Дело № 2-10/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2015 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Муковкиной Т.И.,
при секретаре Пугач О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.В.В. к Администрации Сортавальского муниципального района о присвоении статуса лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и постановке на специализированную очередь,
установил:
Т.В.В. обратился в суд с иском к ЗАО «Вяртсильский метизный завод» и Администрации Вяртсильского городского поселения о присвоении статуса лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и постановке на специализированную очередь по тем основаниям, что <Дата обезличена> решением Сортавальского городского суда его мать Т.Г.Н. была лишена родительских прав, с трехлетнего возраста истец находился в детских домах: с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в <Адрес обезличен>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в <Адрес обезличен>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в <Адрес обезличен>, в последующем обучался в профтехучилище <Адрес обезличен>, где окончил один курс. Истец указывает на то, что в <Дата обезличена> он приехал в <Данные изъяты> к родной сестре Т.В.В.., обращался в администрацию <Данные изъяты> с целью прописки у бабушки <Данные изъяты> по адресу <Адрес обезличен>, однако получил отказ, после смерти бабушки квартира перешла государству. Также указывает, что в <Дата обезличена> он обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на Вяртсильском металлургическом заводе, после службы в армии с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, при устройстве на работу на Вяртсильский металлургический завод ему была предоставлена комната в общежитии. В <Дата обезличена> году истец заключил брак с В.С.Б. при устройстве на работу в <Данные изъяты> жена получила вторую комнату в общежитии. В <Дата обезличена> году семья сдала служебное жилье в общежитии, поскольку его жене была подарена квартира по адресу <Адрес обезличен> Также указывает, что он имеет двух детей несовершеннолетних детей, <Дата обезличена> брак между супругами расторгнут, однако по настоящее время он зарегистрирован по адресу бывшей жены. В <Дата обезличена> истец обращался с заявлением в администрацию Вяртсильского городского поселения о подтверждении постановки на учет или снятии с учета, получил отрицательный ответ, в <Дата обезличена> обращался с заявлением на Вяртсильский метизный завод, получил отрицательный ответ. Ссылаясь на ФЗ РФ от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец просит обязать ответчиков присвоить ему статус лица из числа детей, оставшегося без попечения родителей и поставить на специализированную жилищную очередь.
По ходатайству истца в судебном заседании произведена замена ответчиков с ЗАО «Вяртсильский метизный завод» и Администрации Вяртсильского городского поселения на Администрацию Сортавальского муниципального района.
Судом в качестве третьих лиц по делу привлечены Орган опеки и попечительства Сортавальского муниципального района и Т.С.Б.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснил также, что не имеет никаких сведений о своем отце, о его местонахождении, с заявлениями о его розыске никто не обращался.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации Сортавальского муниципального района не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Ранее в судебных заседаниях представитель ответчика Грацианова Т.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, считает, что отсутствуют основания для присвоения Т.В.В. статуса лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и постановке на специализированную очередь.
В судебное заседание представитель третьего лица Органа опеки и попечительства Администрации Сортавальского муниципального района не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебных заседаниях представитель Органа опеки и попечительства по доверенности Кузнецова М.Н. с иском не согласилась, пояснила, что поскольку отсутствуют документы о лишении или ограничении в родительских правах в отношении обоих родителей Т.В.В. он не может быть признан лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и не может быть поставлен на очередь, кроме того, отсутствуют записи в отношении истца в журнале учета детей, оставшихся без попечения родителей, нет документов об основаниях направления истца в детские дома, документов о закреплении или не закреплении за ним жилой площади.
В судебном заседании третье лицо Т.С.Б. исковые требования поддержала, пояснила, что они с истцом после заключения брака проживали в общежитии, где пользовались комнатами, которые были предоставлены истцу и ей, как работнику <Данные изъяты>, с <Дата обезличена> года истец проживает в квартире, которая принадлежит Т.С.Б. на основании договора дарения.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 ст. 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 4 ст. 8 данного ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Пунктом 5 статьи 8 указанного выше ФЗ устанавливается, что порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно материалам дела, в том числе свидетельству о рождении Т.В.В., <Дата обезличена> года рождения, в качестве отца ребенка указан Т.В.Г., в графе мать ребенка указана - Т.Г.Н..
Судом установлено, что решением Сортавальского городского народного суда от <Дата обезличена> Сортавальскому Гороно и Сортавальской межрайонной больнице было отказано в иске о лишении родительских прав Т.Г.Н. в отношении детей, в том числе в отношении истца, суд принял решение об отобрании у Т.Г.Н. сына <Данные изъяты>, <Дата обезличена> года рождения и передал его на воспитание органам опеки и попечительства. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карельской АССР от <Дата обезличена> года решение суда оставлено без изменения.
Из пояснений истца и материалов дела следует, что с трехлетнего возраста он находился в детских домах: <Данные изъяты>. Как следует из материалов дела истец был направлен в <Данные изъяты> затем направлялся в <Данные изъяты>
Однако документов, свидетельствующих о том, что он являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей или ребенком-сиротой, суду не предоставлено, отсутствуют они и в личном деле истца, которое сопровождало истца в детские учреждения, в которых он находился.
Согласно ответу органа опеки и попечительства на запрос суда и пояснениям представителя органа опеки и попечительства Сортавальского муниципального района у них отсутствуют сведения относительно истца как о ребенке, оставшемся без попечения родителей, согласно их пояснениям истец не признавался лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении истца отсутствуют записи в журналах учета такой категории детей, также отсутствуют документы о направлении истца в детские дома, документы о закреплении или не закреплении за ним жилой площади или иные документы, свидетельствующие о том, что он является ребенком-сиротой или лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом предлагалось истцу предоставить дополнительные доказательства по делу, однако истцом их суду не предоставлено.
Из ответа <Данные изъяты> следует, что записи акта о смерти Т.В.Г., <Дата обезличена> года рождения отсутствуют, проверка проведена за период с 01.01.1950 по 11.12.2014.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; детьми, оставшимися без попечения родителей признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что решение об ограничении родительских прав имелось только в отношении матери ребенка, сведения о лишении родительских прав в отношении отца ребенка в материалах дела отсутствуют, при этом, из решения суда от <Дата обезличена> следует, что отец ребенка был жив на момент рассмотрения дела, также у суда не имеется доказательств того, что он умер до исполнения ребенку 18 лет, как и вообще отсутствуют сведения о смерти отца истца, также как и не представлено доказательств того обстоятельства, что отец ребенка не участвовал в его воспитании и содержании, доказательств злостного неисполнения отцом истца своих родительских обязанностей в материалах дела также не имеется.
Само по себе пребывание истца в детском учреждении при наличии не лишенного родительских прав и не ограниченного в родительских правах родителя еще не свидетельствует о невыполнении им родительских обязанностей. Вместе с тем, из статьи 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что факт утраты лицом попечения родителей подлежит установлению в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет, однако указанные обстоятельства истцом не доказаны.
Согласно учетным данным органа опеки и попечительства в журнале учета детей, оставшихся без попечения родителей, сведений в отношении истца как ребенка, оставшегося без попечения родителей, не имеется, также отсутствуют документы органа опеки и попечительства об основаниях его направления в детские дома, какими-либо сведениями не располагает и Министерство образования Республики Карелия, от имени которого выдавались путевки истцу в детские дома.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истцом не предоставлено надлежащих доказательств того обстоятельства, что Т.В.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
18 лет истцу исполнилось в <Дата обезличена> году, 23 года истцу исполнилось в <Дата обезличена> году, при этом, истцом не предоставлено доказательств того обстоятельства, что на момент исполнения 18 лет он не имел права вселиться в ранее занимаемое жилое помещение или что ему было отказано в этом, поскольку доказательств указанных обстоятельств им не предоставлено. Материалами дела также не подтверждается, что истец становился на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, или, что ему было отказано в постановке на учет по указанным основаниям, поскольку таких сведений не предоставлено ни по месту работы, ни по месту жительства истца, из ответа Администрации Вяртсильского городского поселения усматривается, что в администрации поселения в очереди на улучшение жилищных условий истец не состоял.
Из пояснений истца, третьего лица Т.С.Б. данных о регистрации истца в паспорте следует, что истец был зарегистрирован и проживал по адресу <Адрес обезличен> общежитие, с <Дата обезличена> года до <Дата обезличена> года. Суду не представлено доказательств, что истцу данное помещение было предоставлено в качестве служебного жилья или общежития, поскольку ЗАО «ВМЗ», согласно их ответу, таких документов не может предоставить, при этом, из пояснений третьего лица Т.С.Б. следует, что жилые помещения были сданы сторонами, поскольку материально им было трудно их содержать, истца не выселяли по требованию работодателя или наймодателя из указанного жилого помещения, жилые помещения по указанному адресу впоследствии являлись муниципальными и приватизировались лицами, которые их занимали. С <Дата обезличена> года истец проживает и постоянно зарегистрирован в квартире по адресу: <Адрес обезличен>, которая принадлежит на праве собственности Т.С.Б. на основании договора дарения.
Как следует из преамбулы Федерального закона и статьи 1 указанного ФЗ его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. Если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Данная позиция нашла свое подтверждение в Обзорах судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 и от 20.11.2013, в соответствии с которыми дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади, при достижении возраста 23 лет, только в случае постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ, иными федеральными законами или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Следовательно, до достижения возраста 23 лет указанная категория лиц в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Истец на учет нуждающихся в предоставлении жилой площади до достижения возраста 23 лет поставлен не был, во всяком случае, таких доказательств, как уже было указано выше, истец не предоставил. Истец обратился с таким требованием только в суд в рамках настоящего дела в возрасте 41 года.
В период, когда истцу исполнялось 18 лет и 23 года, действовали положения ЖК РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях. Пунктом 2 статьи 37 ЖК РСФСР в редакции, действующей на тот период времени, было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (п. 3 ст. 60). Статьей 31 ЖК РСФСР было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Согласно ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (ч. 2).
В соответствии с положениями жилищного законодательства право на получение жилого помещения, в том числе и в льготном порядке, носит заявительный характер, о чем гражданин обязан подать органу местного самоуправление (на тот период исполнительный комитет местного Совета народных депутатов) заявление вместе с документами, подтверждающими его нуждаемость в жилье и право на льготное обеспечение жилым помещением, т.е. заявить о себе и о своем праве на льготное обеспечение жильем, подтвердив нуждаемость в жилье.
При этом, из представленных документов и пояснений сторон, суд не усматривает уважительных причин, в силу которых истец своевременно не мог встать на учет нуждающихся в жилом помещении в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, с учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Т.В.В. к Администрации Сортавальского муниципального района о присвоении статуса лица из числа детей, оставшегося без попечения родителей и постановке на специализированную очередь отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.И. Муковкина
Мотивированное решение изготовлено 16.01.2015.