Решение по делу № 33-14010/2021 от 29.11.2021

Судья Резников Е.В. Дело № 33-14010/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 декабря 2021 года город Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Станковой Е.А.,

судей Кудрявцевой А.Г., Колгановой В.М.,

при секретаре Зубаревой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

№ 2-3511/2021 по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Волгоградской области Центр занятости населения города Волгограда к Чернову С. В. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице,

по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Волгоградской области Центр занятости населения города Волгограда

на решение Дзержинского районного суда г.Волгограда от 21 сентября 2021 года, которым постановлено:

«в удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Волгоградской области Центр занятости населения города Волгограда к Чернову С. В. о взыскании денежных средств в виде незаконно полученного пособия по безработице – отказать».

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кудрявцевой А.Г., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

у с т а н о в и л а:

Государственное казенное учреждение Волгоградской области Центр занятости населения города Волгограда (далее по тексту – ГКУ ЦЗН г.Волгограда) обратилось в суд с исковым заявлением к Чернову С.В. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице.

В обоснование заявленных требований указано, что ГКУ ЦСЗН г.Волгограда осуществляет деятельность по предоставлению государственных услуг сферы занятости населения. В соответствии с Временными правилами реализована возможность регистрации в целях поиска подходящей работы в дистанционном режиме в электронной форме в личном кабинете Общероссийского информационного портала Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России», либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». За достоверность предоставляемых сведений посредством Портала несет ответственность заявитель.

ДД.ММ.ГГГГ Чернов С.В. на Портале разместил заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и получения пособия по безработице (регистрационный номер <.......>), в тот же день указанное заявление было зарегистрировано через портал Общероссийской базы вакансий «Работа в России» № <...>. При регистрации Чернов С.В. указал адрес своего места жительства: <адрес>. Ему был присвоен статус безработного и назначено пособие по безработице.

При формировании заявления в электронном виде посредством портала ответчиком не были учтены комментарии о необходимости указания адреса места жительства в соответствии с паспортными данными и намеренно указаны недостоверные данные, достоверность внесенных сведений была подтверждена ответчиком путем проставления соответствующей отметки на портале.

Впоследствии <.......> выявил, что регистрация, указанная в паспорте гражданина Чернова С.В. отличается от указанной в заявлении, в связи с чем, был вынесен приказ о прекращении выплаты пособия по безработице Чернову С.В.

Истец считает, что ответчик в заявлении сообщил ложные сведения о месте его жительства в <адрес>. Так, в соответствии с п.2 ст.3 Закона о занятости населения, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Граждане обязаны регистрироваться по месту жительства и по месту пребывания в органах регистрационного учета и соблюдать Правила. Подтверждением наличия регистрации по месту жительства гражданина является соответствующий оттиск штампа о регистрации (с указанием адреса) на странице «место жительства» в паспорте гражданина Российской Федерации. В качестве одного и условий признания гражданина безработным предусматривается принятие решения органом службы занятости населения по месту жительства гражданина. Не имея подтверждения о регистрации гражданина по месту жительств в местности, на территории которой осуществляет свою деятельность государственное учреждение службы занятости населения (центр занятости населения), данное учреждение не вправе рассматривать вопрос о признании его безработным.

В результате предоставления ложных сведений ответчик незаконно получил бюджетные денежные средства в виде пособия по безработице в размере 68 420 руб. 63 коп. Ответчику были направлены письма с предложением в добровольном порядке возвратить незаконно полученные денежные средства, однако, денежные средства не поступили.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, в соответствии со ст. 1064, 1102 ГК РФ истец просил взыскать с ответчика незаконно полученные бюджетные денежные средства в размере 73 981 руб. 78 коп., из которых 68 420 руб. 63 коп. – сумма основного долга, 2 623 руб. 93 коп. – комиссия почты, 2 937 руб. 22 коп. – проценты за пользование чужими денежными средствами по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, рассчитанные по правилам ст.395 ГК РФ и по день фактического возврата.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец ГКУ ЦСЗН г.Волгограда просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом при рассмотрении дела не допущено.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

При этом закон устанавливает исключения из этого правила, согласно которому излишне выплаченные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации мер социальной поддержки, в том Числе в связи с потерей работы.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения).

В силу п. 1 ст. 5 указанного Закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (п. 2 в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).

Пунктом 3 ст. 3 Закона о занятости населения предусмотрено, что безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в ст. 2 данного Закона (занятые граждане).

Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится социальная поддержка безработных граждан.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения).

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона о занятости населения).

В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее также - Временные правила), в соответствии с п. 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Согласно п. 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (п. 3 Временных правил).

Пунктом 4(1) Временных правил предусмотрено, что центры занятости населения с 1 июня 2020 г. запрашивают в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы сведения о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.

В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с 1 июня 2020 г. осуществляют перерасчет ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (п. 9 Временных правил).

Исходя из п. 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В силу подп. «д» п. 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891, снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае попытки получения либо получение пособия по безработице обманным путем.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ Чернов С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения дистанционным способом в электронной форме через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг» обратился с заявлением о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске работы и получения пособия по безработице № <...>.

В тот же день указанное заявление Чернова С.В. было зарегистрировано через портал Общероссийской базы вакансий «Работа в России» № <...>.

В заявлении в разделе «адрес места жительства (адрес постоянной регистрации)» указано, что приводится действующий адрес регистрации по месту жительства (указан в паспорте на страницах с 5-й по 12-ю, в ином документе, удостоверяющем личности, или в справке о регистрации по месту жительства), Чернов С.В. представил сведения о своем месте жительства по адресу: <адрес>, местом оказания услуги выбрал регион обращения в ЦЗН – г.Волгоград.

Приказом <.......> от ДД.ММ.ГГГГ Чернов С.В. признан безработным и с ДД.ММ.ГГГГ ему назначено пособие по безработице на период 6 месяцев.

Впоследствии <.......> выявлено, что регистрация указанная в паспорте гражданина РФ Чернова С.В. отличается от указанной им в заявлении, в связи с чем, приказом № <...> от ДД.ММ.ГГГГ Чернову С.В. прекращена выплата пособия по безработице; приказом № <...> от ДД.ММ.ГГГГ Чернов С.В. снят с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма выплаченного Чернову С.В. пособия по безработице составила 68420руб.63коп.

Разрешая спор и отказывая ГКУ ЦЗН г.Волгограда в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствовался Конституцией РФ, ст. ст. 10, 1102, 1109 ГК РФ, Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460, и исходил из того, что истцом не представлено достоверных доказательств в подтверждение недобросовестности со стороны ответчика в получении им пособия по безработице в спорный период, как и не представлено доказательств того, что в спорный период Чернов С.В. состоял на учете в иной службе занятости населения в качестве ищущего работу, безработного и что также получал аналогичное пособие по безработице.

Суд первой инстанции указал, что толкование ч.2 ст.3 Закона о занятости населения соотносится с положениями ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми место жительства либо пребывания гражданина не связывается с местом его регистрации.

Кроме того, согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации само по себе не может являться формально непреодолимым препятствием для получения мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации его права на защиту от безработицы, при том условии, что в действиях такого гражданина не содержится признаков злоупотребления правом. При этом место жительства гражданина может быть установлено на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами, а также видом такой регистрации.

Сведений о том, что наряду с обращением к истцу с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы ответчик также обращался, либо имел намерение обратиться за предоставлением указанных мер социальной поддержки в какое-либо иное государственное учреждение службы занятости населения, расположенное вне места своего фактического проживания, материалы дела не содержат. Доказательств наличия в действиях ответчика злоупотребления правом иного рода истцом также не представлено.

Оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, являлись предметом проверки и оценки суда, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.

Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судом первой инстанции, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что не может являться основанием для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела.

Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену судебного постановления, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Дзержинского районного суда г.Волгограда от 21 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Волгоградской области Центр занятости населения города Волгограда - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-14010/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ГКУ Волгоградской области Центр занятости населения города Волгограда
Ответчики
Чернов Сергей Викторович
Другие
Отделение Пенсионного фонда России по Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Кудрявцева Алла Георгиевна
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
30.11.2021Передача дела судье
15.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2021Передано в экспедицию
15.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее