Решение по делу № 3а-14/2020 от 25.11.2019

10OS0000-01-2019-000283-43

№3а-14/2020 (№3а-256/2019)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 августа 2020 г. г.Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. приведении протокола судебного заседания помощником судьи Марковой А.В.,с участием представителя административного истцаОсколкова И.Н.,представителя административных ответчиков Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия и государственного бюджетного учреждения Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки» Зайцевой Е.В., рассмотрев в открытом судебномзаседанииадминистративное дело поадминистративному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый холдинг «Лотос» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Торговый холдинг «Лотос» (далее - ООО «Торговый холдинг «Лотос», Общество) обратилось в суд с административным иском по тем основаниям, чтооно является собственником земельного участка с кадастровым номером (...)

По состоянию на 21 февраля 2019 г. кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 14662052руб.24 коп.

По инициативе административного истца индивидуальный предприниматель Д. подготовил отчет №(...) от 08 октября 2019 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка, указанного выше, определена в размере 4793000 руб.

Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение уплачиваемого им земельного налога, в связи с чемпросит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) в размере его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца просил удовлетворить административные исковые требования, по основаниям, изложенным в административном иске, установив кадастровую стоимость в размере рыночной, определенной в результате проведенной по делу судебной оценочной экспертизы экспертом К.

Представитель административных ответчиков, не оспаривая права административного истца на пересмотр кадастровой стоимости, считала правильным установление кадастровой стоимости в размере, определенном экспертом Б.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, об отложении разбирательства по делу не просили.

Выслушав явившихся лиц,показания свидетеля Д., экспертов К.., Б., изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, чтоООО «Торговый холдинг «Лотос» на праве собственности принадлежит земельный участокс кадастровым номером (...), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 04 декабря 2019 г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пунктам 2, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Налогоплательщиками налога в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (статья 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Таким образом, ООО «Торговый холдинг «Лотос», являясь в силу действующего законодательства плательщиком земельного налога, самостоятельно определяет налоговую базу земельного участка исходя из его кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в результате государственной кадастровой оценки в целях реализации Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) иФедерального закона от 03 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»(далее - Федеральный закон №237-ФЗ), согласно положениям которых актуализация результатов государственной кадастровой оценки должна проводиться не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет. Результаты кадастровой оценки утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и используются преимущественно для целей налогообложения, а также для расчета арендной платы и выкупной цены земельных участков.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером (...) были внесены вЕдиный государственный реестр земель кадастрового района (в последующем, государственный кадастр недвижимости, Единый государственный реестр недвижимости) 03 декабря 2007 г. в соответствии с действующим на тот момент Федеральным законом от 02 января 2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» на основании заявки о государственном кадастровом учете объекта недвижимости от 12 ноября 2007 г., описания земельных участков от 16 октября 2007 г., постановления главы Петрозаводского городского округа от 11 октября 2007г., доверенности от 12 сентября 2007 г.

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (...) внесены в государственный кадастр недвижимости (в последующем, Единый государственный реестр недвижимости) 21 мая 2010 г. решением органа кадастрового учета в соответствии с действующим на тот момент Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 19 мая 2010 г., Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 г.

Государственный кадастровый учет изменений в связи с исправлением реестровой ошибки был осуществлен 21 февраля 2019 г. решением органа кадастрового учета на основании заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имуществоот 13февраля2019 г., межевого плана от 06 февраля 2019 г., доверенности от 30 января 2018 г.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) была определена ГБУ РК «Центр ГКО» в соответствии с пунктом 9 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ и составила14662052 руб. 24 коп.по состоянию на 21 февраля 2019 г.

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истецв настоящее время, является актуальной.

Согласно статье 11 Федерального закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Сведения о кадастровой оценке земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 14 марта 2019 г., то есть административный истецобратился в суд с административный иском без пропуска установленного Федеральный законом №237-ФЗ срока.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости (пункт 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от22 октября 2010 г. № 508).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 22Федерального закона №237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в собственности, не соответствует его рыночной стоимости, административный истецобратился25 ноября 2019 г. с административным иском в суд.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), определена в размере 4793000 руб. по состоянию на 21 февраля 2019 г. на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка №(...) от 08 октября 2019 г., выполненного индивидуальным предпринимателем Д.

Вместе с тем, по ходатайству администрации Петрозаводского городского округа по делу была проведена судебная оценочная экспертиза, по заключению № (...) от 28 февраля 2020 г., выполненному индивидуальным предпринимателем Б., рыночная стоимость земельного участка определена в размере 5346000 руб. по состоянию на 21 февраля 2019 г.

Не согласившись с выводами эксперта Б., административный истец заявилходатайство о назначении судебно-оценочной экспертизы.

Судом ходатайство удовлетворено, назначена судебно-оценочная экспертиза индивидуальному предпринимателю К.,по заключению (...) от 23 июня 2020 г. которой рыночная стоимость земельного участка составляет 4785000 руб.

Административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, определенном судебной оценочной экспертизой, выполненной экспертом К., в связи с этим отчет, выполненный индивидуальным предпринимателем Д., судом не анализируется.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Изучаязаключения экспертов, судпринимает во внимание то обстоятельство, что рыночная стоимость не является числом абсолютным, прийти к однозначной величине путем производства экспертиз невозможно. Разница между установленной экспертами величинами рыночной стоимости земельного участка находится в рамках допустимой погрешности.

Установление величины рыночной стоимости, в соответствии со статьей 249 КАС РФ,является юридически значимым обстоятельством.

Проанализировав судебные оценочные экспертизы Б. и К., суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта Б. наиболее отвечает принципам достоверности ипроверяемости. Так, эксперт использовал в своем исследовании восемь объектов-аналогов, что свидетельствует о наиболее точном результате, также заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки.

Экспертом К. нарушенподпункт «в» пункта 22 ФСО № 7, в соответствии с которымпри проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов должно быть обосновано в отчете об оценке. В экспертном заключение такие данные отсутствуют.

Допущенные нарушения выявлены в том, что он, имея, сведения об объектах-аналогах, использованных экспертом Б., в своем заключении не отразил и не смог обосновать в судебном заседании, почему он не стал их использовать в своем исследовании.

Суд приходит к выводу о том, что заключение Б. отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки. Объект исследования имеет полное подробное описание, противоречий в выводах эксперта не имеется.

Учитывая совокупность представленных и проанализированных судом доказательств на предмет соотнесения земельного участка, принадлежащего административному истцу с объектами-аналогами, использованными оценщиком К. в своем заключении и экспертом Б. - в заключении, а также то, что опровергающих установленную экспертом величину рыночной стоимости объекта недвижимости, или сведений об его рыночной стоимости в ином размере лицами, участвующими в деле, не представлено, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит установлению в размере 5346000 руб., определенном заключением судебной оценочной экспертизы № (...) от 28 февраля 2020 г.

На основании части 4 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

В случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 4 статьи 18 Федерального закона № 237-ФЗ).

Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявлениеобщества с ограниченной ответственностью «Торговый холдинг «Лотос» удовлетворить.

Установить по состоянию на 21 февраля 2019 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), в размере его рыночной стоимости, равной 5346000 руб. на период с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 ноября 2019 г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено14 августа 2020 г.

3а-14/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Торговый холдинг "Лотос"
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений РК
ГБУ РК "Центр государственной кадастровой оценки"
Другие
Осколков Илья Николаевич
Администрация Петрозаводского городского округа
филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по РК"
Управление Росреестра по РК
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Кудряшова Елена Павловна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
25.11.2019Регистрация административного искового заявления
25.11.2019Передача материалов судье
25.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
29.11.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2019Судебное заседание
13.01.2020Судебное заседание
25.03.2020Производство по делу возобновлено
26.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Судебное заседание
22.05.2020Производство по делу возобновлено
25.05.2020Судебное заседание
11.08.2020Производство по делу возобновлено
12.08.2020Судебное заседание
12.08.2020Судебное заседание
14.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее