РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2-2580/2024
УИД 43RS0003-01-2024-003524-61
18 сентября 2024 года г.Киров
Первомайский районный суд г.Кирова в составе председательствующего судьи Лумповой И.Л.,
при секретаре Поповой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству лесного хозяйства Кировской области, Министерству охраны окружающей среды Кировской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное место размещения отходов на землях лесного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Кировский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству лесного хозяйства Кировской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное место размещения отходов на землях лесного фонда. В обоснование указал, что в ходе проверки органами прокуратуры выявлено, что на территории лесного фонда Паркового лесничества Кировской области имеются несанкционированные свалки отходов производства и потребления, включая твердые бытовые отходы. Указанная территория лесного фонда, в пользование третьим лицам не передавалась. {Дата} Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес министерства внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства, по результатам рассмотрения которого мер к ликвидации несанкционированных свалок не принято. С учетом уточнения исковых требований просит возложить на министерство лесного хозяйства Кировской области, министерство охраны окружающей среды Кировской области обязанность ликвидировать в срок до {Дата} несанкционированное место размещения отходов:
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
Исходя из характера спорных правоотношений к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика привлечено Министерство охраны окружающей среды Кировской области.
В судебном заседании помощник Кировского межрайонного природоохранного прокурора Быкова С.С. настаивала на удовлетворении заявленных требований с учетом их уточнения.
Представитель ответчика министерства лесного хозяйства Кировской области Коротышева Т.В. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что свалки находятся в особо охраняемой зоне – зеленой зоне г.Кирова, которая находится в ведении министерства охраны окружающей среды, поэтому последнее несет обязанность по ликвидации свалок. Министерство лесного хозяйства Кировской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика министерства охраны окружающей среды Кировской области Трегубов В.А. в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что свалки находятся в лесах, поэтому обязанность по их ликвидации несет министерство лесного хозяйства Кировской области.
Представители федерального агентства лесного хозяйства, департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу в судебное заседание не явились. Уведомлены своевременно и надлежащим образом. Направили отзывы.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора.
Согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия и в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
Требованиями части 3 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляете; в том числе, органами государственной власти в пределах их полномочия; определенных в соответствии с Лесным кодексом и Федеральным законом 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу положений части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2022 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживаю, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательств Российской Федерации.
Согласно ст. 58 Федерального закона от 10.01.2022 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнен органами государственной власти, органами местного самоуправления юридическими лицами и гражданами (пункт 1).
Согласно пункту 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 161, запрещается засорение лесов отходами производства и потребления.
Следовательно, наличие несанкционированных свалок на территории лесного фонда запрещено, поскольку может привести к возникновению лесных пожаров и причинения вреда Российской Федерации как собственнику лесных ресурсов.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения (п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ).
Согласно ч.4 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 N33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о министерстве охраны окружающей среды Кировской области, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 01.04.2019 №124-П (далее – Положение), министерство охраны окружающей среды Кировской области является исполнительным органом государственной власти Кировской области межотраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сферах охраны окружающей среды и природопользования, охраны, воспроизводства, рационального использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, регионального государственного геологического контроля (надзора), обеспечения экологической безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, обеспечения радиационной безопасности населения в соответствии с полномочиями Кировской области, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными и областными законами.
Пунктом 2.1 Положения установлено, что министерство исполняет функцию управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, ведение Красной книги Кировской области и является центром ответственности за ее исполнение.
Пунктом 3.1.4.3 Положения предусмотрено, что министерство осуществляет мероприятия по развитию особо охраняемых природных территорий в Кировской области, сохранению биологического разнообразия редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, уникальных природных объектов и комплексов.
В соответствии с п. 3.1.18 Положения министерство охраны окружающей среды Кировской области в рамках участия в функции «управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов» обеспечивает охрану и защиту лесов, находящихся на особо охраняемых природных территориях.
Из изложенного следует, что министерство охраны окружающей среды Кировской области является исполнительным органом государственной власти Кировской области межотраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере защиты особо охраняемых природных территорий в Кировской области. На министерство возложена государственная функция управления в области использования, охраны, защиты, особо охраняемых природных территорий, т.е. министерство охраны окружающей среды Кировской области осуществляет на территории Кировской области полномочия по поддержанию надлежащего состояния особо охраняемых природных территорий в Кировской области.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной органами прокуратуры проверки выявлено, что на территории лесного фонда Паркового лесничества Кировской области имеются несанкционированные свалки отходов производства и потребления, включая твердые бытовые отходы.
Указанная территория лесного фонда в пользование третьим лицам не передавалась.
Места размещения отходов выявлены на территории Паркового лесничества Кировской области, которая полностью расположена в границах зеленой зоны городов Кирова, Кирово-Чепецка и Слободского, являющейся особо охраняемой природной территорией регионального значения.
Особое природоохранное, эстетическое и рекреационное значение указанной зоны объявлено постановлением Правительства Кировской области от {Дата} {Номер} «Об объявлении зеленой зоны городов Кирова, Кирово-Чепецка и Слободского особо охраняемой природной территорией регионального значения».
В силу положений Лесного кодекса РФ, принимая во внимание, что из положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 14.03.1995 N33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» следует, что охрана лесов от загрязнения в части ликвидации несанкционированных свалок возлагается на органы государственной власти субъекта Российской Федерации и собственника – Российскую Федерацию в лице Росимущества, ликвидация несанкционированных свалок не относится к полномочиям, переданным органом государственной власти субъектов Российской Федерации, и должна осуществляться за счет средств регионального бюджета в рамках региональных программ либо за счет финансирования, выделяемого Росимуществу как органу, исполняющему полномочия собственника имущества, находящегося в федеральной собственности, именно министерство охраны окружающей среды Кировской области является надлежащим ответчиком по делу.
В целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления другого негативного воздействия (п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ).
Вопреки ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлены доказательства надлежащего исполнения обязанностей в обеспечении охраны и защиты лесов, находящихся на особо охраняемых природных территориях, доказательства устранения несанкционированных свалок суду не представлены.
Установив фактические обстоятельства дела и применив к правоотношениям сторон вышеуказанные нормы материального права, суд приходит к выводу о законности и обоснованности уточненных исковых требований прокурора, поскольку несоблюдение обязанности по ликвидации несанкционированных свалок может создать предпосылки к затруднению тушения пожара и увеличению времени эвакуации людей, что, безусловно создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушает интересы Российской Федерации на сохранение природных ресурсов и подлежит судебной защите.
Поскольку министерство охраны окружающей среды Кировской области осуществляет на территории Кировской области полномочия по поддержанию надлежащего состояния особо охраняемых природных территорий в Кировской области, выявленные прокурором свалки находятся на территории особо охраняемой природной территории, то суд возлагает на министерство охраны окружающей среды Кировской области обязанность в срок до {Дата} по организации ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, расположенных в границах:
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
Установленный судом срок является разумным применительно к возложенной обязанности и более длительному сроку не подлежит, т.к. обязанность по ликвидации несакционированных свалок является текущей обязанностью министерства исходя из его полномочий, которые, как установлено при рассмотрении настоящего спора, не выполняются.
Исковые требования к министерству лесного хозяйства Кировской области удовлетворению не подлежат, поскольку у данного лица отсутствует обязанность по поддержанию надлежащего состояния лесов в особо охраняемых природных территорий в Кировской области, поскольку указанная обязанность возложена на министерство охраны окружающей среды Кировской области.
Иск заявлен прокурором в пределах предоставленных ст.45 ГПК РФ полномочий, поскольку направлен на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
Доводы о недостаточности финансирования на обеспечение ликвидации несанкционированных свалок согласно предусмотренным законодательством нормативам не могут являться основанием к отказу в иске прокурору.
Иные доводы также не подтверждает обоснованность возражений ответчика, т.к. направлены на придание легитимности несоблюдения требований законодательства.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кировского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Обязать министерство охраны окружающей среды Кировской области организовать мероприятия по ликвидации в прок до {Дата} несанкционированные места размещения отходов:
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
(Данные деперсонифицированы)
В удовлетворении исковых требований к министерству лесного хозяйства Кировской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд города Кирова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Лумпова И.Л.
Решение в окончательной форме изготовлено 27.09.2024.