Судья Харченко А.Н. Дело № 33а-5703
25RS0007-01-2020-00196756
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 июля 2019 года <адрес>
Судья судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда Новожилова И.Н., при секретаре Воробьевой Е.А.,рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> края в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,на определение Артемовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление оставлено без рассмотрения,
у с т а н о в и л а:
прокурор <адрес> края, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по электронному адресу: http://artem.diplomigosznak.com/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения положений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия распространению в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» информации, содержащей сведения распространение которых на территории Российской Федерации запрещено, установлено о размещении в сети «Интернет» на сайте с адресом http://artem.diplomigosznak.com/ информации о продаже дипломов государственного образца о высшем и среднем профессиональном образовании, а также аттестатов школ с гарантией качества документов, организована доставка по России, указана цена за приобретение того или иного документа, подробно отображена информация о способах их приобретения. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. Информация на данном сайте распространяется бесплатно без ограничения срока пользования, отсутствует запрет передачи, копирования и распространения информации.
Место оказания услуг - <адрес>.
Просил признать информацию, распространяемую посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по электронному адресу: http://artem.diplomigosznak.com/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Судом поставлен вопрос об оставлении иска без рассмотрения, в связи с несоблюдением административным истцом досудебного порядка.
В судебном заседании представитель административного истца возражал против оставления иска без рассмотрения.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя Управления Роскомнадзора.
Определением Артемовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление оставлено без рассмотрения.
На указанное определение судаподано представление прокурора, который ставит вопрос об отмене определения судьи, полагая его незаконным.
В доводах ссылается на то, что действующим законодательством не предусмотрен обязательный порядок досудебного урегулирования данного спора.
В силу части 2 статьи 315 КАС рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
Обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 315 КАС РФ, для вызова лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции, рассмотрения представления прокурора в судебном заседании, не установлено.
Изучив представленный материал и доводы представления, полагаю, что предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены определения судьи не имеется.
Порядок действий для включения сайтов в единый реестр, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (пункты с 6 по 11 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено").
В силу пункта 2 Правил ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, являются решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная налоговая служба или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией.
Порядок действий для включения сайтов в единый реестр, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (пункты с 6 по 11 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено").
По форме, установленной Роскомнадзором в этот орган могут обратиться любые лица: органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, общественные объединения, иные некоммерческие организаций, граждане с сообщением о наличии на страницах сайтов в сети "Интернет" запрещенной информации.
Роскомнадзор в течение суток после поступления информации направляет запрос с указанием страницы сайта в сети "Интернет" о возможном наличии на указанной странице сайта запрещенной информации, в электронном виде уполномоченным органам в соответствии с их компетенцией, определенной подпунктом "а" пункта 5 Правил.
Информация о решении, принятом по запросу должна быть предоставлена уполномоченным органом в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператору реестра в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) в течение суток после получения такого запроса.
Обращения граждан, юридических лиц, общественных и иных организаций могут поступать не только в Роскомнадзор, но и непосредственно в уполномоченные органы.
Из изложенного следует, что законодательство об информации предусматривает специальный порядок признания информации запрещенной к распространению, внесение записи в Реестр осуществляется Роскомнадзором при наличии решения уполномоченного органа, получение решения уполномоченного органа для признания информации запрещенной является обязательным, в связи с этим, с целью признания информации запрещенной к распространению, истцу следует обратиться в Роскомнадзор или любой уполномоченный орган.
Предметом судебной защиты по правилам части 1 статьи 218КАС РФ могут быть решения, действия (бездействие) публичного органа нарушающие права, свободы и законные интересы граждан.
Согласно п. 5 ст. 265.3 КАС РФ судья оставляет заявление без рассмотрения, если административным истцом не соблюден предусмотренный законом досудебный порядок признания информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению.
Учитывая, что прокурор, подавая заявление в суд, не подтвердил обращение в уполномоченный орган с заявлением о признании информации запрещенной к распространению и не представил решение, затрагивающее права и законные интересы неопределенного круга лиц, заявление следует оставить без рассмотрения.
Доводы представления о том, что административный иск подан о признании запрещенной к распространению информации, в отношении которой отсутствует возможность принятия решения уполномоченным органом и возможность урегулирования вопроса в досудебном порядке несостоятельны ввиду того, что данный вопрос отнесен к компетенции Роскомнадзора, который для оценки содержания информации, требует решение уполномоченного органа исполнительной власти.
При таких обстоятельствах выводы судьи суда первой инстанции основаны на нормах действующего законодательства, предусмотренных законом оснований к отмене определения судьи суда первой инстанции по доводам, приведенным в представлении прокурора, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 313, 315, 316 КАС РФ,
о п р е д е л и л а:
определение Артемовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, представление прокурора <адрес> края – без удовлетворения.
Судья И.Н. Новожилова