Решение по делу № 2-19/2023 (2-1100/2022;) от 29.08.2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск                                     01 февраля 2023 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи                         Громовой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания                    Векшиной Н.А.,

с участием представителя истца                     Орловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-19/2023 по исковому заявлению Карповой АН к Министерству имущественных отношений Иркутской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонное управления министерства социального развития, опеки и попечительства № 7, о предоставлении благоустроенного помещения за счет средств бюджета Иркутской области,

У С Т А Н О В И Л:

    Карпова А.Н. обратилась в Братский районный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), к Министерству имущественных отношений Иркутской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в границах муниципального образования «Братский район» Иркутской области за счет средств бюджета Иркутской области.

    В обоснование исковых требований указала, что она (Карпова А.Н.) относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Братского районного суда Иркутской области от **.**.**** по гражданскому делу *** ее мать - Карпова ГН, лишена родительских прав. Сведения об отце в свидетельстве о рождении отсутствуют.

    Распоряжением заместителя главы администрации муниципального образования «Братский район» *** от **.**.**** обязанности опекуна над малолетними Карповым ВН, **.**.**** года рождения, и Карповой АН, **.**.**** года рождения, возложены на бабушку - Карпову ЗП. Этим же распоряжением за ней и ее братом Карповым В.Н. закреплена жилплощадь по адресу: ....

    Она (истец) состоит на регистрационном учете по адресу: ..., является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма *** от **.**.****, заключенного с администрацией Харанжинского сельского поселения Братского района Иркутской области.

    Распоряжением Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Братскому району от **.**.**** ***-ру-о установлен факт невозможности проживания Карповой А.Н. в жилом помещении, расположенном по адресу: ...ёжная, ..., так как общая площадь указанного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной Постановлением мэра муниципального образования «Братский район» *** от **.**.****.

    Решением Думы Братского района *** от **.**.**** «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и об утверждении учетной нормы площади жилого помещения на территориях сельских поселений муниципального образования «Братский район» в пункте 1.1 установлено, что норма предоставления жилого помещения, исходя из которой определяется размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере не менее 14 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек и не менее 18 квадратных метров общей площади на одиноко проживающих граждан на территориях сельских поселений муниципального образования «Братский район».

    Распоряжением Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от **.**.**** ***-ру-о она (истец) включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области по договорам найма специализированных жилых помещений, по муниципальному образованию «Братский район».

    Распоряжением межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области *** от **.**.**** *** принято решение об удовлетворении ее заявления о представлении жилого помещения по муниципальному образованию «Братский район». Копия данного распоряжения получена.

    В настоящее время она (истец) является студенткой ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет», ее единственный доход - стипендия, в связи с чем самостоятельно приобрести себе жилье возможности не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилого помещения не является.

Просит суд, с учетом уточнений, обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области предоставить Карповой А.Н. по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Определением Братского районного суда Иркутской области от **.**.****, занесенными в соответствии с ч. 2 ст. 224 ГПК РФ в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7.

Определением Братского районного суда Иркутской области от 01.12.2022 производство по делу в части исковых требований Карповой А.Н., заявленных к Администрации муниципального образования «Братский район» прекращено, в связи с отказом от исковых требований представителя истца Орловой Е.А., действующей по доверенности, предусматривающей такое право как отказ от иска, в указанной части.

Истец Карпова А.Н. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, заявлением просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца Орлова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Из возражений на исковое заявление следует, что в соответствии со ст. 6 Закона Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» жилые помещения предоставляются по заявлениям лиц, включенных в список на предоставление жилого помещения.

Формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот осуществляется органом по управлению имуществом с учетом указанных в списке сведений о месте жительства детей-сирот, мониторинга и прогнозирования состояния рынка объектов жилищного фонда и жилищного строительства в Иркутской области, а также получаемой от органов местного самоуправления информации об условиях для жилищного строительства на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Правительством Иркутской области.

Формирование специализированного жилищного фонда в целях обеспечения жильем детей-сирот осуществляется за счет средств, предусмотренных в подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019 - 2024 годы» государственной программы «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31.10.2018 № 780-пп.

Ответственным исполнителем по программе «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019 - 2024 годы» является министерство.

В Подпрограмме содержится прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации Подпрограммы, в том числе на 2019 и 2020 годы. В соответствии с разделом 4 Подпрограммы объем финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета ежегодно уточняется в соответствии с Законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Таким образом, формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области осуществляется министерством в соответствии с Законом Иркутской области № 164-ОЗ, постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2013 № 330-пп «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в соответствии с целевыми показателями, установленными в подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019 - 2024 годы» государственной программы «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31.10.2018 № 780-пп, и в пределах средств, предусмотренных Законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и данной Подпрограммой.

Вместе с тем, Иркутская область является второй в Российской Федерации (после Кемеровской области) по количеству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.

С 03.07.2018 вступил в силу Закон Иркутской области от 21.06.2018 № 49-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» согласно которому изменился порядок ведения списка на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда Иркутской области и списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области. Указанные списки с 03.07.2018 формируются одним государственным органом исполнительной власти - министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

По данным министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на 2022 год в списке детей-сирот на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда состоит более 16 000 человек.

Порядковый номер Карповой АН, **.**.**** года рождения, в едином списке по Иркутской области по данным министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - 3734.

Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статьи 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Иркутской области № 164-ОЗ предусмотрен порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями в Иркутской области.

В соответствии со статьей 6 Закона Иркутской области № 164-ОЗ министерством однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются по заявлениям лиц, включенных в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, включенных в список, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях - социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Кроме того, в соответствии со статьей 67 Жилищного кодекса РФ и условиями договора найма жилого помещения наниматель жилого помещения обязан в том числе использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом, обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.

Как следует из искового заявления Карпова А.Н. является студенткой ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет».

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона Иркутской области № 164-ОЗ жилые помещения предоставляются лицам по месту их жительства в соответствующем населенном пункте Иркутской области.

В случае отсутствия жилых помещений в соответствующем населенном пункте по месту жительства с письменного согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения в другом населенном пункте Иркутской области. Таким образом, наличие решения суда о предоставлении жилого помещения Карповой А.Н. в муниципальном образовании Братский район повлечет в дальнейшем невозможность предоставления жилого помещения с письменного согласия в другом муниципальном образовании Иркутской области.

Согласно части 5 абзацу 2 статьи 6 Закона Иркутской области № 164-ОЗ орган опеки и попечительства в течение десяти календарных дней со дня получения информации о месте нахождения жилого помещения и его общей площади представляет в орган по управлению имуществом сведения о лице, достигшем возраста 18 лет, в отношении которого принято решение об удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения, в хронологической последовательности, исходя из отметки о дате поступления указанного заявления и наличия письменного согласия в случае, предусмотренном абзацем вторым части 3 статьи 2 настоящего Закона. Сведения о лицах, достигших возраста 18 лет, обратившихся с заявлением в один и тот же день, представляются в алфавитном порядке.

Согласно части 6 статьи 6 Закона Иркутской области № 164-ОЗ не позднее двадцати календарных дней со дня включения в установленном законодательством порядке жилого помещения в специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот органом по управлению имуществом принимается решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицу, достигшему возраста 18 лет, сведения о котором представлены органом опеки и попечительства в соответствии с частью 5 статьи 6 Закона Иркутской области № 164-ОЗ.

Позиция органов исполнительной власти Иркутской области, уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области, уполномоченного по правам человека в Иркутской области, куратора на уровне федеральных органов исполнительной власти - министерства образования и науки Российской Федерации сводится к однозначному выводу, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих судебные решения о предоставлении жилого помещения, должны обеспечиваться на равных условиях с другими лицами, состоящими в списке. Принятие другого подхода повлечет неизбежное и грубое нарушение конституционных прав иных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в списке, поскольку право таких лиц возникло раньше.

Указанная позиция также поддержана Судебной коллегией по гражданским делам Иркутского областного суда (Апелляционное определение от 8 июля 2019 года по делу № 35-5562/2019): «Таким образом, при исполнении решения суда должны быть учтены интересы других граждан, в данном случае - лиц, состоящих на учете на получение жилого помещения, у которых по времени обращения с заявлением на предоставление жилого помещения право возникло ранее, чем у истца».

Строительство и приобретение жилых помещений в муниципальных образованиях не осуществлялось в силу объективных причин: отсутствие предложений на рынке жилья, отсутствие строительных организаций, стоимость жилых помещений, превышающая установленный норматив (48 565 рублей за один квадратный метр, установленный приказом Минстроя России от 29 сентября 2020 года № 557/пр) отсутствие на территории муниципального образования земельных участков под жилищное строительство с развитой инфраструктурой.

Кроме того, в Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения, предусматривающие, что общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти. Данные изменения в законе, отсутствие рынка недвижимости во многих муниципальных образованиях, сократили количество застройщиков, готовых участвовать в реализации мероприятий Подпрограммы.

В соответствии с действующим законодательством контроль качества вводимых в эксплуатацию жилых домов осуществляется органами местного самоуправления. При строительстве многоквартирных жилых домов проектная документация подлежит государственной экспертизе. Кроме того, контроль за строительством дома осуществляет Служба государственного строительного надзора Иркутской области с момента выдачи разрешения на строительство и до ввода дома в эксплуатацию. Жилые помещения после завершения строительства передаются министерству в установленном законом порядке. В случае выявления строительных недостатков в процессе эксплуатации жилых помещений, переданных детям-сиротам по актам приема-передачи по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, министерством ведется претензионная работа по их устранению.

В 2022 году планируется предоставить детям-сиротам 925 жилых помещений:

Также Программа ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, включенных в списки, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Иркутской области, утвержденная распоряжением Губернатора Иркутской области от 19 июля 2021 года № 233-р (далее - Программа ликвидации), предусматривает реализацию комплекса взаимосвязанных и скоординированных мероприятий, позволяющих формировать оперативное решение вопросов по реализации прав детей-сирот на жилое помещение и наиболее эффективно расходовать средства федерального бюджета и бюджета Иркутской области, участие в которой принимают уполномоченные исполнительные органы государственной власти Иркутской области (министерство имущественных отношений Иркутской области, министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерство строительства Иркутской области, министерство образования Иркутской области, министерство труда и занятости Иркутской области, служба государственного и жилищного надзора Иркутской области), органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области.

Право на предоставление детям-сиротам жилого помещения в рамках действующего законодательства министерством не оспаривается, и дети-сироты могут его реализовать при наступлении очередности, исходя из даты обращения с заявлением на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения Карповой А.Н. без учета хронологической последовательности повлечет нарушение прав иных граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот, включенных в список на предоставление жилого помещения раньше, чем она.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с указом Губернатора Иркутской области от 30 апреля 2020 года № 128-уг «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей, и достигли возраста 23 лет» введено предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Вместе с тем, наличие у лица из числа детей-сирот судебного решения о предоставлении жилого помещения повлечет невозможность в дальнейшем использовать право на предоставление социальной выплаты.

Таким образом, министерством проводится вся необходимая и возможная работа по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области. Просит суд в удовлетворении искового заявления Карповой А.Н. отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представитель управления Наумова Е.А., действующая на основании доверенности, представила заявление о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие, также указала, что исковые требования Карповой А.Н. удовлетворению не подлежат, так как на основании Закона № 164-ОЗ обеспечение жильем происходит только в хронологическом порядке.

Суд, выслушав представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подп. «ж», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), вступившим в силу с 01.03.2005, и специальным законом - ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ).

В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилье помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции РФ, настоящего Федерального закона федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерация, также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального кайма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых, помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. I настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абз.1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

На момент рассмотрения дела отношения по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области регулируются специальным законом - Законом Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области».

Согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» (далее Закон № 164-ОЗ) детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном, статьей 3 настоящего Закона, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Иркутской области (далее - жилые помещения) по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра.

С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, может быть увеличен (уменьшен) не более чем на 5 квадратных метров.

В случае отсутствия возможности предоставить жилое помещение общей площадью, указанной в абзаце первом настоящей части, жилое помещение может быть предоставлено детям-сиротам общей площадью более 33 квадратных метров в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление в сфере имущественных отношений (далее - орган по управлению имуществом).

Орган опеки и попечительства формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), в разрезе муниципальных образований Иркутской области, исходя из места жительства детей-сирот.

    В список включаются дети-сироты, указанные в ч. 1 ст. 2 настоящего Закона и достигшие возраста 14 лет (далее в настоящей статье - лица) (п. п. 1, 2 ст. 4 Закона № 164-ОЗ).

В целях предоставления детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений формируется специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот. Формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот осуществляется органом по управлению имуществом в порядке, установленном Правительством Иркутской области (ст.5 Закона № 164-ОЗ).

В соответствии с настоящим Законом лицам, указанным в ч. 1 ст. 2 настоящего Закона, включенным в список, однократно предоставляются органом по управлению имуществом жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Орган по управлению имуществом формирует список на предоставление жилых помещений в хронологической последовательности исходя из даты обращения лиц, указанных в ч. 2 настоящей статьи (п.п. 1-3 ст. 6 Закона № 164-ОЗ).

В судебном заседании установлено, что Карпова А.Н., 06.11.2000 года рождения, относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно распоряжению № 1263 от 29.11.2004 главы администрации муниципального образования «Братский район», обязанности опекуна над малолетними Карповым Владиславом Николаевичем, 24.05.1998 года рождения, и Карповой Ангелиной Николаевной, 06.11.2000 года рождения, назначена Карпова З.С., поскольку отец у детей не значится, мать находится в розыске.

Пунктом 3 указанного распоряжения за малолетними Карповым В.Н. и Карповой А.Н. закреплено право на жилую площадь по адресу: Иркутская область, Братский район, п. Харанжино, ул. Молодежная, д. 111, кв. 1.

Распоряжением Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Братскому району № 566 ру-о от 16.07.2014 опекуном несовершеннолетней Карповой А.Н., исполняющим свои обязанности возмездно по договору о приемной семье была назначена Карпова З.С., поскольку мать Карповой А.Н. – Карпова Гелена Николаевна, решением Братского районного суда Иркутской области от 22.11.2005 лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении не значится.

Распоряжением Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Братскому району № 195-ру-о от 10.03.2015 был установлен факт невозможности проживания несовершеннолетней Карповой А.Н., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилом помещении, расположенном по адресу: Иркутская область, Братский район, п. Харанжино, ул. Молодежная, д. 111, кв. 1, так как общая площадь указанного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной Постановлением мэра муниципального образования «Братский район» № 149 от 01.09.2009 «Об установлении размера учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения».

Согласно уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 26.02.2015, от 09.11.2022 сведения о правах на объекты недвижимости, зарегистрированные в Едином государственном реестре недвижимости, за Карповой А.Н. отсутствуют.

Распоряжением управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Братскому району от 23.03.2015 № 245-ру-о Карпова А.Н. включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области по договорам найма специализированных жилых помещений, по муниципальному образованию «Братский район».

Распоряжением межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №7 от 11.12.2018 № 730/18 принято решение об удовлетворении заявления Карповой А.Н. о предоставлении жилого помещения по муниципальному образованию «Братский район».

Как установлено в ходе судебного разбирательства дела и не оспорено стороной ответчика до настоящего времени истцу не предоставлено специализированное жилое помещение по договору найма.

Из доводов искового заявления, и уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 26.02.2015, от 09.11.2022 следует, что истец Карпова А.Н. жилых помещений в собственности не имеет.

В настоящее время Карпова А.Н. является студенткой ФГБОУ «Иркутский национальный исследовательский технический университет», проходит обучение по очной форме, зарегистрирована по месту своего пребывания в г. Иркутске, ул. Лермонтова, д. 85, ком. 114 (общежитие института).

Анализируя вышеизложенное судом достоверно установлено, что истец Карпова А.Н. достигла возраста 18 лет и включена в списки на предоставление жилого помещения по месту жительства. Таким образом, право истца Карповой А.Н. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.

Вместе с тем, несмотря на то обстоятельство, что Карпова А.Н. была включена в список на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, судом установлено, что до настоящего времени жилым помещением истец не обеспечен.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Статьей 6 Закона Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» установлен порядок предоставления детям - сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений.

Основанием для обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан является их нуждаемость, включение в список лиц которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и наступление определенного законом возраста.

По заявлению в письменной форме лиц указанной категории, включены в список, достигших возраста 18 лет жилые помещения им предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Из приведенных выше правовых положений следует, что законодатель связывает предоставление жилых помещений указанной категории лиц с такими юридическими фактами как достижение возраста 18 лети и окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Карпова А.Н. принята на учет для предоставления жилья, при этом, жилое помещение не предоставлено.

Таким образом, истец на момент подачи искового заявления имеет нереализованное право на обеспечение жилым помещением.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральный законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что все условия и обстоятельства, при которых у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает право на предоставление жилого помещения, у Карповой А.Н. имеются.

Право истца на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет и формирована списка, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

    Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Карповой А.Н. к Министерству имущественных отношений Иркутской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда не ниже установленных норм и отвечающее санитарным и техническим требованиям, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

    Определяя территорию, на которой истцу необходимо предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, суд руководствовался п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, и принял во внимание, что жилое помещение, которое закреплено за Карповой А.Н., в котором она имеет постоянную регистрацию по месту жительства находится в п. Харанжино Братского района Иркутской области, в связи с чем, и жилое помещение должно ей предоставляться применительно к условиям Братского района Иркутской области.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Карповой АН удовлетворить.

Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области предоставить Карповой АН, **.**.**** года рождения, по завершении получения высшего профессионального образования благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям Братского района Иркутской области, находящееся в черте Братского района Иркутской области, не ниже установленных норм и отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                        Е.Н. Громова

Дата изготовления мотивированного решения суда – 08.02.2023.

2-19/2023 (2-1100/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карпова Ангелина Николаевна
Ответчики
Министерство имущественных отношений Иркутской области
Администрация МО "Братский район"
Другие
Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства № 7
Орлова Екатерина Александровна
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Громова Елена Николаевна
Дело на странице суда
bratski.irk.sudrf.ru
29.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2022Передача материалов судье
05.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.11.2022Судебное заседание
30.11.2022Судебное заседание
01.12.2022Судебное заседание
19.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Судебное заседание
01.02.2023Судебное заседание
08.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2023Дело оформлено
01.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее