Решение по делу № 11-10/2024 от 27.08.2024

Мировой судья Григорьева Г.А.                                                       Дело № 11-10/2024

10MS0032-01-2024-003274-76

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Суоярви                                       23 сентября 2024 года

Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                            Кемпи Е.И.,

при секретаре                                  Булатевич Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» на решение мирового судьи судебного участка ... Республики Карелия от хх.хх.хх г. по гражданскому делу по иску Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» к Петренко А.В. о взыскании излишне выплаченного пособия по безработице,

установил:

Истец обратился с указанным иском к Петренко А.В.

Решением мирового судьи от хх.хх.хх г. в иске ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» отказано.

С решением мирового судьи не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, по тем основаниям, что оно вынесено с нарушением норм материального права, полагает, что срок исковой давности необходимо исчислять с даты хх.хх.хх г. когда истцу посредством системы межведомственного электронного взаимодействия получена информация о том, что в период с 04 по хх.хх.хх г. ответчик являлась индивидуальным предпринимателем и одновременно получила за указанный период пособие по безработице.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещены.

Проверив материалы дела, изучив апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Правоотношения в области занятости населения в Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее также – Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Согласно пункту 1 статьи 3 указанного Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона.

В период спорных правоотношений действовал Порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы вместе с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правилами регистрации безработных граждан, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 (далее также – Порядок № 891).

Пунктом 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы определено, что при регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета.

При постановке на регистрационный учет безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения письменно (под роспись) уведомляют их о признании безработными и постановке на регистрационный учет (п. 8 Правил регистрации безработных граждан).

В силу пп. «а» п. 20 Правил регистрации безработных граждан снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что хх.хх.хх г. Петренко А.В. обратилась с заявлением в Агентство занятости населения ... о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.

Приказами от хх.хх.хх г. ответчик признана безработной с хх.хх.хх г., ей назначено пособие по безработице в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. и с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г..

ФИО1 снята с регистрационного учета приказом от хх.хх.хх г. с хх.хх.хх г. в связи с отказом от содействия в поиске подходящей работы.

В соответствии с полученными истцом хх.хх.хх г. в порядке межведомственного взаимодействия с Пенсионным фондом Российской Федерации сведениями ответчик в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. являлась индивидуальным предпринимателем, что также подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Согласно представленному истцом расчету за период регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. ФИО1 было выплачено пособие по безработице в сумме ... руб., которое ею в добровольном порядке после направления истцом в её адрес хх.хх.хх г. требования не возвращено.

В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 1109 ГК РФ определено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения гражданского дела в суде первой инстанции ответчиком телефонограммой было заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.

Разрешая данное ходатайство, мировой судья пришел к верному выводу о пропуске истцом срока исковой давности исходя из следующего.

По правилам ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1).

Определяя начало течения срока исковой давности по заявленным требованиям мировой судья пришел к выводу, что оно подлежит исчислению с момента незаконного получения пособия по безработице (день возникновения обязательства), в то время как согласно положениям пункта 1 статьи 200 ГК РФ для установления начала течения срока исковой давности должны приниматься во внимание не только день, когда истцу стало известно о нарушении своего права, в данном случае о предполагаемом нарушении Петренко А.В. требований нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению меры социальной поддержки в виде пособия по безработице, но и день, когда истец в силу своих компетенции и полномочий должен был об этом узнать.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), деятельность государственной службы занятости населения, в числе прочего направлена на осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

Введенным в действие с 01.07.2011 Федеральным законом от 01.07.2011 № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пунктом 4 статьи 15 вышеназванного Закона органам службы занятости предоставлено право запрашивать сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов, если заявитель не представил указанные сведения по собственной инициативе.

В силу положений п. 3 Порядка регистрации граждан в целях поиска подходящей работы № 891 постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: а) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда.

При постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить, в том числе следующие документы: а) трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты; б) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; в) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); г) документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке; д) документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (п. 4).

Трудоспособным гражданам, за исключением граждан, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, обратившимся в органы службы занятости по месту жительства, не имеющим работы и заработка, ищущим работу и готовым приступить к ней, при постановке на регистрационный учет государственные учреждения службы занятости населения устанавливают дату посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления следующих документов: а) паспорт или документ, его заменяющий; б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий; в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации. Сведения об установленной дате посещения зарегистрированными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц. Зарегистрированные граждане письменно (под роспись) уведомляются о дате посещения указанного учреждения для подбора подходящей работы. При посещении зарегистрированными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы сведения, содержащиеся в документах, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, и дата их предъявления вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц (п.п. 7, 9, 12 Порядка регистрации граждан в целях поиска подходящей работы № 891).

В соответствии с пунктом 6 Правил регистрации безработных граждан Порядка № 891, государственные учреждения службы занятости населения также вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.

Из системного толкования положений вышеуказанного законодательства следует, что органы по вопросам занятости имеют право проверять подлинность представленных документов при регистрации гражданина в качестве безработного.

Таким образом, положения Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также утвержденные уполномоченными органами исполнительной власти Правила (Порядок) регистрации безработных граждан для реализации права граждан на получение пособия по безработице и иных мер социальной поддержки предусматривают определенные организационно-учетные правила, направленные на исключение злоупотребления этим правом со стороны граждан, и предоставляют органам службы занятости право осуществления контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, связи с чем о регистрации Петренко А.В в качестве индивидуального предпринимателя с 10.06.2010 истец должен был узнать уже при постановке его на учет 04.12.2020.

Несмотря на то, что мировым судьёй неверно определено начало срока исковой давности, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, поскольку суд первой инстанции пришел к верному выводу об истечении срока исковой давности по заявленным требованиям.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение мирового судьи является законным и отмене не подлежит.

Иных доводов, свидетельствующих о незаконности постановленного мировым судьёй решения, апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения по доводам жалобы в силу положений частей 1-3 статьи 330 ГПК РФ у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ суд,

определил:

Решение мирового судьи судебного участка ... Республики Карелия от хх.хх.хх г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Судья                                                         Е.И. Кемпи

Мотивированное решение составлено хх.хх.хх г..

Суоярвский районный суд Республики Карелия10MS0-76https://suoyarvsky.kar.sudrf.ru

11-10/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ГКУ РК "Центр занятости населения Республики Карелия"
Ответчики
Петренко Алина Владимировна
Суд
Суоярвский районный суд Республики Карелия
Судья
Кемпи Елена Ивановна
Дело на странице суда
suoyarvsky.kar.sudrf.ru
27.08.2024Регистрация поступившей жалобы (представления)
27.08.2024Передача материалов дела судье
27.08.2024Вынесено определение о назначении судебного заседания
12.09.2024Судебное заседание
23.09.2024Судебное заседание
23.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2024Дело оформлено
07.10.2024Дело отправлено мировому судье
23.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее