Дело № 2а-510/2020
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
п. Увельский Челябинской области 03 августа 2020 года
Увельский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Гафаровой А.П.,
при секретаре Величко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Увельского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Чернышеву Д.В. о прекращении действия права управления транспортными средствами,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Увельского района Челябинской области, действующий РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Чернышеву Р”.Р’. Рѕ прекращении действия права управления транспортными средствами категории «В, Р’1, РњВ» установленного водительским удостоверением в„–, выданным Р“РБДД 7412 РњРћ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё ДД.РњРњ.ГГГГ Чернышеву Р”.Р’., ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения.
Р’ обоснование административных исковых требований указано, что проведенной проверкой установлено, что Р¤РРћ1, имея право РЅР° управление транспортными средствами РЅР° основании водительского удостоверения в„–, категории «В», выданного ДД.РњРњ.ГГГГ, имеет медицинские противопоказания для управления транспортными средствами, ему установлен диагноз: <данные изъяты>
Представитель административного истца – помощник прокурора Петрова М.В. в судебном заседании доводы и требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала.
Административный ответчик Чернышев Д.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания надлежаще извещен, о причинах неявки суд не уведомил (л.д. 26).
В силу ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание административного ответчика, явка которого не признана судом обязательной, не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Представитель третьего лица – МО МВД России «Южноуральский» Челябинской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания надлежаще извещен, просил слушание дела провести в его отсутствие, о чем указал в ходатайстве. Представил в суд отзыв на административное исковое заявление, в котором поддержал доводы административного истца (л.д. 30-31).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
Статья 6 Закона Российской Федерации от 02 июля 1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» вводит ограничения выполнения отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. В соответствии с данной нормой гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.
Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании» утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности.
К медицинским противопоказаниям к управлению транспортным средством относится наличие у лица диагноза: «Алкоголизм, синдром зависимости».
Установлено, что Чернышев Д.В. имеет право на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения №, категории «В», выданного ДД.ММ.ГГГГ.
РР· ответа ГБУЗ «Районная больница Рї. Увельский» следует, что Чернышев Р”.Р’. СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ состоит РЅР° учете Сѓ врача-нарколога СЃ диагнозом: <данные изъяты> (Р».Рґ. 14).
Согласно пункту 12 «Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» (утвержден Приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года № 1034н), решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов. При предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» данное обстоятельство является препятствием для получения водительских прав и управления транспортными средствами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
В силу ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Согласно статье 8 «Конвенции о дорожном движении» (заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССРот 29 апреля 1974 года, водитель, должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами.
Одним из условий допуска лица к управлению транспортным средством согласно п. 6 ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» является отсутствие у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В силу абз. 9 ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения, является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 23 вышеуказанного Закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в проведении обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители, а также водителей транспортных средств.
Целью такого освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей и кандидатов в водители транспортных средств медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
При установлении обстоятельств, препятствующих управлению гражданином транспортными средствами, продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения действия права административного ответчика на управление транспортными средствами в связи с наличием заболевания, препятствующего управлению транспортным средством.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку прокурор освобожден от уплаты госпошлины при подаче административного иска, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Административный иск прокурора Увельского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Чернышеву Д.В. о прекращении действия права управления транспортными средствами – удовлетворить.
Прекратить действие права управления транспортными средствами категории «В, Р’1, РњВ», установленного водительским удостоверением в„–, выданного Р“РБДД 7412 РњРћ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё ДД.РњРњ.ГГГГ Чернышеву Р”.Р’., ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения.
Взыскать с Чернышева Д.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей 00 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Увельский районный суд Челябинской области.
Председательствующий А.П. Гафарова
Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2020 года.