Дело №а-197/2020 г.
УИД 08RS0014-01-2020-000286-12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2020 г. с. Яшалта
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи: - Лиджиева В.Т.,
при секретаре - Зайцевой А.А.,
с участием прокурора - ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия о признании бездействия <данные изъяты> выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения и обязании принять меры к постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения,
установил:
Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия <данные изъяты> Республики Калмыкия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения и обязании принять меры к постановке ею на учет.
В обоснование своих требований указал, что в ходе проведенной проверки законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в сфере соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, установлено, что на <данные изъяты> РК расположено гидротехническое сооружение, не имеющее собственника. Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы <данные изъяты> РК внесено представление об устранении нарушений о безопасности гидротехнических сооружений с требованием о постановке на учет гидротехнического сооружения - водохранилища <данные изъяты> расположенного в центральной части <адрес> района РК. Однако до настоящего времени администрация с<данные изъяты> не обратилась в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения.
С учетом уточненных в порядке ст.46 КАС Российской Федерации требований просит суд признать бездействие <данные изъяты> Республики Калмыкия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения – водохранилища <данные изъяты> расположенного <данные изъяты> и обязании принять меры к постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в течение 6 месяцев.
В судебном заседании прокурор ФИО5 поддержала административные исковые требования.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, признав требование прокурора.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Как установлено в судебном заседании, на территории <данные изъяты> расположено гидротехническое сооружение - водохранилище <данные изъяты>, расположенное <адрес> Республики Калмыкия, не имеющее собственника. ДД.ММ.ГГГГ. в адрес главы <данные изъяты> РК внесено представление об устранении нарушений о безопасности гидротехнических сооружений с требованием о постановке на учет гидротехнического сооружения - водохранилища <данные изъяты> расположенного в <адрес> района РК.
Согласно ч. 1 ст. 49 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № № ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной вещью является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
На основании п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно ст. 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» только собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации.
Под гидротехническими понимаются сооружения, непосредственно предназначенные для использования водных ресурсов (рек, озер и т.д.) или для борьбы с вредным воздействием водной стихии. Согласно ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Хотя у них нет непосредственной связи с землей, законодатель отнес их к недвижимому имуществу, в связи с чем, права на них, их ограничения (обременения), сделки с ними подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном ФЗ от <данные изъяты> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного.
Анализ представленных и исследованных в судебном заседании документов свидетельствует о том, что на территории <адрес> РК расположено гидротехническое сооружение, не имеющее собственника, что свидетельствует о ненадлежащей эксплуатации указанного объекта, вследствие чего могут возникнуть аварийные ситуации, что, в свою очередь, нарушает права граждан на благоприятные условия для проживания.
Между тем, <данные изъяты> РК до настоящего времени не обратилась в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения.
Кроме того, п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления сельских поселений в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этих муниципальных образований.
Таким образом, бездействие <данные изъяты> РК по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.
При определении срока, в течение которого подлежат совершению определенные действия суд, исходя из объема действий, подлежащих выполнению и объема совершенных на настоящее время административным ответчиком действий, находит обоснованным срок, указанный административным истцом - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования являются законными и обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия - удовлетворить.
Признать бездействие <данные изъяты> Республики Калмыкия незаконным.
Обязать <данные изъяты> Республики Калмыкия в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры к постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, гидротехнического сооружения - водохранилища <данные изъяты> расположенного <адрес> Республики Калмыкия.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: подпись
Копия верна.
Судья: В.Т. Лиджиев.