Решение по делу № 33-6163/2023 от 31.07.2023

дело № 2-124/2023;

33-6123/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 сентября 2023 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Морозовой Л.В.,

судей областного суда Булгаковой М.В., Устьянцевой С.А.,

с участием прокурора Киреевой Ю.П.

при секретаре Кондрашовой Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сочана А.Н. к Министерству социального развития Оренбургской области, государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Оренбургской области» о предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение льготной категории малоимущего,

по апелляционной жалобе Сочана А.Н.

на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 31 марта 2023 года.

Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения представителя ответчика государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Оренбургской области» - Костылевой О.Н. и представителя ответчика Министерства социального развития Оренбургской области – Карташовой С.П. возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Киреевой Ю.П., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Сочан А.Н. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Оренбургской области о признании права на получение государственной социальной помощи, указав, что 17 декабря 2021 года он подал в ГКУ «Центр социальной поддержки населения» заявление о признании его малоимущим, 11 января 2022 года им был получен ответ, в котором ГКУ «Центр социальной поддержки населения» запросил сведения о видах государственной социальной помощи, на которые необходимы документы, подтверждающие, что истец входит в категорию граждан «малоимущие». 7 февраля 2022 года он представил ГКУ «Центр социальной поддержки населения» запрашиваемую информацию, а также заявление о назначении ему социальной помощи на основании социального контракта в связи с тем, что он является малоимущим одиноко проживающим гражданином. 25 марта 2022 года ему был предоставлен ответ за подписью заместителя министра министерства социального развития Оренбургской области Т.И., в котором отказано в предоставлении социальной помощи в связи с тем, что он является осужденным, приговоренным к пожизненному лишению свободы. Просил признать за ним право на получение государственной социальной помощи, указанной в общероссийском классификаторе мер социальной защиты в блоках идентификации за № 0435,№ 0812, № 0756, на основании Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Закона Оренбургской области от 16 апреля 2020 года № 2180/581-VI-ОЗ «О предоставлении отдельных видов государственной социальной помощи в Оренбургской области»; признать за Сочаном А.Н. право на наличие льготной категории «малоимущий одиноко проживающий гражданин».

К участию в деле привлечены: в качестве третьего лица, а в последующем – в качестве соответчика, государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения Оренбургской области»; в качестве третьих лиц - ГКУ «Центр социальной поддержки населения Оренбургской области» и ГБУСО «Комплексный центр социального облуживания населения» в г. Соль-Илецке.

Кроме того, Сочан А.Н. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Оренбургской области о признании права на наличие льготной категории, указав, что 7 февраля 2022 года он обратился в компетентный орган с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как малоимущий одиноко проживающий гражданин. Однако, ему было отказано в предоставлении мер социальной поддержки, что противоречит нормам действующего законодательства. Близких родственников не имеет, отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы. Имеет ряд хронических заболеваний, для лечения которых требуются медицинские препараты, на приобретение которых не имеет денежных средств, нуждается в предоставлении мер государственной поддержки. Просил признать за ним право льготной категории как малоимущий одиноко проживающий гражданин.

Определением суда от 1 декабря 2022 года гражданское дело № 2-3406/2022 по иску Сочан А.Н. к Министерству социального развития Оренбургской области о признании права на получение мер социальной поддержки и гражданское дело № 2-3708/2022 по иску Сочан А.Н. к Министерству социального развития Оренбургской области, государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о признании права на получение льготной категории малоимущего объединены в одно производство, делу присвоен единый номер 2-124/2023 (2-3406/2022).

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены УФСИН России по Оренбургской области, ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России по Оренбургской области.

Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 31 марта 2023 года Сочану А.Н. отказано в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе Сочан А.Н. просит отменить обжалуемое решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу приговором Саратовского областного суда от 17 ноября 2005 года Сочан А.Н. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «н» статьи 102 УК РСФСР, частью 3 статьи 30 и пунктами «а,е» части 2 статьи 105 УК РФ, двух преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 222 УК РФ. На основании части 5 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений окончательно назначено Сочан А.Н. наказание в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Судом установлен, что Сочан А.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области.

Согласно информации, представленной УФСИН по Оренбургской области и ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России по Оренбургской области, объективно установлено, что Сочан А.Н., как осужденный к пожизненному лишению свободы, обеспечивается за счет средств федерального бюджета продуктами питания, одеждой, иными необходимыми вещами, а также лекарственными препаратами, по месту отбывания наказания трудоустроен, получает заработную плату, из которой производятся необходимые отчисления в соответствии с действующим законодательством.

Данные обстоятельства Сочаном А.Н. не оспариваются.

17 декабря 2021 года Сочан А.Н. обратился в ГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о признании его малоимущим.

11 января 2022 года истцом был получен ответ, в котором ГКУ «Центр социальной поддержки населения» запросил сведения о видах государственной социальной помощи, на которые необходимы документы, подтверждающие, что истец входит в категорию граждан «малоимущие».

7 февраля 2022 года Сочан А.Н. представил ГКУ «Центр социальной поддержки населения» запрашиваемую информацию, а также заявление о назначении ему социальной помощи на основании социального контракта в связи с тем, что он является малоимущим одиноко проживающим гражданином.

25 марта 2022 года ему был дан ответ за подписью заместителя министра Министерства социального развития Оренбургской области Т.И., в котором отказано в предоставлении мер социальной помощи.

Разрешая спор, суд первой инстанции, применив положения Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закона Оренбургской области от 16 апреля 2020 года № 2180/581-VI-ОЗ «О предоставлении отдельных видов государственной социальной помощи в Оренбургской области», постановления Правительства Оренбургской области от 7 сентября 2020 года № 753-пп «О реализации Закона Оренбургской области от 16 апреля 2020 года № 2180/581-VI-ОЗ «О предоставлении отдельных видов государственной социальной помощи в Оренбургской области», пришел к выводу о том, что правовых оснований для признания Сочан А.Н. малоимущим и предоставления ему мер государственной поддержки не имеется, ввиду чего, в удовлетворении исковых требований отказал.

Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотрены Федеральным законом, от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».\

В соответствии с частями 1, 2 статьи 5 данного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи определяются субъектом Российской Федерации, к расходным обязательством которого относится оказание данной помощи, в том числе, на основании социального контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 8.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Частью 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ предусмотрено, что к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся:

1) поиск работы;

2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

4) ведение личного подсобного хозяйства;

5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

В статье 2 Закона Оренбургской области от 16 апреля 2020 года № 2180/581-VI-ОЗ «О предоставлении отдельных видов государственной социальной помощи в Оренбургской области» определено, что право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам на день обращения за назначением государственной социальной помощи имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Оренбургской области в расчете на душу населения.

Перечень не зависящих от малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина причин наличия среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в Оренбургской области в расчете на душу населения, устанавливается Правительством Оренбургской области.

В силу вышеприведённых положений федерального и регионального законодательства право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта предоставлено определенным категориям граждан, в числе которых малоимущие одиноко проживающие граждане, при наличии определенных условий: наличие дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в Оренбургской области в расчете на душу населения, по независящим от них причинам.

Между тем, Сочан А.Н. не может быть отнесен к категории малоимущих одиноко проживающих граждан, поскольку отбывает пожизненное наказание в местах лишения свободы, обеспечивается вещевым довольствием, продуктами питания в соответствии с нормативными актами, регулирующими вопросы обеспечения осужденных к лишению свободы.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований о признании истца малоимущим одиноко проживающим гражданином и права на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта не имелось.

Доводы апелляционной жалобы в целом сводятся к изложению позиции, выраженной в иске, основаны на неверном применении закона, а потому не могут повлечь отмену решения суда.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 31 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сочана А.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий Л.В. Морозова

Судьи М.В. Булгакова

С.А. Устьянцева

33-6163/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Центрального района г.Оренбурга
Сочан Андрей Николаевич
Ответчики
ГБУСО «КЦСОН» в г. Соль-Илецке
ГКУ Центр социальной поддержки Оренбургской области
Министерство социального развития Оренбургской области
Другие
Администрация г.Оренбурга
ГБУ КЦСОН в г.Соль-Илецке
ГКУ Центр социальной поддержки Оренбургской области
УФСИН России по Оренбургской области
ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России по Оренбургской области
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Булгакова Марина Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
01.08.2023Передача дела судье
06.09.2023Судебное заседание
22.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2023Передано в экспедицию
06.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее