Дело № 2-7196/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 октября 2015 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Патрушевой А.Г.,
при секретаре Бабиковой Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко М.В. к Министерству архитектуры и строительства Республики Коми о признании права,
у с т а н о в и л :
Коваленко М.В. обратилась в суд с иском к Министерству архитектуры и строительства Республики Коми о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация МР «Усть-Вымский», Коваленко И.Е., Курыдкашина Т.Е.
В судебном заседании Коваленко М.В. и ее представитель на иске настаивали.
Курыдкашина Т.Е. иск поддержала.
Представитель Министерства архитектуры и строительства Республики Коми с заявлением не согласилась.
Иные лица участия в судебном заседании не приняли.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что Коваленко М.В. проживает по адресу: ...
Коваленко М.В. является инвалидом ... группы.
Министерством архитектуры и строительства Республики Коми было отказано Коваленко М.В. в выдаче государственного жилищного сертификата по категории «инвалиды» с составом семьи 1 человек, с датой постановки на учет ** ** **. В обоснование указано, что Коваленко М.В. не имеет необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не менее 15 лет, поскольку прибыла в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности после ** ** **. (письмо от ** ** **.).
Полагая отказ ответчика не основанным на законе, Коваленко М.В. обратилась в суд.
Порядок и условия предоставления переселяющимся гражданам социальных выплат за счет средств федерального бюджета регламентируется Федеральным законом от 25.10.2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных им местностей» и Постановлением Правительства Российской федерации от 21.03.20006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы».
Порядок предоставления государственных жилищных сертификатов (субсидий) гражданам регламентируется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153.
В развитие Федерального закона от 25.10.2002г. №125-ФЗ принято Постановление Правительства РФ от 10.12.2002г. №879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно пунктам 2 и 3 Положения, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постоянного проживания.
Законом Республики Коми от 06.10.20005г. №103-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными в области государственной поддержки граждан Российской федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья» установлено, что прием и проверка документов от граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, постановка на учет граждан, имеющих право на получение данного вида государственной поддержки, ведение списков граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) и обеспечение свободного доступа к ним граждан осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В пункте 17 Положения установлено, что одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) для приобретения жилья в связи с переселением и районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям по очередям, установленным Федеральным законом от 25.10.2002г. №125-ФЗ.
В общереспубликанские списки граждан, сформированные за период с ** ** **. по ** ** **. Коваленко М.В. Администрацией МР «Усть-Вымский» не включалась.
** ** **. Коваленко М.В. подавала в Администрацию МР «Усть-Вымский» заявление на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В общереспубликанские списки граждан, сформированные за период с ** ** **. по ** ** **. Коваленко М.В. включена с датой постановки на учет ** ** **. с указанием адреса регистрации : ...
В общереспубликанские списки граждан, сформированные по состоянию на ** ** **. Коваленко М.В. включена с составом семьи один человек по категории «инвалиды» с датой постановки на учет ** ** **. с указанием адреса регистрации : ...
Доказательств неправомерных действий Коваленко М.В. при постановке ее ** ** **. на учет, не представлено, решения о снятии Коваленко М.В. с учета с датой постановки ** ** ** не принималось.
В силу ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В статье 1 Федерального закона от 25.10.2002г. №125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Позиция Министерства архитектуры и строительства Республики Коми основана на том, что право на получение социальных выплат имеют только те граждане, у которых стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет не менее 15 календарных лет, в который входит только трудовая деятельность. Иные периоды в трудовую деятельность не включаются (время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Требования о наличии минимального стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не распространяется на инвалидов второй группы, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).
Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983г. №12 «О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к в районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983г. №12, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. №1029 (в редакции Указа Президента РФ) Усть-Вымский район отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера с 01.04.1992г.
Коваленко М.В. работала и проживает на территории МР «Усть-Вымский» с ** ** **.
Доказательств принадлежности Коваленко М.В. жилья в других регионах Российской Федерации не предоставлено.
Таким образом, Коваленко М.В. считается прибывшей в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности после 01.04.1992г.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище.
Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на получение социальных гарантий в связи с инвалидностью, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (ч. 3 ст. 37; ст. 40; ч. 1 ст. 27; части 1 и 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.10.2002г. №125-ФЗ (в редакции от 25.10.2002г.) было установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Как указано ответчиком, с 01.04.1992г. на дату постановки на учет ** ** **. стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях у Коваленко М.В. составлял ....
Между тем, Коваленко М.В. является пенсионером по старости с ** ** **.
Доказательств неправомерных действий Коваленко М.В. при постановке ее ** ** **. на учет, не представлено, решения о снятии Коваленко М.В. с учета с датой постановки ** ** **. не принималось.
Соответственно доводы ответчика о том, что Коваленко М.В. с ** ** **. и по состоянию на ** ** **. не имела необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера, являются не основанными на норме статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002г. №125-ФЗ (в редакции от 25.10.2002г. – стаж 10 лет).
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у Коваленко М.В. права с ** ** **. состоять на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилой площади за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также права на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. №125-ФЗ для приобретения жилья за пределами таких районов.
В связи с чем, исковые требования Коваленко М.В. к Министерству архитектуры и строительства Республики Коми о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать за Коваленко М.В. право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Патрушева А.Г.