24RS0037-01-2017-001654-61
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2018 года г. Назарово
Назаровский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Сизых Л.С.,
при секретаре: Бабковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к МУП «Красносопкинское ЖКХ» о возложении обязанности исполнить требования санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Красносопкинское ЖКХ» о возложении обязанности исполнить требования санитарного законодательства. Требования мотивированы тем, что 28 октября 2016 года в ходе внеплановой проверки обнаружено, что МУП «Красносопкинское ЖКХ» не выполняет требования Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нарушая санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а именно:
- не разработан проект зон санитарной охраны (далее ЗСО) источников водоснабжения (арт-скважин) по адресу: Красноярский край, Назаровский район, п. Красная Сопка, п. Красная Сопка, сортоучасток, д. Глядень, д. Новая Сокса, д. Большая Сосновка, п. Березняки, д. Шипиловка, д. Каргала, что не соответствует требованиям ст. 18 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»,
- отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта по адресу: Красноярский край, Назаровский район, п. Красная Сопка, п. Красная Сопка, сортоучасток, д. Глядень, д. Новая Сокса, д. Большая Сосновка, п. Березняки, д. Шипиловка, д. Каргала санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, что не соответствует требованиям п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в части планировки территории 1 пояса ЗСО водозаборных сооружений по адресу: Красноярский край, Назаровский район, п. Красная Сопка, п. Красная Сопка, сортоучасток, д. Глядень, д. Новая Сокса, д. Большая Сосновка, п. Березняки, д. Шипиловка, д. Каргала. Отвода поверхностного стока за ее пределы, ограждения, обеспечения охраной, оборудования дорожек к водозаборным сооружениям твердым покрытием.
По факту нарушения санитарного законодательства в отношении юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении. Вынесено постановление о привлечении МУП «Красносопкинкое ЖКХ» к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
До настоящего время ответчиком не устранены нарушения санитарного законодательства, что способствует возникновению реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью среде обитания человека.
С учетом изложенного истец просит обязать МУП «Красносопкинское ЖКХ» исполнить требования в срок до 31 декабря 2018 г.:
- ст. 18 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999г. «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02
«Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов
питьевого назначения», разработать проект зон санитарной охраны (далее ЗСО) источников водоснабжения (арт-скважин) по адресу: Красноярский край, Назаровский район, п. Красная Сопка, п. Красная Сопка, сортоучасток, д. Глядень, д. Новая Сокса, д. Большая Сосновка, п. Березняки, д. Шипиловка, д. Каргала.
- ст. 18 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999г. «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2.1.1 Сан ПиН 2.1.4.1110-02
«Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов
питьевого назначения» получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта по адресу: Красноярский край, Назаровский район, п. Красная Сопка, п. Красная Сопка, сортоучасток, д. Глядень, д. Новая Сокса, д. Большая Сосновка, п. Березняки, д. Шипиловка, д. Каргала санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, в части планировки территории 1 пояса ЗСО водозаборных сооружений по адресу: Красноярский край, Назаровский район, п. Красная Сопка, п. Красная Сопка, сортоучасток, д. Глядень, д. Новая Сокса, д. Большая Сосновка, п. Березняки, д. Шипиловка, д. Каргала. Отвода поверхностного стока за ее пределы, ограждения, обеспечения охраной, оборудования дорожек к водозаборным сооружениям твердым покрытием.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Казаков А.И. (по доверенности) исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что до настоящего времени ответчиком требования санитарного законодательства не устранены. Считает МУП «Красносопкинское ЖКХ» надлежащим ответчиком, в хозяйственном ведении которого находятся источники водоснабжения, в том числе арт-скважины. Кроме того, в соответствии с п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, объектов, расположенных в границах ЗСО, к каковым относится ответчик, от выполнения требований, предъявляемых настоящими санитарными правилами и нормами. На замену ответчика, уточнение исковых требований не согласны, просят рассмотреть дело в рамках заявленных исковых требований.
Директор МУП «Красносопкинское ЖКХ» Аугустинайтис В.Р. исковые требования не признал в полном объеме, считая МУП «Красносопкинское «ЖКХ» ненадлежащим ответчиком. Дополнительно пояснил, что на основании договора от 01 октября 2015 года администрацией Красносопкинского сельсовета передано в хозяйственное ведение МУП «Красносопкинское ЖКХ» следующее имущество: водопроводы, водонапорные башни, скважины и др. В связи с этим МУП «Красносопкинское ЖКХ» не является собственником указанных объектов водоснабжения, а осуществляет лишь их эксплуатацию и обслуживание с целью оказания населению услуг по водоснабжению. При обращении в проектную организацию в составлении проекта зон санитарной охраны ему было отказано по причине того, что МУП «Красносопкинское ЖКХ» не является ни собственником источников водоснабжения, ни земельного участка, на котором расположены источники водоснабжения. Обслуживание источников водоснабжения по адресу: п. Березняки, д. Шипиловка, д. Каргала Назаровского района Красноярского края МУП «Красносопкинское ЖКХ» не осуществляет.
Представитель третьего лица администрация Красносопкинского сельсовета Назаровского района Пальчун В.Н. разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда. Суду пояснила, что по договору безвозмездного пользования от 22 декабря 2016 года администрация Назаровского района передала администрации Красносопкинского сельсовета в безвозмездное пользование имущество, в том числе водонапорные башни, водопроводы, насосы глубинные, септики по адресу: Красноярский край, Назаровский район, п. Красная Сопка, п. Красная Сопка, сортоучасток, д. Глядень, д. Новая Сокса, д. Большая Сосновка, п. Березняки. В свою очередь администрация Красносопкинского сельсовета передала, находящиеся у нее источники водоснабжения в хозяйственное ведение МУП «Красносопкинское ЖКХ». Ранее на основании распоряжения администрации Назаровского района от 13 сентября 2005 года объекты инженерной инфраструктуры были переданы в собственность МО Красносопкинский сельсовет. Распоряжением администрации Назаровского района от 16 декабря 2005 года указанное распоряжение изменено, объекты инженерной инфраструктуры переданы МО Красносопкинский сельсовет в безвозмездное пользование. Таким образом, МО Красносопкинский сельсовет не является собственником источников водоснабжения.
Представитель третьего лица администрации Назаровского района в судебное заседание не явился, были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Будучи ранее допрошенным, представитель администрации Назаровского района Красноярского края полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку МУП «Красносопкинское ЖКХ» в силу п. п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 является надлежащим ответчиком. Администрация Назаровского района Красноярского края не наделена полномочиями на выделение денежных средств на исполнение требований санитарного законодательства.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами;
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п.3 ст.18 Федерального закона от 30.06.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года N 10, введены в действие с 01 июня 2002 года Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 26 февраля 2002 года, которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее Правила).
В соответствии с п. 1.4 Правил на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно п.2.2.1.1. Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.
Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
Согласно п.3.2.2.4. в первом поясе санитарной защитной зоны запрещается размещение складов горюче - смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод. Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения при наличии санитарно - эпидемиологического заключения центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля. Согласно п. 3.2.3.1. не допускается размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод; применение удобрений и ядохимикатов; рубка леса главного пользования и реконструкции.
Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Как установлено в судебном заседании, на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю № от 27 сентября 2016 года в отношении МУП «Красносопкинское ЖКХ» была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения ранее выданного предписания № от 30 октября 2015 года со сроком исполнения 03 октября 2016 года.
В результате данной проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, в том числе:
- не разработан проект зон санитарной охраны (далее ЗСО) источников водоснабжения (арт-скважин) по адресу: Красноярский край, Назаровский район, п. Красная Сопка, п. Красная Сопка, сортоучасток, д. Глядень, д. Новая Сокса, д. Большая Сосновка, п. Березняки, д. Шипиловка, д. Каргала, что не соответствует требованиям ст. 18 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»,
- отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта по адресу: Красноярский край, Назаровский район, п. Красная Сопка, п. Красная Сопка, сортоучасток, д. Глядень, д. Новая Сокса, д. Большая Сосновка, п. Березняки, д. Шипиловка, д. Каргала санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, что не соответствует требованиям п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в части планировки территории 1 пояса ЗСО водозаборных сооружений по адресу: Красноярский край, Назаровский район, п. Красная Сопка, п. Красная Сопка, сортоучасток, д. Глядень, д. Новая Сокса, д. Большая Сосновка, п. Березняки, д. Шипиловка, д. Каргала. Отвода поверхностного стока за ее пределы, ограждения, обеспечения охраной, оборудования дорожек к водозаборным сооружениям твердым покрытием, что подтверждается актом проверки № от 28 октября 2016 года.
По факту, в том числе выявленных указанных нарушений санитарного законодательства 28 октября 2016 года в отношении МУП «Красносопкинское ЖКХ» составлен протокол № 5116 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 28 ноября 2016 года МУП «Красносопкинское ЖКХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Таким образом, установлено, что выявленные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью, а также среде обитания человека, которые до настоящего времени не устранены.
Как следует из перечня объектов инженерной инфраструктуры, передаваемых в муниципальную собственность района, в муниципальную собственность района переданы, в том числе водонапорные башни по адресу: д. Глядень, д. Березняки, д. Большая Сосновка, п. Новая Сокса.
Согласно ответу администрации Назаровского района Красноярского края от 02 августа 2018 года водонапорные башни по адресу: п. Красная Сопка, д. Глядень, с. Большая Сосновка, д. Новая Сокса внесены в Реестр муниципального имущества муниципального образования Назаровский район Красноярского края.
В соответствии с распоряжением администрации Назаровского района Красноярского края № от 13 сентября 2005 года администрацией Назаровского района в собственность МО Красносопкинский сельсовет по акту приема – передачи переданы объекты нженерной инфраструктуры.
Как следует из приложения к указанному распоряжению, в собственность администрации Красносопкинского сельсовета переданы, в том числе водонапорные башни по адресу: с. Красная Сопка, д. Глядень, д. Березняки, д. Новая Сокса, с. Большая Сосновка, а также насосы глубинные по адресу: с. Красная Сопка (4 шт), с. Большая Сосновка, д. Глядень, д. Новая Сокса.
Принимая во внимание, что глубинные насосы в Приложении к распоряжению имеют определенные адреса, суд приходит к выводу, что насосы помещены в арт-скважины, расположенные по указанным адресам. В связи с этим администрация Назаровского района на момент вынесения указанного выше распоряжения являлась не только собственником водонапорных башен, но и относящихся к ним арт-скважин, без которых функционирование водонапорных башен не представляется возможным.
Согласно распоряжению администрации Назаровского района Красноярского края от 16 декабря 2005 года в распоряжение № от 13 сентября 2005 года внесены изменения, в соответствии с которыми перечисленные в приложении объекты нженерной инфраструктуры переданы МО Красносопкинский сельсовет в безвозмездное пользование.
Во исполнение распоряжения от 16 декабря 2005 года между администрацией Назаровского района Красноярского края и администрацией Красносопкинского сельсовета 22 декабря 2016 года заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом согласно приложению 1.
В приложении № 1 к договору безвозмездного пользования с учетом дополнительного соглашения от 23 июня 2017 года содержится перечень передаваемого МО Красносопкинский сельсовет в безвозмездное пользование имущества, в том числе пяти водонапорных башен по адресу: п. Красная Сопка, д. Глядень, п. Березняки, д. Новая Сокса, с. Большая Сосновка, а также насосов глубинных по адресам: п. Красная Сопка, с. Большая Сосновка, д. Глядень, п. Березняки, д. Новая Сокса.
Как следует из договора о передаче объектов муниципальной собственности в хозяйственное ведение от 01 октября 2015 года, администрация Красносопкинского сельсовета, являясь учредителем МУП «Красносопкинское ЖКХ», имея в безвозмездном пользовании объекты инженерной инфраструктуры, по акту приема – передачи передала в хозяйственное ведение МУП «Красносопкинское ЖКХ», в том числе следующее имущество:
- водонапорные башни (п. Красная Сопка, д. Глядень, с. Большая Сосновка, д. Новая Сокса),
- скважины (водозаборная скважина в количестве 2 шт в п. Красная Сопка, водозаборная скважина в д. Глядень, водозаборная скважина в с. Большая Сосновка, водозаборная скважина в д. Новая Сокса).
Исходя из условий данного договора, на МУП «Красносопкинское ЖКХ» не возложена обязанность разработать проект зон санитарной охраны (далее ЗСО) источников водоснабжения (арт-скважин), получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов, переданных Предприятию в хозяйственное ведение, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Довод представителя истца, представителя третьего лица администрации Назаровского района Красноярского края о том, что в силу п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 на ответчика возложена обязанность разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и нормам, основан на неверном толковании указанного пункта. В данном пункте речь идет о необходимости соблюдения, как владельцами водопроводов и объектов в границах зон санитарной охраны, так и иными организациями, индивидуальными предпринимателями, а также гражданами относящихся к ним положений настоящих санитарных норм и правил. Возложение обязанности на владельцев объектов в границах зон санитарной охраны разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и нормам указанным пунктом, равно как и иными положениями СанПиН 2.1.4.1110-02 не предусмотрено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что МУП «Красносопкинское ЖКХ» не является собственником арт-скважин, расположенных по адресу: Красноярский край, Назаровский район, п. Красная Сопка, п. Красная Сопка, сортоучасток, д. Глядень, д. Новая Сокса, д. Большая Сосновка, осуществляет лишь их эксплуатацию и обслуживание с целью оказания услуг населению по водоснабжению на основании договора о передаче объектов в хозяйственное ведение, условиями которого не предусмотрена обязанность ответчика разрабатывать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, получать санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и нормам. Обслуживание арт - скважин по адресу: п. Березняки, д. Шипиловка, д. Каргала Назаровского района Красноярского края МУП «Красносопкинское ЖКХ» не осуществляет, что следует из договора о передаче объектов в хозяйственное ведение от 01 октября 2015 года.
Таким образом, МУП «Красносопкинское ЖКХ» является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований Управлению Роспотребнадзора по Красноярскому краю о возложении обязанности исполнить требования санитарного законодательства следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к МУП «Красносопкинское ЖКХ» о возложении обязанности исполнить требования санитарного законодательства - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, через Назаровский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.С. Сизых
Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2018 года.