Решение по делу № 2-236/2021 от 24.02.2021

Дело № 2-236/2021

30 марта 2021 года город Вельск

29RS0001-01-2021-000295-68

Р Е Ш Е H И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Пестерева С.А.,

при секретаре Хомовой Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.О.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Архангельской области (межрайонное) о признании отказа о перерасчете пенсии незаконным и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

у с т а н о в и л :

В.О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Архангельской области (межрайонное) (далее – Управление) о признании отказа о перерасчете пенсии незаконным и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.

    Требования обосновала тем, что назначение пенсии ей было произведено в <адрес>, куда она переехала из Мурманска по новому месту службы мужа. В июле 2004 года ВГУ ПФР по <адрес> и Московской области ей была назначена пенсия по старости в возрасте 50 лет, как проработавшей в районе Крайнего Севера. Трудовой стаж в <адрес>, в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составил 21 год 3 месяца 9 дней. В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» для женщин, независимо от их места жительства и достигших возраста 50 лет, если они по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и приравненных к нему областях имеют страховой стаж не менее 20 лет, применяется повышенное ограничение отношения их среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период. Отношение среднемесячного заработка, взятого для начисления пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГИМС по Мурманской области к среднемесячной заработной плате по стране за тот период составил – 1,865. Согласно закона отношение среднемесячного заработка учитывалось с коэффициентами от 1,4 до 1,9. То есть имея средневзвешенный коэффициент в размере – 1,865, она имела право на получение районного коэффициента в размере – 1,9. Но на тот момент для Мурманской области было установлено ограничение районного коэффициента до 1,7. С учетом данного коэффициента ей была назначена пенсия решением ПФР <адрес>. При переводе в мае 2017 года пенсии в Управление был применен для расчета коэффициент 1,4, что привело к уменьшению пенсии на 2651,29 руб. Поэтому просит признать отказ о перерасчете пенсии незаконным и возложить на Управление обязанность произвести перерасчет пенсии.

    В.О.В. и ее представитель М.А.М. в судебном заседании настояли на удовлетворении иска по тем же основаниям, пояснив, что перерасчет пенсии истца в сторону уменьшения является незаконным, поскольку ранее был установлен повышенный коэффициент.

    Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Архангельской области (межрайонное) Н.О.В. в судебном заседании иск к Учреждению не признала, пояснив, что действия Пенсионного фонда в <адрес> являются законными и обоснованными.

    Выслушав В.О.В., М.А.М., Н.О.В., исследовав письменные материалы дела, пенсионное дело , суд пришел к следующему.

    В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

До ДД.ММ.ГГГГ трудовые пенсии по старости назначались на основании Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ).

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), который в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

В силу ч. 3 ст. 36 Закона № 400-ФЗ со дня вступления его в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Для лиц, проживавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 Закона № 173-ФЗ), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

    В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что В.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ ей назначена пенсия по старости решением ГУ ПФ РФ <адрес>.

На основании заявления В.О.В. от ДД.ММ.ГГГГ, прибывшей из <адрес>, Управлением у Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> и Московской области было запрошено ее выплатное (пенсионное) дело.

При постановке на учет выплатного (пенсионного) дела В.О.В. был выявлен факт неверного расчета размера пенсии.

Так, при расчете размера пенсии В.О.В. неправомерно применено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица (при учтенной заработной плате за периоды работы в ГИМС Мурманской области с 1988-1993гг) к среднемесячной заработной плате в размере 1,7.

Управлением, ДД.ММ.ГГГГ выплатное (пенсионное) дело В.О.В. поставлено на учет и продлена выплата пенсии, в соответствии с действующим законодательством, то есть с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в размере 1,4.

ДД.ММ.ГГГГ, В.О.В. не согласившись с расчетом пенсии, в части отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате - 1,4 (районный коэффициент), обратилась в Управление с заявлением о перерасчете размера пенсии, с учетом максимального ограничения отношения среднемесячного заработка по Мурманской области – 1,7.

В ходе рассмотрения заявления было установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ В.О.В. проживала и работала на территории <адрес>.

Страховой стаж истца составляет 26 лет 2 месяца 5 дней, а стаж работы в районах Крайнего Севера (с учетом работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) составляет 21 год 8 месяцев 22 дня.

При установлении размера пенсии В.О.В. была учтена заработная плата за период ее работы с 1988 по 1993 годы в ГИМС Мурманской области, отношение заработных плат составило 1,865.

ДД.ММ.ГГГГ, Управлением в удовлетворении заявления было отказано.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что в удовлетворении иска надлежит отказать.

К данному выводу, суд пришел на основании следующего.

Так статьей 30 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 173-ФЗ) предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Одним из показателей, влияющих на величину расчетного капитала, является отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП), которое в силу п. 3 указанной статьи учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

В соответствии с <адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ , Мурманская область отнесена к районам Крайнего Севера.

Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей для лиц, работающих в Мурманской области, установлен постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ /П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

В соответствии с указанным нормативным актом федерального органа государственной власти, применяются централизовано установленный районный коэффициент в Мурманской области, за исключением <адрес>-140 и пгт. Туманный в размере 1,4.

Статьей 10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.

Постановление Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» (далее – Постановление ), на которое ссылается В.О.В. в исковом заявлении не может быть применено при рассмотрении данного спора, поскольку данный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Однако, в соответствии с пунктом 13 Постановления исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах, действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов субъектов и местных бюджетов.

Постановлением администрации Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ установлен единый районный коэффициент к заработной плате, равный 1,5.

Таким образом, районный коэффициент в размере 1,5 был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным органом государственной власти. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в повышенном размере при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались, соответственно, указанный коэффициент не может быть принят во внимание при исчислении пенсии.

Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от ДД.ММ.ГГГГ № ГКПИ00-505 «Об отказе в удовлетворении жалобы о признании частично недействительным Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 512/П-28».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для установления при назначении В.О.В. пенсии районного коэффициента в размере 1,7 не имеется, то соответственно и нет оснований для признания решения Управления от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Суд рассмотрел данный спор по тем требованиям и основаниям, которые были заявлены, поскольку согласно ст.39 ГПК РФ предмет и основание иска определяет истец.

        Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении исковых требований В.О.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Архангельской области (межрайонное) о признании отказа о перерасчете пенсии незаконным и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Архангельском областном суде, путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий С.А. Пестерев.

2-236/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Владимирова Ольга Николаевна
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области (межрайонное)
Другие
Махотин Андрей Михайлович
Суд
Вельский районный суд Архангельской области
Судья
Пестерев Сергей Альбертович
Дело на странице суда
velsksud.arh.sudrf.ru
24.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2021Передача материалов судье
01.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее