Решение по делу № 2-1972/2016 от 28.06.2016

Дело № 2-1972/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Воркута Республика Коми 09 августа 2016 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Екимовой Н.И, при секретаре Маликовой О.А., с участием Воркутинского транспортного прокурора Коржанова О.В., представителя ответчика АО «Воркутауголь» Косовой О.В., представителя ОМВД по г.Воркуте Крысько А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Воркутинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу по добыче угля «Воркутауголь» об обязании привести железнодорожный переезд в надлежащее состояние,

установил:

прокурор города Воркуты обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к акционерному обществу по добыче угля «Воркутауголь» (далее по тексту АО «Воркутауголь») о признании незаконным бездействия АО «Воркутауголь» по исполнению требований федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности движения при эксплуатации путей необщего пользования и об обязании установить на железнодорожном переезде № 34, расположенном на 1 км ст.Предшахтная –ш.Юнь-Яга (ул.Автозаводская), наружное уличное освещение.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности движения при эксплуатации путей необщего пользования АО «Воркутауголь» на объектах инфраструктуры, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования, были выявлены нарушения действующего законодательства, допущенные ответчиком, о чем составлен акт совместно с государственным инспектором ОГИБДД УМВД России по г. Воркуте с фотоматериалами.

В письменном отзыве АО «Воркутауголь» содержится просьба об отказе в иске по тем основаниям, что в соответствии с п.80 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 31.07.2015 № 237 работы по ремонту, капитальному ремонту и реконструкции участков автомобильных дорог в границах железнодорожных переездов производятся собственником этих участков дорог, каковым АО Воркутауголь не является. Поскольку автомобильная дорога не является предметом регулирования ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», к сооружениям и устройствам не относится, требования ст.16 указанного закона по отношению к владельцу инфраструктуры ж/д транспорта необщего пользования не предусматривают обязанности по обустройству автомобильных дорог. Кроме того, АО «Воркутауголь» не является собственником автомобильных дорог.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по заявленным основаниям, ссылаясь на ошибочность доводов ответчика.

Представитель АО «Воркутауголь» иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель ОМВД России по г.Воркуте поддержал выводы, содержащиеся в актах обследования и требования прокурора.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение представителя ОМВД России по г.Воркуте, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожные пути необщего пользования - пути, примыкающие непосредственно или через другие подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.

Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне (далее - железнодорожные переезды) и на разных уровнях осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1). Владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте (п. 2).

Указанной нормой на владельцев железнодорожных путей возложены обязанности оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, а также содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

В силу п. 4.10.1 Отраслевых дорожных норм. Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. Основные положения. ОДН 218.0.006-2002, утвержденных распоряжением Минтранса России от 03.10.2002 N ИС-840-р и введенных 03.10.2002, к инженерному оборудованию и обустройству дорог относятся пересечения и железнодорожные переезды, технические средства организации дорожного движения (ограждения, знаки, разметка, направляющие устройства, сети освещения, светофоры, системы автоматизированного управления движением, вызывная связь), озеленение, площадки отдыха, малые архитектурные формы.

В пункте 10 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, указано, что железнодорожный переезд - это пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств.

Перечень устройств, предназначенных для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, определен подп. 22 - 24 Приложения N 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог, согласно которым все железнодорожные переезды, расположенные на участках, оборудованных продольными линиями электроснабжения или имеющие вблизи другие постоянные источники электроснабжения, должны иметь электрическое освещение, а в необходимых случаях оборудоваться прожекторными установками для осмотра проходящих поездов.

Согласно пункту 17 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286, предусмотрено, что техническое обслуживание, ремонт (включая межремонтные сроки) и содержание сооружений и устройств инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования обеспечивается в порядке, установленном, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования на основании норм и правил, а также технической документации.

Условия эксплуатации железнодорожных переездов, введенные Приказом Минтранса России от 31.07.2015 года N 237, содержат требования об обязанности владельцев инфраструктуры содержать участки автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожного переезда в соответствии с требованиями условий и технических регламентов, действующих в сфере дорожного хозяйства. Работы по содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов осуществляются в соответствии с Федеральным Законом от 08.11.2007 года N 257-ФЗ.

В силу пункта 1.1 Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути (утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 29.12.2012 N 2791р) железнодорожный путь - это подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение (рельсы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма), земляное полотно, водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения. Для пропуска через железнодорожные пути автотранспортных средств устраиваются переезды и путепроводы соответственно в одном и разных уровнях, а для прохода пешеходов - пешеходные мосты и дорожки (тротуары), пешеходные тоннели.

Работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при его отсутствии на расстоянии 10 м от ближайшего рельса по пути следования), осуществляется за счет средств владельцев железнодорожных путей (п.3.6.11)

В ст. 1079 ГК РФ указано, что обязанность возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности.

Из указанных норм следует, что ответственность за качество железнодорожного переезда и безопасность движения на данном участке (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), несет собственник железнодорожного пути.

Как усматривается из материалов дела, железнодорожный переезд находится в собственности ответчика.

Согласно п.46 Приказа Минтранса России от 31.07.2015 N 237 "Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов" электрическое освещение должны иметь все железнодорожные переезды I, II и III категорий, а также IV категории при наличии продольных линий электроснабжения или других постоянных источников электроснабжения.

Освещенность в пределах железнодорожных переездов, находящихся в эксплуатации до их реконструкции, должна быть не менее:

для железнодорожных переездов I категории - 5 лк;

для железнодорожных переездов II категории - 3 лк;

для железнодорожных переездов III категории - 2 лк;

для железнодорожных переездов IV категории - 1 лк.

Владелец инфраструктуры или владелец железнодорожных путей необщего пользования утверждает перечень железнодорожных переездов, которые необходимо оборудовать прожекторными установками для осмотра проходящих поездов. На железнодорожных переездах, расположенных на скоростных автомобильных дорогах и магистральных улицах общегородского значения, устанавливаются светильники.

В соответствии с п.10.16 и п.10.19 СП 34.13330.2012. «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02.-85*» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей – также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог I и II категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м, на кольцевых пересечениях и на подъездных дорогах к промышленным предприятиям или их участках при соответствующем технико-экономическом обосновании.

По результатам проверки, проведенной Воркутинской транспортной прокуратурой с привлечением старшего государственного инспектора дорожного надзора ГИБДД ОМВД РФ по г.Воркуте, установлено, что в нарушение вышеприведенных требований законодательства на указанном железнодорожном переезде отсутствует наружное уличное освещение.

Доводы ответчика о том, что автомобильная дорога не является предметом регулирования ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», к сооружениям и устройства железной дороги не относится, надлежащим ответчиком является собственник автомобильных дорог, несостоятельны поскольку указанное противоречит требованиям части 2 статьи 21 Федерального закона N 257-ФЗ, которой обязанность содержать участки автомобильных дорог в границах железнодорожных переездов в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, возложена на владельцев железнодорожных путей.

Невыполнение требований законодательства по обеспечению безопасности движения на железнодорожном переезде может привести к наступлению неблагоприятных последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Поскольку вопреки положениям статьи 56 ГПК РФ ответчиком не представлено бесспорных и объективных доказательств безопасной эксплуатации спорных участков железнодорожных путей, а также устранения выявленных прокурором нарушений, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Как разъяснено в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Учитывая, что для устранения допущенных нарушений требуется время, а также принимая во внимание климатические условия района Крайнего Севера и те обстоятельства, что выявленные нарушения создают угрозу безопасности движения и могут повлечь причинение вреда здоровью граждан, суд полагает разумным сроком, обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон, - один месяц после вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

признать незаконным бездействие АО «Воркутауголь» по исполнению требований федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности движения при эксплуатации путей необщего пользования.

Обязать акционерное общество по добыче угля «Воркутауголь» в течение месяца после вступления решения суда в законную силу установить на железнодорожном переезде № 34, расположенном на 1 км ст.Предшахтная –ш.Юнь-Яга (ул.Автозаводская), наружное уличное освещение.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья

2-1972/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воркутинский транспортный прокурор
Ответчики
Акционерное общество по добыче угля «Воркутауголь»
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
28.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2016Передача материалов судье
05.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2016Судебное заседание
09.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее