Дело № 2-47/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар, Республика Коми 16 января 2012 года
Мировой судья Тентюковского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми Станкин Д.А.
при секретаре Алексеевой Е.А., с участием:
истца - Колокольцевой А.В.,
представителя ответчика - Габовой М.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колокольцевой А.В. к ЖСК-25 о взыскании незаконно начисленной платы за коммунальные услуги,
установил:
Колокольцева А.В. обратилась в суд с иском к ЖСК-25 об обязании произвести перерасчет начислений за ЖКУ на сумму 495 руб. 81 коп., предъявленных к оплате в счете-квитанции за декабрь 2010 г., в том числе: за «ХВС (корректировка ПП № 307)» - 233,67 руб., за «Отвод ХВС (корректировка ПП № 307)» - 223,68 руб., за «Коммунальное освещение (корректировка ПП № 307)» 38 руб., в обоснование иска указав, что в <АДРЕС> установлены общедомовые приборы учета (ОПУ) холодного и горячего водоснабжения, в квартире <НОМЕР> имеются индивидуальные приборы учета (ИПУ) спорных коммунальных услуг, однако ответчик необоснованно произвел корректировку начислений за коммунальные услуги за 2010 год.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что какой-либо определенный порядок расчета нераспределенных коммунальных услуг в начале 2010 года в ЖСК-25 установлен не был. По итогам года в связи с образовавшейся недоплатой за коммунальные услуги на заседании правления ЖСК-25 было принято решение произвести доначисление платы за нераспределенные коммунальные услуги всем жильцам дома в виде корректировок за ХВС, отвод ХВС, электроснабжение мест общего пользования. Относительно указанной в квитанции за декабрь 2010 г. корректировки за услугу «Коммунальное освещение» в размере 38 руб. представитель ответчика пояснила, что данную корректировку рассчитали исходя из представленной энергоснабжающей организацией информации, в соответствии с которой пришли к выводу о необходимости доначисления жильцам МКД платы по данной коммунальной услуге на общую сумму <ОБЕЗЛИЧИНО> руб. Однако, после представления энергоснабжающей организацией акта сверки ответчиком было установлено, что размер платы по данной услуге, в результате неправильного снятия показаний приборов учета в 2009 году, был завышен на сумму <ОБЕЗЛИЧИНО> руб. На эту сумму ЖСК-25 впоследствии сделал перерасчет жильцам МКД <АДРЕС>, что нашло отражение в счете-квитанции за январь 2011 г., в которой, в частности по квартире истца, размер платы
за услугу «Коммунальное освещение» составил <ОБЕЗЛИЧИНО> руб.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующим выводам.
Собственником спорного жилого помещения по адресу<АДРЕС> истец Колокольцева А.В. не является. Между тем, согласно справке
ЖСК-25, она с 04.07.2003 г. зарегистрирована по данному адресу одна. В связи с чем,
по смыслу ст.ст. 31, 153 ЖК РФ, п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г.№ 307, именно на Колокольцеву А.В. возложена обязанность по внесению платы, в частности,
за коммунальные услуги, предоставленные в данное жилое помещение. Таким образом,
суд приходит к выводу о наличии у Колокольцевой А.В. законных оснований для обращения
с приведенным исковым заявлением.
Обслуживание жилого помещения, расположенного по адресу: <АДРЕС>, осуществляет ЖСК-25. Квартира Колокольцевой А.В. в спорный период была оборудована индивидуальными приборами учета (ИПУ) холодного и горячего водоснабжения. В указанном МКД установлены общедомовые приборы учета (ОПУ) спорных коммунальных ресурсов.
Ответчиком произведена корректировка размера платы за коммунальные услуги: «холодное водоснабжение», «водоотведение холодной воды», «коммунальное освещение»
за 2010 год и указана в счете-квитанции за декабрь 2010 г.
Истец оспаривает обоснованность начисления данных корректировок.
В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ.
С учетом положений ст. 157 ЖК РФ, в целом по дому (МКД) для коммунальных услуг «холодное водоснабжение», «водоотведение холодной воды», «электроснабжение», таким объемом являются показания общедомовых приборов учета (если они установлены в МКД).
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответствен-ность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг
в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжитель-ность (п. 1 Правил).
Пункт 23 Правил (в ред. от 29.07.2010 г.), подп. 1 п. 3 приложения № 2 к Правилам для случая, когда многоквартирный дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета и частично или полностью оборудован индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами, устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги:
размер платы (руб.) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле № 9:
, где:
- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);
- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);
- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час);
- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);
- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).
Согласно п. 22 Правил (в ред. от 29.07.2010 г.) собственники помещений в много-квартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные
в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется
в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Так, в соответствии с п/п «б» п. 19 Правил размер платы за коммунальные услуги
в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам (формула № 3), а именно с учетом количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в данном жилом помещении, норматива потребления соответствующей коммунальной услуги, тарифа на соответствующий коммунальный ресурс. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам (формула № 4).
Из приведенного следует, что на собственников квартир, оборудованных ИПУ, возлагается оплата дополнительного коэффициента, определяющегося как отношение ежемесячных показаний ОПУ к суммарным показателям потребления всех жилых помещений МКД, как оборудованных ИПУ, так и необорудованных ими (рассчитываемых по нормативам).
Периодическая же корректировка начислений платы за коммунальную услугу (1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год) Правилами предусмотрена для квартир, не оборудованных ИПУ.
При этом, как подтвердила суду представитель ответчика, иного порядка начисления платы, отличного от установленного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, в ЖСК-25 в установленном законом порядке принято не было.
В силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства,
на которые ссылается, как на основания своих требований и возражений; доказательства предоставляются сторонами.
С учетом вышеизложенного, мировой судья приходит к выводу о том, что проведение ответчиком корректировки начислений за коммунальные услуги за 2010 год по квартире истца необоснованно, и исковые требования подлежат удовлетворению.
При этом факт перерасчета (уменьшения) ответчиком в январе 2011 года размера платы за услугу «Коммунальное освещение» в размере <ОБЕЗЛИЧИНО> руб. судом не может быть принят
во внимание, поскольку связан с ошибками во взаиморасчетах ЖСК-25 с ресурсоснабжающей организацией за 2009 год, т.е. за пределами спорного периода.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу чего с ответчика подлежит уплате государственная пошлина в размере
400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Колокольцевой А.В. к ЖСК-25 удовлетворить.
Взыскать с ЖСК-25 в пользу Колокольцевой А.В. незаконно предъявленные к оплате в счете-квитанции за декабрь 2010 года за жилое помещение, расположенное по адресу: <АДРЕС> начисления: «ХВС (корректировка ПП № 307)» в сумме 233,67 руб., «Отвод ХВС (корректировка ПП № 307)»
в сумме 223,68 руб., «Коммунальное освещение (корректировка)» в сумме 38,46 руб., всего
в сумме 495 (Четыреста девяносто пять) рублей 81 копейка.
Взыскать с ЖСК-25 в доход государства пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в Сыктывкарский городской суд через Тентюковский судебный участок в течение месяца с момента изготовления решения
в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 24 января 2012 года.
Мировой судья Д.А. Станкин