Дело № 2-251/2024 12 марта 2024 г. 29RS0018-01-2020-000790-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Поздеевой Ю.М.,
при секретаре судебного заседания Бобковой С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономарева В. А. к администрации городского округа «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Пономарев В.А. обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что Пономарев В.А. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании ордера. Помимо него в данном жилом помещении никто не зарегистрирован. В 2004 году дом снесен.
Стороны в судебное заседание не явились.
По определению суда дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Судом установлено, что Пономарев В.А. зарегистрирован с 01 марта 1991 г. в квартире № по адресу: г.Архангельск, <адрес> (л.д. 8).
В материалы дела представлены ордера на служебное жилое помещение: ордер № 100 от 15 января 1991 г. на комнату № в доме № по адресу: <адрес>, ордер № 8 от 27 февраля 1991 г. на комнату № в доме № по адресу: <адрес> (л.д. 5).
Площадь комнаты № в доме № по адресу: <адрес> – 15,6 кв.м., комнаты 16 – 15,4 кв.м. В поквартирной карточке на 17 сентября 2011 г. (л.д. 21) также указаны данные площади.
В соответствии со ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии с ч.ч.1 и 3 ст.672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1-3 статьи 685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
В силу ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - ФЗ № 189) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 7 ФЗ № 189 к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Редакция ст. 7 ФЗ № 189, действовавшая до 22 июня 2021 г., не содержала положений, прямо касающихся правоотношений, связанных с использованием служебных жилых помещений, расположенных в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданных в ведение органов местного самоуправления. Тем не менее, исходя из аналогии закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, ранее также подлежали применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 июля 2007 г. № 425-О-О, было обусловлено задачей защиты прав граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.
Таким образом, факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Данная правовая позиция соответствует правовой позиции, изложенной Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г.
Между муниципальным образованием и гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима, в силу закона, возникают отношения из договора социального найма такого помещения. При этом такие обстоятельства как признание таких лиц, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и нахождение их на соответствующем учете, правового значения не имеют.
Как уже указывалось, комнаты № в доме № по <адрес> были представлены Пономареву В.А. в 1991 году как служебное жилое помещение.
Вместе с тем, 30 сентября 1992 г. дом № по <адрес> перешел в собственность ГО «Город Архангельск», что следует из копии решения Малого Совета Архангельского областного Совета народных депутатов № 164. В этот момент времени правовой статус спорного жилого помещений изменился, в том числе утрачен статус служебного жилого помещения. С этого же момента на отношения между ГО «Город «Архангельск», с одной стороны, и Пономаревым В.А. распространяется правовой режим, установленный законом для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Дома № по <адрес>, в котором ранее проживал Пономарев В.А., фактически нет. На его месте возведен новый дом в 2007 году.
Пономарев В.А. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по городскому округу «Город Архангельск» с 27 декабря 2019 г.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Часть 2 данной статьи предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со ст.ст. 85, 87 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением им наймодателем других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст.ст. 86-89 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
В судебном заседании 16 марта 2020 г. Пономарев В.А. пояснил, что дом расселяли в 1997 году, в 2001 году он уехал служить по контракту, в 2004 году, когда вернулся, дома уже не было.
Со стороны администрации городского округа «Город Архангельск» сведений о предоставлении Пономареву В.А. жилого помещения взамен жилого помещения по адресу: <адрес> не предоставлено.
Статья 40 Конституции Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения кого-либо жилища, одновременно обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления данного права, в том числе гражданам, нуждающимся в жилище, - путем предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного прекращения прав на жилье является одним из конституционных принципов российского законодательства. Данный принцип дополнен положениями п.4 ст.3 ЖК РФ, согласно которым никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.
При сносе дома права Пономарева В.А. были нарушены тем, что взамен жилых помещений в снесенном доме ему не было предоставлено иное жилое помещение.
Несоблюдение органом местного самоуправления предусмотренной законом процедуры признания дома аварийным и его сноса не может препятствовать восстановлению нарушенных прав истца. Отсутствие решения межведомственной комиссии относительно того, является ли жилое помещение пригодным для проживания или аварийным, препятствует истцу в реализации его дальнейших прав, предусмотренных статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом того, что многоквартирный жилой дом, в котором находилось жилое помещение, занимаемое истцом в настоящее время не существует.
Соответственно, препятствий для возложения на ответчика обязанности предоставить истцу жилое помещение, общей площадью не менее 31 кв.м. у суда не имеется.
Факт того, что на данный момент Пономареву В.А. предоставлена комната №, жилой площадью 17,1 кв.м., в доме № по <адрес> до улучшения жилищных условий (л.д. 68) не может являться препятствием для удовлетворения исковых требований, так как судом в рамках данного спора установлено нарушение жилищных прав Пономарева В.А., на протяжении длительного времени истцу не предоставлено жилое помещение взамен жилых помещений в доме, который фактически отсутствует, по договору социального найма.
В порядке ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
иск Пономарева В. А. к администрации городского округа «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «Город Архангельск» (ИНН №) предоставить Пономареву В. А. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 31 кв.м., со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта в черте г.Архангельска.
Взыскать с администрации городского округа «Город Архангельск» (ИНН №) в пользу Пономарева В. А. (паспорт № №) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 14 марта 2024 г.
Председательствующий Ю.М. Поздеева