Решение по делу № 3а-234/2020 от 01.09.2020

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

                                          Дело № 3а-234/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                 13 октября 2020 года                                        г. Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи                      Шубина Д.В.

при секретаре                                                        Горенко Т.С.,

с участием прокурора                                         Большаковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лебединского Сергея Сергеевича об оспаривании нормативных актов Генерального плана городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225, Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339 в части,

УСТАНОВИЛ:

Лебединский С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что на основании договора купли-продажи от 7 мая 2020 года является собственником жилого дома площадью 91,3 кв.м., по адресу: <адрес>. Данных индивидуальный жилой дом располагается на земельном участке площадью 643 кв.м. КН , который находится у административного истца в аренде в соответствии с договором аренды земельного участка №1866и от 12 ноября 1999 года, соглашения от 7 мая 2020 года об уступке права требования. В соответствии с Генеральным планом городского округа «Город Калининград», утвержденным решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225, а также Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденными решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339, земельный участок находится зоне с особыми условиями использования территории Н-3 - «Зона санитарной охраны источников водоснабжения II пояса». В соответствии со ст. 27 ЗК РФ, п.п. 3.2.3.1, 3.2.2.4 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» земли, попадающие в зону санитарной охраны источников водоснабжения II пояса, ограничены в обороте, на них запрещено размещение ряда объектов. Однако, зона Н-3 охватывает значительную часть Центрального района г. Калининграда, на которой располагаются также АЗС, склады ГСМ, кладбище. Как следует из выписки из ЕГРН, в отношении земельного участка КН не установлено каких-либо ограничений. Зона с особыми условиями использования территории Н-3 обозначена в оспариваемых нормативных актах с нарушением требований действующего законодательства, так как проект организации зон санитарной охраны поверхностных водоисточников и сооружений Калининградского водопровода на разработан, с органами государственного эпидемиологического надзора не согласован, органами исполнительной власти Калининградской области не утверждены границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Вопросы установления размера и границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны в особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований законодательства. Незаконное установление зоны с особыми условиями использования территории Н-3 с включением в нее земельного участка КН      нарушает права административного истца, поскольку препятствует перераспределению земельного участка, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить расположение в его границах принадлежащего ему гаража. Просит признать недействующими Генеральный план городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225, Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339 в части установления границы зоны Н-2 – «Зона санитарной охраны источников водоснабжения I пояса» в пределах земельного участка кадастровым номером КН , площадью 643 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>.

Административный истец Лебединский С.С., будучи надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Его представитель Ермаков Е.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по изложенным выше основаниям.

Представитель окружного Совета депутатов города Калининграда Яковенко Ю.Я. относительно заявленных административных исковых требований возражала, в обоснование указала, что оспариваемая зона санитарной охраны установлена исходя из минимальных значений, указанных в СанПиН 2.1.4.1110-02. Согласно п. 1.17 указанных СанПиН отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопроводов, объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций от выполнения предъявляемых ими требований. Постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года №74 внесены изменения в Генеральный план городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225, изложен в новой редакции, в связи с чем оспариваемый Генеральный план с реквизитами, указанными в административном исковом заявлении, утратил силу.

Представитель Агентства по архитектуре, градостроению, и перспективному развитию Калининградской области Жданова И.Ю. возражала против удовлетворения административных исковых требований, по вопросу отображения зоны санитарной охраны Н-3 в документах территориального планирования и градостроительного зонирования дала пояснения, аналогичные позиции окружного Совета депутатов города Калининграда.

Представитель ГП КО «Водоканал» Думанова К.С. пояснила, что до настоящего времени проект санитарно-защитной зоны источников питьевого водоснабжения находится в стадии разработки, санитарно-защитная зона не установлена. Вопрос об удовлетворении административных исковых требований оставила на усмотрение суда.

Заинтересованные лица Управление Роспотребнадзора по Калининградской области, Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, об отложении дела слушанием ходатайства не заявили. Согласно письменному отзыву Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, на земельном участке КН зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не установлены.

        Заслушав пояснения представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о необходимости удовлетворить административный иск, суд приходит к следующему.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).

Город Калининград – муниципальное образование, наделенное статусом городского округа в соответствии с Законом Калининградской области от 15 мая 2004 года №397.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.

Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года №19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.

В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.

Генеральный план городского округа «Город Калининград» принят, а разработка Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» началась до вступления в силу Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года №19. Указанные нормативные акты были утверждены: Генеральный план городского округа «Город Калининград» - решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты «Гражданин №33-с от 15 июля 2016 года; Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» - решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты «Гражданин №1 от 9 января 2019 года.

     В силу пункта 14 части 5 статьи 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничиваются в обороте. В соответствии ч. 2 этой же статьи земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 и пунктом 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию.

Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Частью 2 этой же статьи определено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу абзаца второго пункта 4 и абзаца второго пункта 5 статьи 18 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждаются Правительством РФ.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 (далее - Санитарные правила, САНПИН 2.1.4.1110-02).

Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В силу пункта 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Судом установлено, что Лебединский С.С. на основании договора купли-продажи от 7 мая 2020 года является собственником жилого дома площадью 91,3 кв.м., находящегося по адресу: <адрес> Данных индивидуальный жилой дом располагается на земельном участке площадью 643 кв.м. КН , который находится у административного истца в аренде в соответствии с договором аренды земельного участка №1866и от 12 ноября 1999 года, соглашения от 7 мая 2020 года об уступке права требования.

В соответствии с Генеральным планом городского округа «Город Калининград», утвержденным решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225, а также Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденными решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339, земельный участок находится зоне с особыми условиями использования территории Н-3 - «Зона санитарной охраны источников водоснабжения II пояса», что подтверждается фрагментами Карты ограничений градостроительной деятельности и результатов комплексного анализа территории Генерального плана городского округа «Город Калининград» и Карты границ зоны с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки с наложением границ земельного участка КН , представленными Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.

В уведомлении Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» исх. №028-13/уср-92-2057 от 21 августа 2020 года содержится отказ Лебединскому С.С. в предоставлении земельного участка КН в собственность за плату в связи с тем, что данный участок является ограниченным в обороте, располагается в границах II пояса ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового назначения.

Согласно приведенным выше положениям Закона №52-ФЗ относят установление границ ЗСО к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ, при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным нормам.

Зона санитарной охраны источников водоснабжения II пояса г. Калининграда не установлена, в связи с чем ее отображение в границах земельного участка КН в оспариваемых Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» произведено без законных оснований.

Довод представителя административного ответчика о том, что, поскольку Постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года №74 внесены существенные изменения в Генеральный план городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225, последний утратил силу и не может быть предметом рассмотрения в административном деле, судом отвергается, поскольку нормативный акт, прекращающий действие оспариваемого Генерального плана, не принимался.

Поскольку Генеральный план городского округа «Город Калининград» и Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к зоне с особыми условиями использования территории Н-3 противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права административного истца на приобретение в собственность земельного участка, в данной части они подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Лебединского Сергея Сергеевича удовлетворить.

Признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу:

Генеральный план городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225 в части отображения на Карте ограничений градостроительной деятельности и результатов комплексного анализа территории границы зоны с особыми условиями использования территории Н-3 – «Зона санитарной охраны источников водоснабжения II пояса» в границах земельного участка с кадастровым номером ;

Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339 в части отображения на Карте границ зоны с особыми условиями использования территории Н-3 – «Зона санитарной охраны источников водоснабжения II пояса» в границах земельного участка с кадастровым номером .

Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования городской округ «Город Калининград».

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2020 года.

Судья                            Д.В. Шубин

3а-234/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Калининградской области
Лебединский Сергеей Сергеевич
Ответчики
Городской совет депутатов города Калининграда
Администрация ГО «Город Калининград»
Другие
ГП КО "Водоканал"
Управление Роспотребнадзора по Калининградской области
Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области
Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Шубин Денис Валерьевич
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
01.09.2020Регистрация административного искового заявления
02.09.2020Передача материалов судье
03.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.09.2020Предварительное судебное заседание
13.10.2020Судебное заседание
20.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее