ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-1178/2017
13 декабря 2017 года г. Боготол
Боготольский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кирдяпиной Н.Г.,
при секретаре Демко О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бунденок Н.А. к администрации города Боготола Красноярского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,
с участием:
истца Бунденок Н.А.,
от ответчика администрации г. Боготола Красноярского края - представителя по доверенности от 09.01.2017 № 1 Кривцовой Н.О.,
в отсутствие:
представителя третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края,
УСТАНОВИЛ:
Бунденок Н.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Боготола о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, мотивируя свои требования тем, что на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ Бунденок Н.А. является собственником <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, в доме, который заключением межведомственной комиссии от 13.03.2015 № 19 признан аварийным и подлежащим сносу. После признания дома аварийным ответчик не принимает мер по переселению, в связи с чем просит суд обязать администрацию г. Боготола предоставить ей 2-хкомнатную квартиру, площадью 40-42 кв.м. в кирпичном доме, не выше второго этажа.
В судебном заседании истец Бунденок Н.А. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске, просила требования удовлетворить.
От ответчика администрации г. Боготола представитель по доверенности Кривцова Н.О. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении требований отказать.
От третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края представитель для участия в судебном заседании не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом в ходе судебного разбирательства по делу, Бунденок Н.А. на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ является собственником трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
На основании заключения межведомственной комиссии от 13.04.2015 (л.д. 47) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г. Боготола от 31.03.2015 № 0366-п с учетом изменений, внесенных постановлениями от 24.03.2017 № 0382-п, от 12.05.2017 № 0577-п, указанный дом включен в реестр многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийным, установлен год отселения жильцов данного дома - 2018 год.
В целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда принят Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии со ст. 16 которого субъектами Российской Федерации приняты региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 г., результат разрешения указанной категории споров зависит от того, включен или не включен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, не включен в такую программу, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч. 1). Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч. 6). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8).
Пленум Верховного Суда РФ в пп. «и» п. 20 Постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что суд не вправе обязать обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Как следует из материалов дела, региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2013 - 2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 06.05.2013 № 228-п, действовала на территории г. Боготола до 01.01.2016 г. Согласно указанной программе, переселению подлежали граждане из жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу по состоянию на 1 января 2012 года и включены в данную программу переселения.
Как указывалось выше, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и внесен в реестр многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийным, в 2015 году, то есть после 1 января 2012 года, в связи с чем в указанную программу включен не был, решения об изъятии земельного участка под указанным жилым домом не принималось.
Поскольку спорный жилой дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонд, а соглашение с ответчиком о предоставлении другого жилого помещения не достигнуто, то правовых оснований для предоставления истцу иного жилого помещения в собственность не имеется.
В силу положений п. 3 ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации в том случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.
Гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, в силу положений п. 1 ч. 2, ч. ч. 5, 7 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Реализация предусмотренного указанными нормами права на предоставление жилого помещения не зависит от того, находится ли жилое помещение, занимаемое гражданами, у них в собственности, либо предоставлено им по договору найма, что отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.10.2009 № 44-В09-41; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2009 № 376-О-П, от 26.05.2011 № 643-О-О).
При этом, предоставление жилых помещений во внеочередном порядке осуществляется при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, жилое помещение истцу может быть предоставлено лишь при условии соблюдения общих правил обеспечения жилыми помещениями по договору социального жилищного найма, а именно: в силу ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Из вышеизложенного следует, что наличие одного лишь факта непригодности жилого помещения для проживания не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Однако, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договорам социального найма Бунденок Н.А. не состоит (ответ администрации г. Боготола от 05.12.2017 № 5757), с заявлением о признании малоимущей в УСЗН не обращалась (ответ УСЗН от 11.12.2017 № 1761).
При таких обстоятельствах, учитывая, что в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, не включен, принимая во внимание, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу не является достаточным основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди, при этом, с заявлением о признании в установленном законом порядке малоимущей для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении истица не обращалась, на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения не состоит, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения исковых требований Бунденок Н.А. о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Буеденок Н.А. к администрации города Боготола Красноярского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Г. Кирдяпина
Резолютивная часть решения объявлена 13.12.2017 г.
Мотивированное решение составлено 18.12.2017 г.