7-8/2023 судья Акимова Ю.Ю.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владимир 21 февраля 2023 г.
Судья Владимирского областного суда Шайкин Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу аудитора Счетной палаты Владимирской области Осадчей О.В. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Владимира от 28 декабря 2022 г., вынесенное в отношении Калайковой Елены Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Владимира от 28 декабря 2022 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении Калайковой Е.В. прекращено на оснвоании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной во Владимирский областной суд, аудитор Счетной палаты Владимирской области Осадчая О.В., составившая протокол об административном правонарушении, просит постановление отменить, вернуть дело на новое рассмотрение.
Указывает, что выводы судьи не соответствуют обстоятельствам дела и судебной практике.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителей Счетной палаты Владимирской области Осадчую О.В. и Герасимову А.А., поддержавших жалобу, Калайкову Е.В. и ее защитника Ильину Л.Н., просивших в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ.
В отношении начальника отдела экономического анализа, планирования и финансирования Департамента образования и молодежной политики Владимирской области (далее – Департамент) Калайковой Е.В. протокол об указанном правонарушении был составлен в связи с несоблюдением условий «Соглашения о предоставления из бюджета Владимирской области областному бюджетному и автономному учреждению субсидии в соответствии с абз. 2 ст. 78.1 БК РФ» № 136 от 30 декабря 2021 г. (далее – Соглашение, л.д. 27-32).
Это Соглашение, а также дополнительные соглашения к нему № 1 от 23 марта 2022 г. (л.д. 33-37), № 2 от 16 мая 2022 г., (л.д. 38 – 42) было заключено между Департаментом (по тексту Соглашения – «Учредитель») и государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования Владимирской области «Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой» (далее – Учреждение).
В соответствии с п. 3.1.1 Соглашения перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке на лицевой счет, открытый Учреждению в УФК по Владимирской области согласно графику перечисления Субсидии в соответствии с приложением № 2 к Соглашению.
В вину Калайковой Е.В. вменено то обстоятельство, что в нарушение п. 1 ст. 78.1 БК РФ, п. 3.1.1 Соглашения и графика (приложение № 2 к Соглашению) 2 июня 2022 г. Институту был выделен следующий объем субсидий:
- на предоставление доступа к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия с использованием защищенных каналов связи образовательным учреждением системы образования Владимирской области, участвующим в предоставлении государственных и муниципальных услуг в рамках государственной программы «Информационное общество» (КБК 574 0709 0940125280 622) в размере **** руб., при предусмотренном Соглашением размере **** руб.;
- на создание и обеспечение функционирования единой региональной сети электронных библиотек системы образования Владимирской области (КБК 574 0709 0940125290 622) в размере **** руб., что не запланировано Соглашением на этот период (средства на эти цели в размере **** руб. должны были быть выделены в период с 1 июля по 30 сентября 2022 г.);
- на создание, развитие и обеспечение функционирования регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным образовательным программам (КБК 574 0709 0940125 310 622) в размере **** руб., что не запланировано Соглашением на этот период (средства на эти цели в размере **** руб. должны были быть выделены в период с 1 июля по 30 сентября 2022 г.).
Таким образом, все указанные средства в соответствии с Соглашением подлежали выделению Учреждению, но в соответствии с графиком в ином размере или в другие сроки.
Судья Октябрьского районного суда г. Владимира пришел к выводу о том, что фактически в вину Калайковой Е.В. вменено нарушение не условий, а графика перечисления, то есть порядка предоставления субсидии, что не образует состава административного правонарушения, поскольку это не предусмотрено диспозицией ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Действительно, диспозицией ч. 1 ст. 15.15.5 КоАПРФ предусмотрена ответственность только за нарушение условий предоставления субсидии.
В Соглашении вопросу условий предоставления посвящен раздел II «Условия и финансовое обеспечение предоставления субсидии».
Этот раздел состоит из п.п. 2.1 - 2.3, имеющих следующее содержание.
«2.1. Субсидии предоставляются Учреждению для достижения целей, указанных в настоящем Соглашении.
2.2. Субсидии предоставляются Учреждению в размере **** руб. 00 коп., в том числе:
2.2.1 в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Департаменту по кодам субсидии, указанным в приложении 1 к настоящему соглашению в размере:
в 2022 г. – **** руб. 00 коп.;
в 2023 г. - **** руб. 00 коп.;
в 2024 г. – **** руб. 00 коп.
2.3. Размер субсидии рассчитывается в соответствии с Правилами предоставления субсидии».
В п. 4.2.2 раздела IV «Взаимодействие сторон» Соглашения указано, что Департамент вправе принимать решения об изменении условий Соглашения на основании информации и предложений, направленных Учреждением, включая уменьшение или увеличение размера субсидии при наличии неиспользованных лимитов бюджетных обязательств и при условии предоставления Учреждением информации, содержащей финансово-экономическое обоснование данных изменений.
Таким образом, из буквального толкования раздела II и п. 4.2.2 Соглашения следует, что условиями предоставления субсидии являются:
- ее направление на цели, указанные в п.1.1 Соглашения;
- ежегодное выделение указанных выше сумм; в пределах лимитов, доведенных Департаменту;
- расчет размера субсидии в соответствии с Правилами предоставления субсидии.
Таким образом, график предоставления субсидии не относится к условиям ее предоставления.
Это подтверждается тем обстоятельством, что п. 3.1.1 Соглашения, нарушение которого вменено в вину Калайковой Е.В. помещен в раздел III Соглашения - «Порядок перечисления субсидии».
Из пояснений сторон в областном суде следует, что по итогам проверки Счетной палатой Владимирской области каких-либо замечаний по необходимости изменения структуры Соглашения не выносилось.
Между тем, как указывалось выше, ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ ответственность предусмотрена только за неисполнение условий предоставления субсидии.
Нарушение порядка предоставления субсидий может образовывать состав иных административных правонарушений (например, предусмотренных ч. 1.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ), совершение которых в вину Калайковой Е.В. не вменялось.
Необходимость определения в нормативных актах целей, условий и порядка предоставления субсидий, предусмотрена и п. 2 ч. 3 ст. 78 БК РФ.
Сравнительный анализ п. 2 ч. 3 ст. 78 БК РФ с диспозициями частей 1, 1.1 и 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ позволяет прийти к выводу о том, что законодатель четко разделяет понятия «условия получения субсидии» и «порядок получения субсидии», а также разделяет ответственность за нарушение условий предоставления субсидий (ч.ч. 1 и 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ) и за нарушение порядка предоставления субсидий (ч. 1.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ).
В связи с этим доводы представителей Счетной палаты Владимирской области о том, что все без исключения положения Соглашения являются условиями предоставления субсидии, основаны на неверном толковании законодательства и удовлетворению не подлежат.
В вину Калайковой Е.В. фактически вменено нарушение не условий, а порядка предоставления субсидии – графика ее предоставления.
Из пояснений стороны защиты в областном суде следует, что до окончания 2022 г. условия Соглашения были выполнены в полном объеме указанных в нем на этот год средств. Представителями Счетной палаты Владимирской области это не оспаривалось.
Следовательно, вывод судьи Октябрьского районного суда г. Владимира о том, что деяние, вмененное в вину Калайковой Е.В., не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, поскольку не охватывается диспозицией этой нормы КоАП РФ, являются верными.
В жалобе Осадчая О.В. указывает, что такие выводы не соответствуют требованиям п.п. 2.7-2.9 «Порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета областным государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Департаменту образования и молодежной политики Владимирской области, субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)» (утвержден постановлением администрации Владимирской области от 4 февраля 2019 г. N 67, далее – Постановление № 67).
Названные нормы предусматривают, что не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии, изменении размера и (или) целей предоставления субсидии или уменьшения Департаменту как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии между Департаментом и учреждением заключается соглашение о предоставлении субсидии или дополнительное соглашение к указанному соглашению, предусматривающее внесение в него изменений или его расторжение, в соответствии с типовой формой, утвержденной Департаментом финансов Владимирской области (п. 2.7).
Субсидии перечисляется в соответствии с условиями соглашения на отдельный лицевой счет бюджетного и автономного учреждения, открытый в Управлении Федерального казначейства по Владимирской области (п. 2.8).
Перечисление субсидий Департаментом образования и молодежной политики производится в соответствии с кассовым планом исполнения областного бюджета и сроком перечисления субсидий, установленным в соглашении (п. 2.9).
Однако указанные нормы содержатся в разделе II «Условия и порядок предоставления субсидии» Постановления № 67 и явно также относятся не к условиям, а к порядку предоставления субсидий. В связи с этим названный довод жалобы также не свидетельствует о необходимости отмены постановления судьи.
Ссылки на не проходившие апелляционного обжалования два постановления судей иных районных судов Владимирской области по другим делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, вынесенных в отношении иных лиц за деяния, совершенные при других обстоятельствах, не являются основанием для отмены постановления по настоящему делу, поскольку каждое дело рассматривается индивидуально.
Кроме того, ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ установлена административная ответственность главного распорядителя бюджетных средств.
В соответствии со ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ.
В соответствии с п. 4.5.1 действовавшего по состоянию на 2 июня 2022 г. «Положения о Департаменте образования и молодежной политики Владимирской области» (утверждено постановлением Губернатора Владимирской области от 27 марта 2006 г. N 225) директор Департамента руководит деятельностью Департамента, организует его работу в соответствии с полномочиями и функциями, определенными настоящим Положением, и несет персональную ответственность за результаты работы.
Из Соглашения следует, что от имени Департамента («Учредитель») оно заключено и.о. директора Департамента Б.
Дополнительные соглашения № 1 от 23 марта 2022 г., № 2 от 16 мая 2022 г. также подписаны Б.
Реестр № 2/35 от 1 июня 2022 г. на финансирование субсидии автономным учреждениям на иные цели по Соглашению № 316 от 30 декабря 2021 г., в соответствии с которым были выделены указанные в протоколе об административном правонарушении средства, подписан директором Департамента Б., а также главным бухгалтером Департамента С. и Калайковой Е.В. (л.д. 48).
При этом из пояснений обеих сторон следует, что без подписи директора Департамента или лица, исполняющего его обязанности, а также без подписи главного бухгалтера перечисление средств в любом случае было бы невозможным.
Сторона защиты пояснила, что выделение денежных средств происходило в соответствии с кассовым планом, согласованным с Департаментом финансов Владимирской области (л.д. 72). Представители Счетной палаты Владимирской области это подтвердили и пояснили, что к кассовому плану у них претензий нет.
В такой ситуации при указанном правовом регулировании Калайкова Е.В. не может рассматриваться как должностное лицо, принявшее от имени главного распорядителя бюджетных средств решение о перечислении субсидии.
Судьей Октябрьского районного суда г. Владимира существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения нет.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2022 ░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 15.15.5 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░