Решение по делу № 33-2691/2020 от 19.08.2020

Дело № 2-420/2020 Председательствующий – судья Слепухова Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-2691/2020

г. Брянск 24 ноября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Мариной Ж.В.

судей Алейниковой С.А., Фроловой И.М.

при секретаре Смольняковой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Брянского района Брянской области Атрошенко Екатерины Алексеевны на решение Брянского районного суда Брянской области от 11 марта 2020 г. по делу по иску Рыхлика Анатолия Васильевича к Чернетовской сельской администрации, администрации Брянского района о признании постановления о снятии с жилищного учета незаконным, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, включении в список граждан нуждающихся в жилых помещениях.

Заслушав доклад судьи Мариной Ж.В., объяснения представителя администрации Брянского района Брянской области Атрошенко Е.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Рыхлик А.В. и его представителя Геращенковой К.С., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Рыхлик А.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Постановлением Чернетовской сельской администрации Брянского района Брянской области от 13 июня 2019 г. истец был признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на жилищный учет с составом семьи 1 человек, ДД.ММ.ГГГГ Рыхлик А.В. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с тем, что на дату постановки на жилищный учет не истек пятилетний срок со дня совершения им намеренных действий по ухудшению жилищных условий. Истец считает данное решение администрации незаконным.

Рыхлик А.В. просил суд признать незаконным постановление Чернетовской сельской администрации от 30 августа 2019 г. № 25; признать истца нуждающимся в жилом помещении и обязать Чернетовскую сельскую администрацию восстановить его на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении путем включения в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях Чернетовской сельской администрации с 13 июня 2019 г. под с составом семьи 1 человек.

Определением Брянского районного суда Брянской области от 6 февраля 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования, привлечены Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Департамент строительства Брянской области.

Решением Брянского районного суда Брянской области от 11 марта 2020 г. исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным постановление Чернетовской сельской администрации № 25 от 30 августа 2019 г., признал Рыхлика А.В. нуждающимся в жилом помещении и обязал Чернетовскую сельскую администрацию восстановить Рыхлика А.В. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении путем включения в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях Чернетовской сельской администрации с 13 июня 2019 г. под с составом семьи 1 человек.

В апелляционной жалобе представитель администрации Брянского района Брянской области Атрошенко Е.А. просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права. Указывает, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о вынужденном характере изменения истцом места жительства, в связи с чем истец обоснованно снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

От главы Чернетовской сельской администрации Игнашина М.В. поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации. Судебной коллегией удовлетворено заявленное ходатайство.

Представители Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Департамента строительства Брянской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, суду не сообщали об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.

С учетом требований ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя администрации Брянского района Брянской области Атрошенко Е.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Рыхлик А.В. и его представителя Геращенковой К.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Рыхлик А.В. имеет статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., что подтверждается удостоверением серия Р , выданным ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Чернетовской сельской администрации № 18 от 13 июня 2019 г. Рыхлик А.В. признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на жилищный учет путем включения в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях Чернетовской сельской администрации с 13 июня 2019 г. под с составом семьи 1 человек.

Постановлением Чернетовской сельской администрации от30 августа 2019 г. № 25 Рыхлик А.В. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с открывшимися новыми обстоятельствами после проверки жилищных условий.

Из письма Чернетовской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Рыхлик А.В. снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что с момента ухудшения жилищных условий не прошло 5 лет.

Из удостоверения серии АН , выданному ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Рыхлик А.В. проживал в зоне с правом на отселение (<адрес>) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно списку коллективного сельскохозяйственного предприятия им. Карла Маркса Рыхлику А.В. на основании решения правления данного предприятия от ДД.ММ.ГГГГ был выделен жилой дом по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ правление указанного предприятия обратилась к администрации Брянского района Брянской области о выдаче ордеров ряду граждан, в том числе и Рыхлик А.В. на вышеуказанное жилое помещение.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Брянского района было принято постановление о выдаче ордеров на ранее заселенные квартиры КСХП им. К. Маркса в <адрес> в том числе Рыхлик А.В. на состав семьи 5 человек, по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Рыхлик А.В. был выдан ордер на указанное жилое помещение на состав семьи 5 человек (он, жена, двое детей и теща).

Указанное жилое помещение было приватизировано Рыхлик А.В. и членами его семьи (ФИО2 В.Ф., ФИО2 Ю.А., ФИО2 А.А.) по ? доли за каждым (регистрационное удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ ).

ДД.ММ.ГГГГ Рыхлик А.В. и его супруга ФИО2 В.Ф. подарили своим детям принадлежащие им доли на праве общей долевой собственности в вышеуказанном жилом доме. В настоящее время собственниками жилого дома являются ФИО2 А.А. (сын истца) и КЮА (дочь истца), им принадлежит по ? доли каждому.

Судом установлено, что ФИО2 А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в жилом доме, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенным по адресу: по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве общей долевой собственности его детям КЮА и ФИО2 А.А. Согласно копии поквартирной карточки в указанном жилом доме по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован 1 человек (истец), на него приходилось <данные изъяты> кв.м, что выше учетной нормы.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Рыхлик А.В. снялся с регистрационного учета из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по требованию собственников, в связи с предстоящим отчуждением домовладения стороннему лицу, что подтверждается предварительным договором купли-продажи жилого дома по указанному адресу от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ФИО2 Д.А., КЮА (продавцами) и ИВП (покупателем).

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости Рыхлик А.В. не имеет в собственности жилых помещений на территории Российской Федерации. Жилым помещением по адресу: <адрес>, в котором истец зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, он пользуется на основании договора найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с собственником данного объекта недвижимости БВИ, не являющимся членом семьи истца. В браке истец не состоит, брак с ФИО2 В.Ф. прекращен ДД.ММ.ГГГГ

При снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, Чернетовская сельская администрация исходила из того, что выезд Рыхлика А.В. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на новое место жительство был осуществлен с целью намеренного ухудшения им своих жилищных условий, поскольку истец имел право бессрочного пользования указанным жилым помещением как член семьи собственников, и был обеспечен жилой площадью свыше учетной нормы, что послужило основанием для вынесения решения о снятии истца с жилищного учета.

Суд, удовлетворяя заявленный иск, пришел к выводу о том, что ответчик не представил доказательств в подтверждение того, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, исходя из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 15 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12,HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=58109D665B86212774280ADB8C2C2AEEC7EAFF1BE398B33DF5D1490C4B187B625236FA1712378DAD303DF35787D4AD11F5D7CFFCSDMAJ"14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется, в том числе обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

В пункте 3 части первой статьи 13 вышеуказанного закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся в том числе граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (п. 1 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153).

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153
утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют в том числе граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В связи с тем, что истец является ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС, он имеет право на улучшение жилищных условий в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 вышеуказанного закона при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О).

Рассматривая заявленный спор, суд обоснованно указал, что действия Рыхлик А.В. по снятию в регистрационного учета по адресу: <адрес>, и проживание в ином жилом помещении по договору найма, не могут расцениваться как умышленное ухудшение истцом своих жилищных условий в связи с тем, что в суде было достоверно установлено, что собственники вышеуказанного жилого дома выразили намерение распорядиться данным объектом недвижимости, заключив предварительный договор купли-продажи.Данный договор купли-продажи является действительным, никем не оспорен, исполняется покупателем в части оплаты за приобретаемое жилое помещение путем рассрочки платежа.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела ответчиком не было представлено доказательств намеренного ухудшения истцом своих жилищных условий с целью постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, фиктивного снятия истца в регистрационного учета по адресу: <адрес>, а также непроживания по новому месту регистрации.

Судом апелляционной инстанции также не было установлено, что Рыхлик А.В. реализовал свое право на получение жилья в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Из доказательств, собранных судом, а также документов, приобщенных судом апелляционной инстанции в качестве дополнительных доказательств в соответствии с положениями абз. 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, выделялся Рыхлику А.В. по федеральной целевой программе, как лицу, подвергшемуся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд постановил решение в соответствии с нормами материального права, при рассмотрении дела не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Брянского районного суда Брянской области от 11 марта2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Ж.В. Марина

Судьи С.А. Алейникова

И.М. Фролова

33-2691/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Рыхлик Анатолий Васильевич
Ответчики
Чернетовская сельская администрация, Администрация Брянского района
Другие
Департамент семьи, социальной и демограф. политики Брянской области, Департамент Строительства Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
19.08.2020Передача дела судье
22.09.2020Судебное заседание
29.09.2020Судебное заседание
20.10.2020Судебное заседание
24.11.2020Судебное заседание
17.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2020Передано в экспедицию
24.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее