Судья Юрченко Е.В. Дело № 33-3771/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.
судей Нагорновой О.Н., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 2 июля 2018 года дело по апелляционным жалобам Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми и администрации Муниципального образования городского округа на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> (с учетом определений об исправлении описок от <Дата обезличена> и <Дата обезличена>, дополнительного решения от <Дата обезличена>), по которому
за С. признано право на социальную выплату для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» с датой постановки на учет <Дата обезличена> по категории «инвалиды»;
на администрацию Муниципального образования городского округа «Воркута» возложена обязанность восстановить С. в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», с датой постановки на учет <Дата обезличена> по категории «инвалиды».
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., судебная коллегия
установила:
С. обратилась в суд с иском к администрации Муниципального образования городского округа «Воркута» и Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (далее – Минстрой Республики Коми) о признании за ней права на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учет 2 сентября 2005 г. и восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местности, с датой постановки на учет 2 сентября 2005 г.
В обоснование требований указала, что оспариваемое решение общественной комиссии по жилищным вопросам было принято 24 августа 2017 г. без учета отсутствия недобросовестных действий с ее стороны и длительности ее нахождения в соответствующей очереди после момента, когда это право в силу закона стало определяться – 2 сентября 2005 г.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого просят ответчики.
Минстрой Республики Коми в жалобе указывает на нарушение судом норм материального права о заявительном характере постановки граждан на учет для получения социальной выплаты.
Администрация МО ГО «Воркута» полагает, что суд нарушил требований процессуального законодательства, изменив требования истца.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, Подпрограммы и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.
Федеральным законом от 25 октября г. 2002 N 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ предусматривает, что при постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1).
Часть 2 статьи 6 содержала в себе такое же правило исчисления общей продолжительности стажа работы, как и пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ.
Как установил суд, и подтверждается материалами дела, 20 февраля 2001 г. С. была включена в списки лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для переселения за счет средств федерального бюджета в порядке Федерального закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», по категории «инвалиды».
На дату постановки на учет стаж работы С. в районах Крайнего Севера составлял 11 лет 5 месяцев 10 дней.
Кроме того, суд установил, что 18 сентября 2000 г. истцу была установлена инвалидность .... Время нахождения С. на инвалидности по состоянию на дату принятия ее на учет составило 5 месяцев 2 дня.
Учитывая, что на дату постановки на учет суммарное время стажа работы и нахождения на инвалидности у истца не составляло требуемого законом № 125-ФЗ минимума, 18 августа 2017 г. решением общественной комиссии по жилищным вопросам № 28, утвержденным постановлением администрации муниципального образования городской округ «Воркута» от 24 августа 2017 г. № 1361, С. была снята с учета, о чем уведомлена Минстроем Республики Коми письмом №15-214 от 25 августа 2017 г.
Разрешая исковые требования С. о признании права на социальную выплату и о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», суд первой инстанции исходил из того, что в период между постановкой на учет и до принятия оспариваемого истцом решения, а именно со 2 сентября 2005 г., С. достигла состояния, когда стала отвечать всем критериям, установленным Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», для определения у нее требуемого к признанию права, ввиду чего признал решение общественной комиссии по жилищным вопросам № 28, утвержденное постановление администрации муниципального образования городской округ «Воркута» от 24 августа 2017 г. № 1361 незаконным и применил соответствующие последствия.
При этом суд учел добросовестность действий С., на протяжении 16 - лет ежегодно проходившей перерегистрацию в общественной жилищной комиссии администрации муниципального образования городской округ «Воркута» и действия ответчиков, в результате которых С. полагала, что у нее имеется право на получение за счет социальной выплаты жилья за пределами районов Крайнего Севера, подтвержденное решением компетентного органа, вплоть до августа 2017 г.
Оснований не согласиться с выводами суда по доводам жалоб ответчиков не имеется.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25).
Из части 2 статьи 2 Федерального закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и пунктам 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» следует, что учет граждан для получения социальной выплаты переселения носит заявительный характер и осуществляется с момента подачи заявления.
Заявительный характер постановки на учет был в данном случае соблюден.
Вместе с тем, суд установил, что достижение всех необходимых для постановки на учет условий состоялось 2 сентября 2005 г., когда С. уже значилась в соответствующих списках и очевидно была вправе ожидать получения желаемого результата в виде выделения ей субсидии на переселение.
При таких обстоятельствах, учитывая принцип эстоппеля в гражданских правоотношениях, судебная коллегия полагает, что оснований для суждения о допущенных судом первой инстанции при рассмотрении дела по иску С. норм материального и процессуального права, а именно части 2 статьи 2 Федерального закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и принципа диспозитивности гражданского судопроизводства не имеется.
Постановленное по делу решение отвечает основной цели правосудия - вынесение законных, обоснованных и справедливых судебных решений, а потому не может быть отменено по доводам жалоб.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 12 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми и администрации муниципального образования городской округ «Воркута» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: