки составляет 7,01м.
Эксперт пришел к выводу, что расположение стоянки автомобилей (гостевой стоянки автомобилей) при многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, не соответствует нормативно-техническим требованиям по расположению относительно жилого дома истца. Для устранения нарушения прав и законных интересов истца, по мнению эксперта, необходимо, чтобы граница автостоянки располагалась на расстоянии 15м от жилого дома, при этом, дорожное покрытие стоянки автомобилей на площади 173 кв.м подлежит демонтажу.
В ходе судебного разбирательства судом допрошен эксперт ФИО5, составивший экспертное заключение по заданию истца, который показал, что свое заключение поддерживает, исследование проводилось им, в том числе, на основании проектной документации, представленной истцом. Полагает, что нарушения санитарных норм и правил имеет место, поскольку спорная стоянка недостаточно отдалена от индивидуального жилого дома истца. Кроме того, данная гостевая стоянка используется жителями дома для постоянного хранения автомобилей, каким-либо шлагбаумом не ограждена.
Суд принимает в качестве допустимых доказательств по делу заключение судебной экспертизы и экспертно-техническое заключение, представленное истцом, однако, суд полагает, что данные доказательства не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований учитывая следующее.
Как указывалось выше, пунктом 2.1. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 64, запрещено на территории двора жилых зданий размещать автостоянки, кроме гостевых.
Каких-либо доказательств, подтверждающих то, что данная площадка для хранения автомобилей не является гостевой суду представлено не было.
Между тем, в разделе ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1\2.ДД.ММ.ГГГГ-03, установлены разрывы от сооружений для хранения легкового автотранспорта на 11 и более машино-мест до жилых домов не менее 15 метров от торцов фасадов жилых домов с окнами. Однако разрывы для гостевых автостоянок не устанавливаются.
Учитывая, что СанПиН не установлены разрывы для гостевых автостоянок жилых домов, а также то обстоятельство, что жилой многоквартирный дом со спорной автостоянкой и индивидуальный жилой дом истца расположены на селитебной территории, где разрешено размещение гостевых автостоянок при многоквартирных домах, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов истца о нарушении расстояния разрыва между ее жилым домом и этой гостевой автостоянкой.
Доводы истца о том, что данная гостевая автостоянка используется жильцами МКД и другими лицами иным предназначенному образом, в том числе для постоянной парковки автомобилей, не может служить основанием для признания исковых требований, предъявленных к Администрации городского округа Красногорск обоснованными, поскольку в силу пп. "е" и "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491 в состав общего имущества входят земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого дома. Следовательно, права пользования и распоряжения земельными участками, на которых размещена спорная стоянка, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме, при котором сформированы данные участки.
В материалах дела представлена справка от 21.08.2020г, выданная Администрацией городского округа Красногорск, согласно которой в реестре муниципального имущества городского округа Красногорск объект недвижимого имущества – парковка, расположенная на земельных участках с кадастровыми номерами 50:11:0010410:103 и 50:11:0010410:104 по адресу: <адрес>, при д/в №, не значится. Кроме того, в ЕГРН также отсутствуют сведения о собственнике указанных земельных участков, что следует из ответа Управления Росреестра по <адрес> на судебный запрос.
Таким образом, учитывая, что земельные участки, на которых размещена спорная гостевая автостоянка, не находятся в муниципальной собственности, то настоящие исковые требования об устранении нарушений прав на благоприятную окружающую среду, возложении на ответчика обязанности расположить гостевую автостоянку на расстоянии не менее 15 метров от жилого дома по адресу: <адрес>, предъявленные к Администрации городского округа Красногорск удовлетворению не подлежат как заявленные к ненадлежащему ответчику.
Для удовлетворения исковых требований ФИО1 о возложении на ответчика обязанности обеспечить парковочными местами жителей жилого дома по адресу: <адрес> границах, не прилегающих к границам земельного участка, принадлежащего ФИО1, возложении обязанности воспретить третьим лицам использовать гостевую стоянку как постоянные парковочные места, суд также не находит правовых оснований, в связи с чем данные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа <адрес> об устранении нарушений прав на благоприятную окружающую среду, возложении обязанности расположить гостевую автостоянку на расстоянии не менее 15 метров от жилого дома по адресу: <адрес>, возложении обязанности обеспечить парковочными местами жителей жилого дома по адресу: <адрес> границах, не прилегающих к границам земельного участка, принадлежащего ФИО1, возложении обязанности воспретить третьим лицам использовать гостевую стоянку как постоянные парковочные места – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Красногорского
Городского суда
<адрес> И.П. Брижевская
Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: И.П.Брижевская