Решение по делу № 33-2524/2024 от 22.07.2024

Судья Карманов К.А.                                                                         дело № 2-1368/2024

                                                    (первая инстанция)

                                                                                              дело № 33-2524/2024

                                                                                      (апелляционная инстанция)

                             АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    29 августа 2024 года                                                               г. Севастополь

    Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

    председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,

    судей – Истягиной Н.М., Просолова В.В.,

    при участии секретаря – Бойко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Севастополе апелляционную жалобу Романенкова Е.Н. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Романенкова Е.Н. к Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – войсковая часть 63876 Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести перерасчет должностного оклада, взыскании недополученной заработной платы, компенсации за несвоевременную задержку выплаты заработной платы, компенсации за неиспользованный ежегодный дополнительный отпуск, компенсации за отработанные сверх установленной нормы количество часов, компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы за отработанные сверх установленной нормы количества часов, компенсации морального вреда,

заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В.,

                                                УСТАНОВИЛА:

Истец Романенков Е.Н. обратился в суд с иском к ФКУ «Управление Черноморского флота» и, уточнив требования, просил обязать ответчика произвести перерасчет должностного оклада с ДД.ММ.ГГГГ по октябрь 2020 года путем повышения на 24% за работу в опасных условиях, взыскать недополученную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 167 232,20 руб., компенсацию за несвоевременную выплату части заработной платы за работу в опасных условиях за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 113 235,70 руб., компенсацию за несвоевременную задержку части заработной платы за работу в опасных условиях за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической выплаты из расчета основного долга в размере 167 232,20 руб., денежную компенсацию за не предоставленный работодателем ежегодный дополнительный отпуск в связи с опасными условиями труда, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 75 303,14 руб., денежную компенсацию за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 99 568,57 руб., компенсацию за несвоевременную выплату части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере                    64 365,40 руб., компенсацию за несвоевременную задержку части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической выплаты из расчета основного долга в размере 99 568,57 руб., компенсацию морального вреда в размере                          10 000 руб., а также расходы на оплату услуг представителя. В обоснование заявленных требований истец указывал, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и Министерством обороны Российской Федерации в лице войсковой части 63876 Министерства обороны Российской Федерации был заключен трудовой договор, согласно которому он был принят на работу стрелка отряда военизированной охраны филиала (бухта Сухарная) войсковой части 63876 на неопределенный срок. ДД.ММ.ГГГГ было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому истец был переведен постоянно на должность пожарного пожарной команды (бухта Сухарная). Согласно отчету о проведении СОУТ в войсковой части 63876, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, на указанных рабочих местах работникам гарантии и компенсации за опасные условия труда по результатам СОУТ не установлены. В соответствии с отчетом о проведении СОУТ в войсковой части 63876, утвержденном ДД.ММ.ГГГГ в отношении рабочих мест пожарного пожарной команды установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 4 (опасные условия труда). Приказом командира войсковой части 63876 от ДД.ММ.ГГГГ указанной категории работников повышены должностные оклады на 24%, о чем должностные лица пожарной команды были уведомлены в установленном порядке. Истец полагал, что результат СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует действительности, аналогичные условия труда того же перечня рабочих мест войсковой части 63876 результатом СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ были признаны опасными. В связи с чем, учитывая характер и виды выполняемых работ, которые с момента заключения трудового договора не менялись, истец полагал, что его условия труда изначально являлись вредными и опасными, однако работодателем с момента проведения СОУТ ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ доплата, предусмотренная ст. 147 ТК РФ, не производилась. Также истец просил восстановить ему срок обращения в суд с настоящим иском, поскольку данный срок им был пропущен по уважительным причинам, связанным с правомерным ожиданием восстановления его трудовых прав во внесудебном порядке.

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска отказано.

    Не согласившись с указанным решением, Романенков Е.Н. подал апелляционную жалобу, в которой просит об отмене решения и удовлетворении требований его иска. В обоснование доводов жалобы указано на незаконность решения со ссылкой на то, что оно постановлено с нарушением основополагающих норм процессуального права относительно оценки доказательств. Так, по мнению апеллянта, судом не дана должным образом оценка достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимная связь доказательств в совокупности, неверно истолкованы нормы материального права, неверным является вывод суда об отсутствии доказательств уважительности причин пропуска истцом срока исковой давности и отсутствии доказательств нарушения трудовых прав истца за период с сентября 2017 года до ДД.ММ.ГГГГ.

    Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений отнесено, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (аьз. 1, 2 ч. 1 ст. 5).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учётом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьёй 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

            Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации установлены приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545.

В силу п. 3 раздела 2 «Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу» Приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019                       № 545 выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.

        Согласно п. 4 разд. 2 Приложения к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545, гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.

Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.

Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктом 4 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, являющегося Приложением к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255, действовавшему до издания приказа Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545.

По смыслу вышеприведенных норм трудового законодательства во взаимосвязи с подзаконными актами заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом, системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.

В связи с чем, при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.

В соответствии с ч. 1 ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 ст. 349 ТК РФ, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (ч. 2 ст. 349 ТК РФ).

Согласно абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01.01.2014.

В соответствии ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В силу положений ч. 2 ст. 3, ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возложены на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации в лице войсковой части 63876 и Романенковым Е.Н. был заключен трудовой договор на неопределенный срок, согласно условиям которого истец был принят на работу на должность стрелка отряда военизированной охраны филиала (б. Сухарная) войсковой части 63876 технической базы вооружения (ракетной) с ДД.ММ.ГГГГ.

По условиям трудового договора истцу был установлен должностной оклад в размере 5 126 руб. в месяц (п. 4.2. трудового договора), выплаты стимулирующего характера: ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 15 % должностного оклада; премия по результатам работы; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за год в размере до двух должностных окладов (п. 4.3. и п. 4.4. трудового договора).

Согласно п. 5.1. трудового договора, работнику установлена продолжительность рабочего времени 40 часов, суммированный учет рабочего времени, ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы и среднего заработка, перерывы для отдыха и питания, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемый в случаях, предусмотренных                   ст. 116 ТК РФ.

Также, работодатель обязался обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 3.3. трудового договора).

В последующем, в трудовой договор вносились следующие изменения:

- дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в трудовой договор были внесены изменения, п. 1 пп. 1.2. трудового договора изложен в следующей редакции: «Работник переводится постоянно, с его согласия, на должность пожарного пожарной команды филиала (б. Сухарная)»; п. 1 пп. 1.4. трудового договора изложен в следующей редакции: «местом работы является Техническая база вооружения (ракетная) войсковой части 63876 расположенная по адресу: <адрес>; п. 4 пп. 4.2. трудового договора изложен в следующей редакции: «Работнику устанавливается должностной оклад 6 300 руб. в месяц»;

- дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в трудовой договор были внесены изменения, дополнен п. 1 трудового договора подпунктом 1.8. следующей редакции: «1.8. Условия труда на рабочем месте Работника по результатам специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ - опасные условия (4 класс)», п. 4 по. 4.1. трудового договора изложен в следующей редакции: «Условия оплаты труда Работника установлены приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации»; п. 4 пп. 4.2. трудового договора изложен в следующей редакции: «работнику устанавливается оклад в размере 7 046 руб. в месяц (4 группа тарифных ставок). Произвести повышение оклада за работу с опасными условиями труда на 24%»; п. 5 пп. 5.1. трудового договора изложен в следующей редакции: «Работнику устанавливается: продолжительность рабочей                 недели - 36 часов; суммированный учет рабочего времени, сокращенный рабочий день, опасные условия труда"» исключен п. 8 «Соблюдение требований Законодательства Российской Федерации о государственной тайне»;

- дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в трудовой договор были внесены изменения в п. 5 пп. 5.5. трудового договора в следующей редакции: «Работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с опасными условиями труда продолжительностью 24 (двадцать четыре) календарных дня. В стаж работы, дающий право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время».

Согласно отчету о проведении СОУТ войсковой части 63876 от ДД.ММ.ГГГГ на рабочем месте филиала (по хранению вооружения дивизии надводных кораблей) технической базы вооружения (ракетная) пожарная команда, работнику по должности пожарный (численность работающих 1 человек) гарантии и компенсации за условия труда по результатам СОУТ не установлены (карта СОУТ 850).

С результатами проведения СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ Романенков Е.Н. был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно отчету о проведении СОУТ в войсковой части 63876 от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении рабочих мест филиала (по хранению вооружения дивизии надводных кораблей) технической базы вооружения (ракетная, флота, 1 разряда) - пожарная команда, пожарного пожарной команды установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 4 (опасные условия труда), численность работающих составила 4 человека.

В соответствии с приказом командира войсковой части 63876 от ДД.ММ.ГГГГ указанной категории работников с ДД.ММ.ГГГГ повышены должностные оклады на 24%, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены.

Протоколами комиссии по СОУТ войсковой части 63876 было констатировано наличие для рабочих мест работников каждой пожарной команды двух рабочих зон: - рабочая зона повседневного нахождения и функционирования работников дежурной смены пожарной команды в пожарном депо подразделения; рабочая зона выполнения работ личным составом боевого расчета пожарной команды на объектах пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона).

Согласно СОУТ 2018 года в войсковой части 63876 для работников пожарных команд установлен 2 класс (допустимые условия труда) - для рабочей зоны повседневного нахождения и функционирования работников дежурной смены пожарной команды в пожарном депо подразделения, и 4 класс (опасные условия труда) - на объектах пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона).

    После ознакомления с результатами специальной оценки условий труда Романенков Е.Н., усмотрев противоречия в результатах специальной оценки условий труда, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда, направил в военную прокуратуру гарнизона обращение о нарушении должностными лицами войсковой части 63876 требований трудового законодательства, откуда оно было перенаправлено в Государственную инспекцию труда г. Севастополя.

    Из сведений инспекции труда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена документарная проверка в отношении войсковой части 63876, по результатам проверки установлено, что в результатах проведения СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в отношении рабочих мест пожарных команд войсковой части 63876 усматриваются противоречия в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда.

    А поскольку специальной оценкой условий труда от ДД.ММ.ГГГГ условия труда истца на его рабочем месте были отнесены к опасным и в спорный период характер и вид выполняемой им работы его условия работы не изменялись, то, обращаясь с данным иском в суд, истец ссылался на то, что он вправе на получение гарантий и компенсаций за работу в опасных условиях труда в спорный период.

    Разрешая дело, суд первой инстанции также установил, что в войсковой части 63876 на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал коллективный договор от ДД.ММ.ГГГГ.

    Согласно п. 3.1.7. коллективного договора заработная плата работнику устанавливается трудовым договором. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ).

    В соответствии с п. 4.1.2. коллективного договора для работников, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

    Приложением к коллективному договору утверждено «Положение об оплате труда гражданского персонала войсковой части 63876», п. 2 которого определено, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации работникам войсковой части 63876 могут производится, в том числе, следующие выплаты компенсационного характера: за работу с тяжелыми и вредными условиями труда; за работу в сверхурочное время; за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; допущенным к государственной тайне на постоянной основе.

    Согласно п. 3.1. названного Положения следует, что гражданскому персоналу войсковой части 63876, занятому на работах с тяжелыми и вредными и (или) особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - до 12%; на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - до 24%.

    В июле 2018 года подписан новый коллективный договор войсковой части 63876 на период действия ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    ДД.ММ.ГГГГ в коллективный договор внесены изменения, п. ДД.ММ.ГГГГ изложен в следующей редакции: «ДД.ММ.ГГГГ Гражданскому персоналу, условия труда на рабочих местах, которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2-4 степени или опасным условиям труда, предоставляется ежегодный дополнительный отпуск следующей продолжительности: вредные условия труда 2 степени (класс 3.2) - не менее 7 календарных дней; вредные условия труда 3 степени (класс 3.3) - не менее 12 календарных дней; вредные условия труда 4 степени (класс 3.4) - не менее 18 календарных дней; опасные условия труда (класс 4) - не менее 24 календарных дней».

    Согласно приложению к коллективному договору на 2018-2021 г.г. утверждено Положение об оплате труда гражданского персонала войсковой части 63876.

    Содержанием п. 2.1 Положения об оплате труда определено, что командир войсковой части 63876 осуществляет выплаты компенсационного характера в соответствии с перечнем данных выплат, установленными приказами Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ; Министерства здравоохранения и социального развития от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями) и положениями Отраслевого соглашения: за работу в особых условиях труда: работа во вредных (или) опасных условиях труда; исполнение трудовых обязанностей в условиях чрезвычайного положения и (или) в зонах вооруженных конфликтов; выполнение задач по охране и защите арсеналов, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов в составе подразделений военизированной охраны; работа по непосредственному приему, хранению, выдачи вооружения и боеприпасов гражданским персоналом арсеналов, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов; для работников пожарных команд в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов; работа на судах обеспечения, состоящих в кампании (морская надбавка).

    Согласно п. 2.2.1 данного Положения гражданскому персоналу войсковой части 63876, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени (подкласс 3.1) - на - процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени (подкласс 3.2) - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 степени (подкласс 3.3) и (или) 4 степени (подкласс 3.4) - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда (4 класс) - на 24 процента.

    Проведенной проверкой Государственной инспекции труда города Севастополя в акте документарной проверки войсковой части 63876 установлено, что согласно выписке из приказа командира войсковой части 63876 от ДД.ММ.ГГГГ для работников пожарных команд войсковой части 63876, у которых рабочие места отнесены к опасным условиям труда (4 класс), установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю, указанной категории работников повышены должностные оклады на 24%. Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ пожарной команды филиала (б. Сухарная) технической базы вооружения (ракетной) войсковой части 63876 указанной категории работников повышены должностные оклады на 24%, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены установленным порядком.

    Актом документарной проверки установлено, что в результатах СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в отношении рабочих мест вышеуказанных пожарных команд войсковой части 63876 усматриваются противоречия в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда, принято решение в целях оценки качества проведения СОУТ на рабочих местах указанной категории работников с 2018 по 2021 г.г., отчеты СОУТ войсковой части 63876, утвержденные от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, направить в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя в целях проведения в установленном порядке государственной экспертизы условий труда в отношении рабочих мест пожарных команд войсковой части 63876.

    Согласно заключению государственной экспертизы условий труда Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ оценки качества проведения специальной оценки условий труда Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - войсковой части 63876 следует, что ГЭУТ проведена в отношении качества СОУТ 2018, 2019, 2020 г.г. ФКУ «Управление Черноморского флота» - войсковой части 63876 на рабочих местах:

    - командира отделения, пожарных и водителей автомобиля работников базы (хранения материальных и технических средств) (<адрес>) Пожарной команды (пожарное депо) в 2018 году (карты СОУТ 1292-N 1304);

    - начальника пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда <адрес>) - Пожарной команды в 2019 году (карта СОУТ N 206);

    - командиров отделения пожарной команды, пожарных пожарной команды и водителей автомобиля пожарной команды, базы хранения материальных и технических средств (объединения, 1 разряда)                               (<адрес>) - Пожарной команды (пожарное депо) в 2020 году (карты СОУТ - N 118).

    Из выводов заключения ГЭУТ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что качество проведения СОУТ в 2018 году на рабочих местах работников базы (хранения материальных и технических средств) (<адрес>) пожарной команды (пожарное депо) ФКУ «Управление Черноморского флота» - войсковой части 63876 не соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда; качество проведения СОУТ в 2019 году на рабочих местах работников базы (хранения материальных и технических средств) (<адрес>) пожарной команды (пожарное депо) ФКУ «Управление Черноморского флота» - войсковой части 63876 соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда; качество проведения СОУТ в 2020 году на рабочих местах работников базы (хранения материальных и технических средств) (<адрес>) пожарной команды (пожарное депо) ФКУ «Управление Черноморского флота» - войсковой части 63876 соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда.

    В судебном порядке результаты специальной оценки условий труда от 2018 года истцом Романенковым Е.Н. не обжаловались.

Отказывая истцу в иске, суд первой инстанции исходил из того, что его право на гарантии и компенсации, о которых им заявлено, распространяется лишь на период после утверждения результатов специальной оценки условий труда, проведенной в 2020 году, и такие гарантии и компенсации ему предоставлены, в связи с чем, основания к удовлетворению иска отсутствуют. Более того, истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящими требованиями и оснований к его восстановлению также не имеется.

Соглашаясь с данными выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы об их незаконности и необоснованности, судебная коллегия исходит из того, что правовые последствия влечет лишь оценка, проведенная с соблюдением требований законодательства о специальной оценке условий труда, а поскольку таковой условия труда истца к вредным (опасным) отнесены только по результатам проведения специальной оценки в 2020 году, то оснований к предоставлению гарантий и компенсаций истцу ранее 2020 года оснований нет.

Доводы апелляционной жалобы об участии истца с 2017 года в мероприятиях, связанных с профилактикой пожаров, которые несут угрозу жизни, здоровью и являются опасными основанием к удовлетворению требований Романенкова Е.Н. не служат. Сведения и доказательства привлечения истца в спорный период в мероприятиях по спасению людей и имущества от пожаров, тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ суду не предоставлялись. В связи с чем, основания полагать нарушенными права истца тем, что условия его труда в спорный период не были признаны опасными, а также, что необоснованно не оказана судебная защита нарушенных прав истца отсутствуют.

Несогласие апеллянта с выводом суда о пропуске срока обращения в суд в ходе проверки в апелляционном порядке также подтверждения не нашло.

Так, сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены ст. 392 ТК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Приведенная правовая норма во взаимосвязи с ч. 1 ст. 136 ТК РФ предполагает, что по делам о невыплате или неполной выплате заработной платы работник должен узнать о нарушении своего права в день выплаты заработной платы, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором, и получения расчетного листка (Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 2658-О от 25.11.2020).

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных                     ч. ч. 1, 2 и 3 ст. 392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом (ч. 4 ст. 392 ТК РФ).

В абз. 5 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Приведенный законодателем перечень уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с иском о разрешении индивидуального трудового спора, будучи примерным, ориентирует суды на тщательное исследование всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд для разрешения спора.

Соответственно, ч. 3 ст. 392 ТК РФ, наделяющая суд правом восстанавливать пропущенные сроки для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, во взаимосвязи с ч. 1 ст. 392 ТК РФ предусматривает, что суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, действует не произвольно, а проверяет и учитывает всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением трудового спора.

В п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Из смысла вышеприведенного пункта постановления следует, что для признания нарушения трудовых прав длящимся необходимо соблюдение определенного условия, а именно: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.

В данном случае заработная плата, как верно указано судом первой инстанции, начислялась и выплачивалась истцу ежемесячно, при этом в состав заработной платы спорные денежные суммы не включались. Соответственно, истцу о нарушении его прав было известно каждый раз в момент получения заработной платы. В связи с чем, вывод суда первой инстанции о пропуске Романенковым Е.Н. срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового правомерен, поскольку с заключением по результатам СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ он ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, однако результаты специальной оценки условий труда в судебном порядке не оспорил, с настоящим иском обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Согласиться с доводами апеллянта о неверности данного вывода суда первой инстанции судебной коллегией основания не установлены, какие-либо объективные обстоятельства, препятствующие своевременному обращению истца в суд с данным иском, по делу не установлены.

Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения, судебной коллегией не установлено.

Анализ приведенных в жалобе доводов о незаконности судебного решения свидетельствует лишь о несогласии с выводами суда. Однако, сам по себе факт несогласия с судебным решением не может повлечь его отмену.

В связи с чем, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

          ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Романенкова Е.Н. – без удовлетворения.

В окончательной форме апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:                                                 Ж.В. Григорова

Судьи:                                                                                Н.М. Истягина

                                                                                            В.В. Просолов

33-2524/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Романенков Евгений Николаевич
Ответчики
ФКУ Управление Черноморского Флота
Другие
Шахматова Наталья Владимировна
ФГКУ ЮРУПО Минобороны России
Министерство обороны Российской Федерации
МО РФ в лице Командира войсковой части 63876
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Григорова Жозефина Владимировна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
22.07.2024Передача дела судье
29.08.2024Судебное заседание
12.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2024Передано в экспедицию
29.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее