Судья – Греков Ф.А. Дело <№...> (<№...>)
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
15 апреля 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Сибятулловой Л.В.,
судей Таран А.О., Волошиной С.Г.,
по докладу судьи Таран А.О.,
при ведении протокола помощником судьи Щербиной Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по Рыболовству к ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» об устранении нарушений требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов,
РїРѕ апелляционной жалобе представителя ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» Набережных Р”.Р. РЅР° решение Советского районного СЃСѓРґР° Рі. Краснодара РѕС‚ 29 октября 2020 РіРѕРґР°.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - АЧТУ Росрыболовства) обратилось в суд с исковыми требованиями к ФГБУ Управление "Кубаньмелиоводхоз" об устранении нарушения требований законодательства о рыболовстве и сохранения водных биологических ресурсов.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что в ходе проведения должностными лицами отдела АЧТУ Росрыболовства контрольно-надзорных мероприятий по осуществлению государственного контроля, надзора за соблюдением гражданами и хозяйствующими субъектами законодательства Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, был выявлен факт осуществления ФГБУ "Управление Кубаньмелиоводхоз" сброса сточных (дренажных вод) в Джерелиевскии главный коллектор, откуда вода самотеком поступает в Малый Кирпильский лиман, в отсутствие согласования данной деятельности с АЧТУ Росрыболовства, что является нарушением специального режима ведения деятельности в водоохранной зоне водного объекта. На основании постановления заместителя начальника Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов АЧТУ Росрыболовства от 5 сентября 2019 года № 12/124820 ФГБУ "Управление Кубаньмелиоводхоз" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основанием для обращения в суд с данным иском послужило то обстоятельство, что в ходе проведения расследования по административному делу было установлено, что у ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" отсутствует согласование хозяйственной деятельности с АЧТУ Росрыболовства, а именно по осуществлению сброса сточных (дренажных вод) в Малый Кирпильский лиман. Также установлено, что Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов 11 июля 2017 года ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" выдано разрешение о предоставлении водного объекта (Малый Кирпильский лиман) в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных вод, сроком действия до 31 декабря 2036 года. При этом, с заявкой по вопросу согласования хозяйственной деятельности в АЧТУ Росрыболовства ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" по настоящее время не обращалось.
Решением Советского районного суда от 29 октября 2020 года иск Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству к ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" об устранении нарушения требований законодательства о рыболовстве и сохранения водных биологических ресурсов удовлетворен. Суд обязал ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" устранить выявленные нарушения требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов путем согласования осуществления хозяйственной и иной деятельности, затрагивающей водный объект (Малый Кирпильский лиман) с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в 90-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Р’ апелляционной жалобе, поданной РІ Краснодарский краевой СЃСѓРґ, представитель ответчика ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" РїРѕ доверенности Набережных Р”.Р. РїСЂРѕСЃРёС‚ решение обжалуемое решение СЃСѓРґР° отменить, принять РїРѕ делу РЅРѕРІРѕРµ решение РѕР± отказе РІ удовлетворении РёСЃРєР°. Р’ обоснование РґРѕРІРѕРґРѕРІ жалобы указано, что решение СЃСѓРґР° незаконно, необоснованно, вынесено СЃ нарушением РЅРѕСЂРј материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Азово-Черноморское территориальное управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей РђР·РѕРІРѕ-Черноморского территориального управления РїРѕ доверенностям Ключникова Р’.Р’. Рё Тарасенко Рќ.Рќ., представителя ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» РїРѕ доверенности Набережных Р”.Р., РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± отсутствии оснований для отмены решения СЃСѓРґР° первой инстанции.
РР· материалов дела следует, что РІ С…РѕРґРµ осуществления должностными лицами Кубанского отдела РђР§РўРЈ Росрыболовства контрольно-надзорных мероприятий был выявлен факт осуществления ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" СЃР±СЂРѕСЃР° сточных (дренажных РІРѕРґ) РІ Джерелиевскии главный коллектор, откуда РІРѕРґР° самотеком поступает РІ Малый Кирпильский лиман, РІ отсутствие согласования данной деятельности СЃ РђР§РўРЈ Росрыболовства, что является нарушением специального режима ведения деятельности РІ водоохранной Р·РѕРЅРµ РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта.
Постановлением заместителя начальника Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов АЧТУ Росрыболовства от 5 сентября 2019 года ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за сброс сточных (дренажных вод) в Джерелиевскии главный коллектор, в отсутствие согласования с АЧТУ Росрыболовства. Решением Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 8 октября 2019 года вышеуказанное постановление изменено в части размера штрафа. Административный штраф оплачен 21 ноября 2019 года.
Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов 11 июля 2017 года ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" выдано разрешение о предоставлении водного объекта (Малый Кирпильский лиман) в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных вод, сроком действия по 31 декабря 2036 года. Однако с заявкой по вопросу согласования хозяйственной деятельности в АЧТУ Росрыболовства ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" по настоящее время не обращалось.
Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚.СЃС‚. 8, 11, 21 Р’РѕРґРЅРѕРіРѕ кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации водные объекты находятся РІ собственности Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (федеральной собственности). Рспользование водных объектов для целей СЃР±СЂРѕСЃР° сточных РІРѕРґ осуществляется РЅР° основании решений РѕР± РёС… предоставлении РІ пользование.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Согласно п.п. 1 п. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания» утвержден полный перечень мер по сохранению водных биологических ресурсов, к которым в том числе относится и выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций).
На основании ст.47 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых, в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается. Установление требования к водному режиму водных объектов рыбохозяйственного значения (ограничение объема безвозвратного изъятия поверхностных вод, обеспечение оптимального уровня воды и сбросов вод в рыбохозяйственных целях) должно обеспечивать сохранение водных биоресурсов.
Согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ, размещение хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов согласовываются с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Правила согласования на размещение хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов определены Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 N 384 (далее - Правила).
РР· смысла положений Рї. 4 Правил следует, что юридические лица, РІ том числе индивидуальные предприниматели, для согласования строительства Рё реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов Рё осуществления РёРЅРѕР№ деятельности представляют РІ Федеральное агентство РїРѕ рыболовству (его территориальные органы) заявку Рѕ согласовании.
Доводы апелляционной жалобы по сути сводятся к несогласию с возложением на ответчика обязанности по согласованию осуществления хозяйственной и иной деятельности, затрагивающей водный объект (Малый Кирпильский лиман) с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, поскольку новые объекты ответчиком не создавались, при этом Федеральным агентством водных ресурсов «Кубанское бассейновое водное управление» с целью сброса сточных вод, в том числе дренажных вод, было выдано решение о предоставлении водного объекта (Кирпильский лиман) в пользование от 11.07.2017г. ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» со сроком действия по 31.12.2036г.
Вместе с тем, указанные доводы основаны на неверном толковании права поскольку ответчиком осуществляется хозяйственная деятельность, при этом положения Правил, устанавливающих порядок согласования Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания не дублируют требования постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования".
Процедура принятия решения о согласовании деятельности хозяйствующих субъектов в порядке, предусмотренном Правилами, осуществляется вне зависимости от наличия права пользования поверхностными водными объектами на основании договора водопользования, а обязательность проведения такого согласования установлена частью 2 статьи 50 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". При этом данный закон не устанавливает каких-либо изъятий из данного правила, в том числе и в случае, если заключен договор водопользования.
Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) согласовывается деятельность, осуществляемая не только в акватории водного объекта, но и на суше, в случае проведения работ в пределах водоохранной и рыбоохранной зон, а также за их пределами, если по результатам оценки воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, обязательность проведения которой предусмотрена статьей 32 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", установлено, что такая деятельность может на них воздействовать.
На основании представленных документов указанным выше федеральным органом исполнительной власти оценивается соответствие планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктам "б" - "ж" пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013. N 380, их достаточность, а также определяется возможность проведения мероприятий по устранению последствий негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, или необходимость проведения мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, предусмотренных подпунктом "з" пункта 2 этого положения.
Более того, Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) не являются стороной договора водопользования, который заключается между водопользователем и уполномоченным органом, в качестве которого выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (статья 12 Водного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, согласование условий водопользования водного объекта и принятие решения Федерального агентства по рыболовству о согласовании деятельности, оказывающей воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания, являются двумя разными процедурами, наличие которых необходимо в соответствии с требованиями водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Указанные выводы согласуются с позицией, изложенной в Апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15.02.2018 N АПЛ17-524.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по Рыболовству исковые требования.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Доводы апелляционной жалобы направлены на ошибочное толкование норм материального права и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного СЃСѓРґР° Рі. Краснодара РѕС‚ 29 октября 2020 РіРѕРґР° оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» Набережных Р”.Р. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий Л.В. Сибятуллова
Судьи А.О. Таран
С.Г. Волошина