Судья Углина О.Л. Дело № 2-5437/2023
УИД 35RS0001-02-2023-004756-97
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 02 апреля 2024 года № 33-1110/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Образцова О.В., Вахониной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галкиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии города Череповца на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 23.11.2023 по иску первого заместителя прокурора города в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №...», мэрии города Череповца, муниципальному автономному учреждению «Центр комплексного обслуживания о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В, объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Казначеевой Я.А., представителя мэрии г. Череповца по доверенности Афанасьевой И.В., представителя Управления образования мэрии г. Череповца Качеровой Н.Н., судебная коллегия, судебная коллегия
установила:
Первый заместитель прокурора города обратился в суд иском в защиту в неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №...» (далее МАДОУ «Детский сад №...»), мэрии города Череповца, муниципальному автономному учреждению «Центр комплексного обслуживания (далее МАУ «Центру комплексного обслуживания») о возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города в июле 2022 года проведена проверка образовательных организаций, осуществляющих деятельность на поднадзорной территории, в ходе которой выявлены грубые нарушения требований законодательства о противодействии терроризму. По результатам проверки установлено, что МАДОУ «Детский сад №...» в пользовании имеет объект – здание, расположенное по адресу: <адрес>, которое в соответствии с п.п. «в» п. 13 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, отнесено к объекту третьей категории опасности. МАДОУ «Детский сад №...» допущены нарушения требований Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ и формы паспорта безопасности этих объектов ( территорий). Так, МАДОУ «Детский сад №...» в нарушение п.п. «в» п. 25 Требований отсутствует помещение для охраны с установленной в нем системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии. Также в нарушении п.п. «г» п. 24 Требований основные входы в здание контрольно – пропускными пунктами не оборудованы. Кроме того, в нарушении п.п. «д» п. 25 требований МАДОУ не оснащено стационарными или ручными металлоискателями. С целью устранения нарушений прокуратурой города в адрес заведующего МАДОУ «Детский сад №...» 15.07.2022 внесено представление об устранении нарушений закона. Данный акт прокурорского реагирования рассмотрен 09.08.2022 признан обоснованным. Из ответа заведующего МАДОУ «Детский сад №...» следует, что для устранения выявленных нарушений необходимо дополнительное финансирование. Вместе с тем до настоящего времени денежные средства на приобретение необходимого оборудования не выделены. МАДОУ «Детский сад №...» является образовательной организацией и осуществляет, в том числе образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п. 2.3. Устава). Из Устава данного бюджетного учреждения следует, что его учредителем является муниципальное образование «Город Череповец», функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет мэрия города, управление образования мэрии города. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Город Череповец». Функции и полномочия собственника имущества осуществляет комитет по управлению имуществом города (п. 1.3. Устава). К компетенции образовательного учреждения относится, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников учреждения (п. 4.5. Устава). Таким образом, исполнение требований нормативно – правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. МАУ «Центр комплексного обслуживания» создано муниципальным образование «Город Череповец» с целью осуществления безопасной эксплуатации и содержания муниципальных объектов (нежилых зданий и сооружений), а также эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (п. 2.2. Устава МАУ «ЦКО»). На данное учреждение учредителем возложены функции по организации и содержания, технического обслуживания, текущих ремонтов, охраны зданий. Финансирование мероприятий по содержанию и обслуживанию зданий, размещение муниципального заказа также осуществляется по заявкам МАУ «ЦКО». В настоящее время антитеррористические мероприятия по организации охраны объекта (территории) МАДОУ «Детский сад №...» проведены не в полном объеме.
Просил суд обязать МАДОУ «Детский сад №...» в срок до 31.12.2023 устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: установить системы видеонаблюдения и охранной сигнализации, средства передачи тревожных сообщений, оборудовать входы в здание контрольно – пропускными пунктами. Обязать мэрию города Череповца в срок до 31.12.2023 обеспечить финансирование мероприятий по приобретению и установке систем видеонаблюдения и охранной сигнализации, средств передачи тревожных сообщений, оборудованию входов в здание контрольно – пропускными пунктами в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №...», расположенном по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Архангельская д. 54. Обязать Муниципальное автономное учреждение «Центр комплексного обслуживания» организовать проведение работ по приобретению и установке в здании МАДОУ «Детский сад №...», расположенном по адресу: <адрес> в срок до 31.12.2023 системы видеонаблюдения, охранной сигнализации, средств передачи тревожных сообщений и оборудованию входов в здание контрольно – пропускными пунктами.
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 23.11.2023 исковые требования первого заместителя прокурора города в защиту неопределенного круга лиц к МАДОУ «Детский сад №...», мэрии города Череповца, МАУ «Центр комплексного обслуживания» о возложении обязанности, удовлетворены.
На МАДОУ «Детский сад №...» (ИНН №...) возложена обязанность в срок до 01.09.2025 устранить требования законодательства об антитеррористической защищенности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: установить систему видеонаблюдения и охранной сигнализации.
На мэрию <адрес> (ИНН №...) возложена обязанность в срок до 01.05.2025 обеспечить финансирование мероприятий по приобретению и установке системы видеонаблюдения и охранной сигнализации, в МАДОУ «Детский сад №...», расположенном по адресу: <адрес>.
На МАУ «Центр комплексного обслуживания» (ИНН №...) возложена обязанность организовать проведение работ по приобретению и установке в здании МАДОУ «Детский сад №...», расположенном по адресу: <адрес>, в срок до 01.09.2025 системы видеонаблюдения и охранной сигнализации.
В апелляционной жалобе мэрия г. Череповца просит решение суда изменить, отказать в удовлетворении требований г мэрии г. Череповца. В обоснование указывает, что суд применил норму права, не подлежащую применяю, а именно пункт 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку муниципальное образование «Город Череповец Вологодской области» не является муниципальным районом. Мэрия г. Череповца является лишь участником бюджетного процесса, имеет возможность исполнять свои обязанности только в рамках бюджетных средств. Вместе с тем, денежные средства на установку системы видеонаблюдения в МАДОУ «Детский сад №...» в бюджете города не предусмотрены. Возложение на мэрию города обязанности по антитеррористической защищенности объекта само по себе не может привести к восстановлению нарушенных прав, и соответственно, не свидетельствует об исполнимости судебного решения. Кроме того, понуждаю мэрию города к совершению действий по финансированию, суд вмешивается в деятельность органа местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что исходя из принципа разделения властей, является недопустимым.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор прокуратуры г. Череповца Шарагина Е.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебной коллегией по гражданским делам Вологодского областного суда 20.03.2024 вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Управление образования мэрии г.Череповца освобождено от участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Определением Вологодского областного суда от 02.04.2024 принят отказ первого заместителя прокурора города Череповца в защиту неопределенного круга лиц от исковых требований в части возложения на МАДОУ «Детский сад №...» обязанности в срок до 31.12.2023 устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: установить средства передачи тревожных сообщений, оборудовать входы в здание контрольно - пропускными пунктами. Обязать мэрию города Череповца в срок до 31.12.2023 обеспечить финансирование мероприятий по установке средств передачи тревожных сообщений и по оборудованию входов в здание контрольно - пропускными пунктами в МАДОУ «Детский сад № 104», расположенном по адресу: <адрес>. Обязать МАУ «Центр комплексного обслуживания» организовать проведение работ по установке средств передачи тревожных сообщений и по оборудованию входов в здании МАДОУ «Детский сад №...», расположенного по адресу: <адрес> срок до 31.12.2023 контрольно - пропускными пунктами.
Производство по делу по иску первого заместителя прокурора города Череповца в защиту неопределенного круга лиц в части возложения на МАДОУ «Детский сад №...» обязанности в срок до 31.12.2023 устранить нарушения требованйя законодательства об антитеррористической защищенности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: установить средства передачи тревожных сообщений, оборудовать входы в здание контрольно - пропускными пунктами. Обязать мэрию <адрес> в срок до 31.12.2023 обеспечить финансирование мероприятий по установке средств передачи тревожных сообщений и по оборудованию входов в здание контрольно - пропускными пунктами в МАДОУ «Детский сад №...», расположенном по адресу: <адрес>. Обязать МАУ «Центр комплексного обслуживания» организовать проведение работ по установке средств передачи тревожных сообщений и по оборудованию входов в здании МАДОУ «Детский сад №...», расположенного по адресу: Вологодская <адрес> срок до 31.12.2023 контрольно - пропускными пунктами, прекратить.
Разъяснено, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Вологодской области Казначеева Я.А. требования первого заместителя прокурора города в защиту неопределенного круга лиц об обязании МАДОУ «Детский сад №...» в срок до 01.09.2025 устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: установить систему видеонаблюдения и охранной сигнализации; обязать мэрию города Череповца в срок до 01.05.2025 обеспечить финансирование мероприятий по приобретению и установке системы видеонаблюдения и охранной сигнализации в МАДОУ «Детский сад №...»; обязать МАУ «Центр комплексного обслуживания» организовать проведение работ по приобретению и установке в здании МАДОУ «Детский сад №...» в срок до 01.09.2025 системы видеонаблюдения и охранной сигнализации, поддержала.
Представитель мэрии г. Череповца по доверенности Афанасьева И.В. возражала относительно удовлетворения требований о возложении на мэрию г. Череповца обязанности по финансированию мероприятий по приобретению и установке системы видеонаблюдения и охранной сигнализации. Пояснила, что удовлетворяя данные требования, суд вмешивается в деятельность органов местного самоуправления. Кроме того, денежные средства на 2024 год в отношении образовательных учреждений города доведены до МАУ «Центр комплексного обслуживания». Выделенных денежных средств недостаточно для установки системы видеонаблюдения МАДОУ «Детский сад №...» в этом году. С 2015 года не устраняются нарушения требований антитеррористической защищенности, поскольку на все образовательные организации городу нужно порядка 400 миллионов рублей. В этом году нет возможности профинансировать данные мероприятия, поскольку бюджет города на 2024 год уже сформирован. В случае удовлетворения исковых требований просила установить срок для финансирования не ранее 01.05.2025, а для исполнения не ранее 01.09.2025. Денежные средства из областного бюджета поступают в феврале 2025 года, с учетом этого корректировка бюджета производиться в апреле 2025 года. Городской бюджет на 2025 год формируется в декабре 2024 года. Финансирование мероприятий по антитеррористической защищенности идет из городского бюджета. Однако, этих денежных средств недостаточно для финансирования всех мероприятий. Требования возможно удовлетворить только с учетом со финансирования из областного бюджета.
Представитель Управления образования мэрии г. Череповца Качерова Н.Н. полагала, что требования прокурора являются законными и обоснованными, просила их удовлетворить. Пояснила, что в случае выделения финансирования в срок до 01.05.2025 МАУ «Центр комплексного обслуживания» будут выполнены работы по устранению выявленных нарушений в срок до 01.09.2025. После того, как средства будут предусмотрены в бюджете, доведены до МАУ «Центр комплексного обслуживания», будут внесены изменения в план финансово- хозяйственной деятельности МАУ «Центр комплексного обслуживания». Далее требуется время на определение поставщика, исполнителя работ. Данные работы планируются на летний период, когда детские сады закрываются на ремонт. Если денежные средства будут выделены до 01.05.2025, то до 31.05.2025 будет определен поставщик, кто будет выполнять работы, в летние месяцы будут проведены работы.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Судебная коллегия, заслушав пояснения сторон и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (пункт 2 части 13).
МАДОУ «Детский сад №...» является образовательной организацией и осуществляет, в том числе, образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Из материалов дела следует, что 21.10.2015, 31.05.2017, 21.07.2022, 30.08.2023 заведующая обращалась ходатайствами к начальнику управления образования мэрии г. Череповца, директору МАУ «Центр комплексного обслуживания» по вопросу финансирования мероприятий по приобретению и установке системы видеонаблюдения и охранной сигнализации (л.д. 70-73).
В настоящее время антитеррористические мероприятия по организации охраны объекта (территории) МАДОУ «Детский сад №...» проведены не в полном объеме, а именно: отсутствует система видеонаблюдения и охранная сигнализация.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий, далее – Требования).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования - МАДОУ «Детский сад №...».
Согласно пункту 25 Требований в отношении объектов (территорий) тождественных рассматриваемому по категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; оборудованию на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Пунктом 32 Требований предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Таким образом, названными Требованиями прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
При этом в силу п.17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутри объектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Из содержания приведенных норм права следует, что в образовательной организации, как на объекте с массовым пребыванием людей, должна быть обеспечена комплексная безопасность находящихся в ней обучающихся и работников.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Пунктом 42 Концепции предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из материалов дела следует и не отрицалось участниками процесса, что в настоящее время антитеррористические мероприятия по организации охраны объекта (территории) МАДОУ «Детский сад №...» проведены не в полном объеме. Согласно представленным документам, ориентировочная стоимость работ по разработке проектно – сметной документации по установке системы видеонаблюдения и охранной сигнализации и стоимость выполнения работ по установке системы видеонаблюдения и охранной сигнализации составляет в общей сумме 4 800 000 руб.
В результате невыполнения мероприятий антитеррористической защищенности МАДОУ «Детский сад №...» создаются предпосылки к причинению вреда жизни и здоровью работников и учащихся, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на безопасность, создает угрозу нарушения основных принципов противодействия терроризму.
Таким образом, исковые требования первого заместителя прокурора города Череповца в защиту неопределенного круга лиц по обеспечению финансирования мероприятий по приобретению и установке системы видеонаблюдения и охранной сигнализации в МАДОУ «Детский сад №...» являются законными и обоснованными.
Определяя надлежащих ответчиков по делу по обеспечению финансирования мероприятий антитеррористической защищенности, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно Уставу МАДОУ «Детский сад №...» (пункт 1.2), функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования «Город Череповец» в пределах своей компетенции осуществляет мэрия города, управление образования мэрии города (далее в том числа орган мэрии).
В соответствии со статьей 38 Устава города Череповца, мэрия города является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области.
Мэрия города Череповца, в том числе составляет проект городского бюджета, а также отчет о его исполнении; обеспечивает исполнение городского бюджета; осуществляет полномочия собственника муниципального имущества городского округа в соответствии с порядком управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, утверждаемым городской Думой; осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, а также финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями; участвует в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах городского округа (статья 40 Устава города Череповца).
Город Череповец имеет собственный бюджет - городской бюджет. Порядок составления и рассмотрения проекта городского бюджета, утверждения и исполнения городского бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении городского бюджета определяется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и положением о бюджетном процессе в городе Череповце, утверждаемым городской Думой (статья 46 Устава города Череповца).
Формирование доходов городского бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах (статья 47 Устава города Череповца).
Формирование расходов городского бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами городского округа, устанавливаемыми и исполняемыми органами городского самоуправления города Череповца в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств городского округа осуществляется за счет средств городского бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 48 Устава города Череповца).
Составление проекта городского бюджета осуществляет мэрия города. Порядок и сроки составления, рассмотрения проекта городского бюджета, а также перечень документов и материалов, обязательных для представления с проектом бюджета, определяется положением о бюджетном процессе в городе Череповце, утверждаемым городской Думой (статья 49 Устава города Череповца).
Мэр города вносит проект городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период на утверждение городской Думы. Проект городского бюджета, решение об утверждении городского бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения городского бюджета и численности муниципальных служащих органов городского самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию. Проект городского бюджета и годовой отчет о его исполнении выносятся на публичные слушания. Исполнение городского бюджета производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 50 Устава города Череповца).
Согласно информации, предоставленной мэрией г. Череповца по запросу суда апелляционной инстанции, МАДОУ «Детский сад №...» наделен собственником имуществом на праве оперативного управления, однако не имеет полномочий по содержанию и техническому обслуживанию переданного ему имущества.?
Мэрией г. Череповца было создано МКУ «Центр комплексного обслуживания».
Согласно пункту 2.3 Устава МКУ «Центр комплексного обслуживания», утвержденного постановлением мэрии города от 10.02.2021 №..., его целью является, в том числе эффективное хозяйственное содержание и использование имущества, предназначенного для функционирования муниципальных образовательных учреждений.
В соответствии с абз. 5 п. 2.4.1 Устава (с изменениями от 23.06.2021 №...), для достижения целей, указанных в пункте 2.3 настоящего устава учреждение осуществляет выполнение отдельных функций по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в качестве специализированной организации для муниципальных автономных образовательных организаций в соответствии с положениями о закупках заказчиками.
Из пункта 2.5 Устава следует, что мэрия города формирует и утверждает муниципальное задание для Учреждения в соответствии с предусмотренной настоящим Уставом основной деятельностью. Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания
Пунктом 3.6 Устава предусмотрено, что источником финансовых ресурсов являются, в том числе субсидии из городского бюджета на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг; целевые субсидии из городского бюджета в случаях и в порядке, установленным муниципальными правовыми актами.
В соответствии с распоряжением заместителя мэра города от 28.12.2023 №... «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из городского бюджета субсидии на иные цели для проведения мероприятий по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений муниципальному автономному учреждению «Центр комплексного обслуживания» на 2024 год» и Соглашением между мэрией города Череповца и МАУ «Центр комплексного обслуживания» от 29.01.2024 №... МАУ «Центр комплексного обслуживания» выделяются субсидии на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности образовательных учреждений города, в том числе на установку систем видеонаблюдения.
Оценив вышеуказанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что именно на МАУ «Центр комплексного обслуживания» возложены обязанности по содержанию, материально-техническому обеспечению, обеспечению безопасности зданий образовательных учреждений. Таким образом, обязанности по приобретению и установке системы видеонаблюдения и охранной сигнализации в здании МАДОУ «Детский сад №...» должны быть возложены на МАУ «Центр комплексного обслуживания», основания для возложения данной обязанности на МАДОУ «Детский сад №...» не имеется, так как он только должен был направить заявки на установку необходимого оборудования, что им было сделано, в связи с чем исковые требования к МАДОУ «Детский сад №...» удовлетворению не подлежат.
Принимая во внимание, что мэрия города формирует и утверждает муниципальное задание для МАУ «Центр комплексного обслуживания» и предоставляет субсидии из городского бюджета на финансовое обеспечение муниципального задания, соответственно мэрия г. Череповца является главным распорядителем бюджетных средств в отношении МАУ «Центр комплексного обслуживания». Учитывая, что в соответствии с Уставом города мэрия составляет проект городского бюджета и обеспечивает его исполнение, именно на мэрию города Череповца подлежит возложению обязанность обеспечить финансирование мероприятий по приобретению и установке системы видеонаблюдения и охранной сигнализации в МАДОУ «Детский сад №...».
В связи с созданием МАУ «Центр комплексного обслуживания» главным распорядителем денежных средств в отношении которого является мэрия г. Череповца, Управление образовании мэрии г. Череповца перестало быть главным распорядителем денежных средств направляемых на материально-техническое содержание зданий образовательных учреждений, с учетом изложенного основания для возложения обязанностей обеспечить финансирование мероприятий по приобретению и установке системы видеонаблюдения и охранной сигнализации на Управление образовании мэрии г. Череповца не имеется.
Доводы мэрии г. Череповца о том, что суд, возлагая обязанность по выделению финансирования, ограничивает права главного распорядителя средств местного бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, подлежат отклонению.
Как следует из пояснений представителя мэрии г. Череповца МАУ «Центр комплексного обслуживания» при формировании бюджета на 2023 год включило в заявку, представленную в мэрию, в перечень работ по антитеррористической защищенности МАДОУ «Детский сад №...». Экспертный совет, созданный при мэрии, при определении приоритетно значимых расходных обязательств городского бюджета оставил без удовлетворения заявку МАУ «Центр комплексного обслуживания» в отношении МАДОУ «Детский сад №...» ввиду учета других приоритетов.
МАДОУ «Детский сад №...» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Отсутствие системы видеонаблюдения и охранной сигнализации в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении.
В связи с этим, осуществление деятельности детского сада при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества.
Принимая во внимание специфику данного объекта, и длительность неисполнения требований по антитеррористической безопасности в МАДОУ «Детский сад №...», судебная коллегия полагает, что мэрия г. Череповца, как главный распорядитель средств муниципального бюджета, не надлежащим образом исполняет свои обязанности по профилактике терроризма и экстремизма, в связи с чем требования о возложении на мэрию города Череповца обязанности обеспечить финансирование мероприятий по приобретению и установке системы видеонаблюдения в МАДОУ «Детский сад №...» являются законными и обоснованными.
С учетом необходимости проведения всех административных процедур, проведения ремонтных работ в летний период во время закрытия образовательных учреждений, судебная коллегия полагает возможным установить срок исполнения решения до 01.05.2025 для ответчика – мэрии города Череповца, до 01.09.2025 – для ответчика МАУ «Центр комплексного обслуживания».
Поскольку истец и ответчики от уплаты государственной пошлины освобождены в силу закона, поэтому государственная пошлина взысканию в бюджет не подлежит.
Руководствуясь статьей 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 23.11.2023 отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования первого заместителя прокурора города в защиту неопределенного круга лиц к мэрии города Череповца, муниципальному автономному учреждению «Центр комплексного обслуживания» о возложении обязанности, удовлетворить.
Возложить на мэрию города Череповца (ИНН №...) обязанность в срок до 01.05.2025 обеспечить финансирование мероприятий по приобретению и установке системы видеонаблюдения и охранной сигнализации, в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №...», расположенном по адресу: <адрес>.
Возложить на муниципальное автономное учреждение «Центр комплексного обслуживания» (ИНН №...) обязанность организовать проведение работ по приобретению и установке в здании муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №...», расположенном по адресу: <адрес>, в срок до 01.09.2025 системы видеонаблюдения и охранной сигнализации.
В удовлетворении исковых требований к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №...», управлению образовании мэрии города Череповца отказать.
Председательствующий Л.В. Белозерова
Судьи О.В. Образцов
А.М. Вахонина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.04.2024.
Судья Углина О.Л. Дело № 2-5437/2023
УИД 35RS0001-02-2023-004756-97
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 02 апреля 2024 года № 33-1110/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Образцова О.В., Вахониной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галкиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии города Череповца на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 23.11.2023 по иску первого заместителя прокурора города в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №...», мэрии города Череповца, муниципальному автономному учреждению «Центр комплексного обслуживания о возложении обязанности..
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В, объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Казначеевой Я.А., представителя мэрии г. Череповца по доверенности Афанасьевой И.В., представителя Управления образования мэрии г. Череповца Качеровой Н.Н., судебная коллегия
установила:
Первый заместитель прокурора города обратился в суд иском в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №...» (далее МАДОУ «Детский сад №...»), мэрии города Череповца, муниципальному автономному учреждению «Центр комплексного обслуживания (далее МАУ «Центру комплексного обслуживания») о возложении обязанности.
Просил суд обязать МАДОУ «Детский сад №...» в срок до 31.12.2023 устранить требования законодательства об антитеррористической защищенности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: установить системы видеонаблюдения и охранной сигнализации, средства передачи тревожных сообщений, оборудовать входы в здание контрольно – пропускными пунктами. Обязать мэрию города Череповца в срок до 31.12.2023 обеспечить финансирование мероприятий по приобретению и установке систем видеонаблюдения и охранной сигнализации, средств передачи тревожных сообщений, оборудованию входов в здание контрольно – пропускными пунктами в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №...», расположенном по адресу: <адрес>. Обязать Муниципальное автономное учреждение «Центр комплексного обслуживания» организовать проведение работ по приобретению и установке в здании МАДОУ «Детский сад №...», расположенном по адресу: <адрес> срок до 31.12.2023 системы видеонаблюдения, охранной сигнализации, средств передачи тревожных сообщений и оборудованию входов в здание контрольно – пропускными пунктами.
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 23.11.2023 исковые требования первого заместителя прокурора города в защиту неопределенного круга лиц к МАДОУ «Детский сад №...», мэрии города Череповца, МАУ «Центр комплексного обслуживания» о возложении обязанности, удовлетворены.
На МАДОУ «Детский сад №...» (ИНН №...) возложена обязанность в срок до 01.09.2025 устранить требования законодательства об антитеррористической защищенности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: установить систему видеонаблюдения и охранной сигнализации.
На мэрию города Череповца (ИНН №...) возложена обязанность в срок до 01.05.2025 обеспечить финансирование мероприятий по приобретению и установке системы видеонаблюдения и охранной сигнализации, в МАДОУ «Детский сад №...», расположенном по адресу: <адрес>.
На МАУ «Центр комплексного обслуживания» (ИНН №...) возложена обязанность организовать проведение работ по приобретению и установке в здании МАДОУ «Детский сад №...», расположенном по адресу: <адрес>, в срок до 01.09.2025 системы видеонаблюдения и охранной сигнализации.
В апелляционной жалобе мэрия г. Череповца просит решение суда изменить, отказать в удовлетворении требований г мэрии г. Череповца.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор прокуратуры г. Череповца Шарагина Е.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебной коллегией по гражданским делам Вологодского областного суда 20.03.2024 вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Управление образования мэрии г.Череповца освобождено от участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
В суд апелляционной инстанции поступило заявление первого заместителя прокурора г. Череповца Соколова И.В. об отказе от исковых требований в части возложения на МАДОУ «Детский сад №...», мэрию г. Череповца, МАУ «Центр комплексного обслуживания» обязанности в срок до 31.12.2023 устранить требования законодательства об антитеррористической защищенности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: по установке средств передачи тревожных сообщений и по оборудованию входов в здание контрольно - пропускными пунктами.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Вологодской области Казначеева Я.А. поддержала заявление первого заместителя прокурора г. Череповца Соколова И.В. об отказе от исковых требований в части.
Представитель мэрии г. Череповца по доверенности Афанасьева И.В., представитель Управления образования мэрии г. Череповца Качерова Н.Н. не возражали против прекращения производства по делу в части требований.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Судебная коллегия, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений статей 39, 220, 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе отказаться от иска. Суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173 настоящего Кодекса. При принятии отказа от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.
Принимая во внимание, что отказ истца от иска в части требований к ответчикам не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает отказ истца от иска в указанной части требований.
Руководствуясь статьями 39, 220, 221, 326.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
принять отказ первого заместителя прокурора города Череповца в защиту неопределенного круга лиц от исковых требований в части возложения на муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №...» обязанности в срок до 31.12.2023 устранить требования законодательства об антитеррористической защищенности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: установить средства передачи тревожных сообщений, оборудовать входы в здание контрольно - пропускными пунктами. Обязать мэрию города Череповца в срок до 31.12.2023 обеспечить финансирование мероприятий по установке средств передачи тревожных сообщений и по оборудованию входов в здание контрольно - пропускными пунктами в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №...», расположенном по адресу: <адрес>. Обязать Муниципальное автономное учреждение «Центр комплексного обслуживания» организовать проведение работ по установке средств передачи тревожных сообщений и по оборудованию входов в здании муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №...», расположенного по адресу: <адрес> срок до 31.12.2023 контрольно - пропускными пунктами.
Производство по делу по иску первого заместителя прокурора города Череповца в защиту неопределенного круга лиц в части возложения на муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №...» обязанности в срок до 31.12.2023 устранить требования законодательства об антитеррористической защищенности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: установить средства передачи тревожных сообщений, оборудовать входы в здание контрольно - пропускными пунктами. Обязать мэрию города Череповца в срок до 31.12.2023 обеспечить финансирование мероприятий по установке средств передачи тревожных сообщений и по оборудованию входов в здание контрольно - пропускными пунктами в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №...», расположенном по адресу: <адрес>. Обязать Муниципальное автономное учреждение «Центр комплексного обслуживания» организовать проведение работ по установке средств передачи тревожных сообщений и по оборудованию входов в здании муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №...», расположенного по адресу: <адрес> срок до 31.12.2023 контрольно - пропускными пунктами, прекратить.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Председательствующий Л.В. Белозерова
Судьи О.В. Образцов
А.М. Вахонина