Решение от 25.02.2021 по делу № 2-7/2021 (2-752/2020;) от 29.10.2020

Дело

                                55RS0009-01-2020-001058-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

Большереченский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Андреевой Н.Ю. при секретаре судебного заседания Гренц Ю.Ю., при участии в подготовке судебного процесса помощника судьи Непомнящих Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье Омской области 25 февраля 2021 года дело по иску Перина Сергея Алексеевича к государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Большереченском районе Омской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы и возложении обязанности по назначению пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Перин С.А. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Большереченском районе Омской области (межрайонное) (далее – ГУ-УПФР в Большереченском районе Омской области (межрайонное)), указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в Большереченском районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа, поскольку в специальный стаж не включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности учителя музыки, так как ответчику не поступил ответ из Республики Казахстан о подтверждении его трудового стажа и заработка; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0,55 ставки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0,78 ставки в <данные изъяты> в должности учителя музыки, так как в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня.

Кроме того, при подаче заявления ответчику о назначении досрочной пенсии он не указал период прохождения действительной военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как сотрудник УПФР в Большереченском районе Омской области в устной форме пояснил ему, что служба в армии не засчитывается в льготный стаж.

Полагал, что указанные периоды могут быть засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, так как период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> подтверждается записью в трудовой книжке и справкой, выданной <данные изъяты> Республики Казахстан; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в <данные изъяты> он работает на полную ставку; в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ время прохождения военной службы по призыву засчитывается в стаж педагогической деятельности безо всяких условий.

Просил включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности учителя музыки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности учителя музыки, период прохождения действительной военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика назначить пенсию с учетом указанных периодов.

В судебном заседании истец Перин С.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, дополнительно просил включить в специальный стаж период его работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика ГУ-УПФР в Большереченском районе Омской области (межрайонное) Колотилин С.Д. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, указав, что в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , период прохождения военной службы по призыву засчитывается в стаж работы по специальности, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным постановлением, приходится на педагогическую деятельность. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> при проверке пенсионным фондом документально не подтвержден, так как не поступили ответы на запрос ПФ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал на неполную ставку. Для включения в спецстаж периода работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необходимо наличие на ДД.ММ.ГГГГ спецстажа в должностях, указанных в списке, не менее 16 лет 8 месяцев, который у истца отсутствует.

Представитель третьего лица муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Саргатский лицей» Саргатского муниципального района Омской области, будучи надлежащим образом уведомленным о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыв на исковое заявление не представил.

Выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.

Согласно решению УПФР в Большереченском районе Омской области (межрайонное) об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж Перина С.А., помимо прочих периодов, не включены периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Макинской средней школе в должности учителя музыки, так как при установлении пенсии гражданам, приобретшим пенсионные права на территориях бывших республик СССР, необходимо подтверждение трудового стажа и заработка, однако ответ из Республики Казахстан о подтверждении трудового стажа и заработка истца ответчику не поступил;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ ОД «Центр детского творчества», так как в соответствии с Постановлением на ДД.ММ.ГГГГ у лица должен быть стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0,25 ставки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0,78 ставки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0,56, 0,50, 0,61, 0,39, 0,33, 0,67, 0,72, 0,83 ставки в МБОУ «Саргатский лицей» в должности учителя музыки, так как в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ и пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня;

- период прохождения действительной военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж педагогической деятельности истца составил 9 лет 8 месяцев 5 дней, что является недостаточным и в назначении пенсии Перину С.А. было отказано (л.д. 22-24).

Между тем, указанное решение об исключении спорных периодов времени не в полной мере соответствует требованиям закона.

В силу ст.ст. 19, 39 Конституции РФ все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В действующей системе государственного пенсионного обеспечения установление права на досрочную трудовую пенсию по старости направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Право на досрочное назначение трудовой пенсии связывается именно с работой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером вида деятельности.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

Частью 3 статьи 2 указанного Закона предусмотрено, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным, в том числе, Российской Федерацией и Казахстаном.

В соответствии со ст. 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Статьей 6 Соглашения определено, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По общему правилу, закрепленному в ст. 8 указанного Федерального закона, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В то же время в ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» закреплена специальная норма, содержащая исключение из общего правила и устанавливающая правовые основания и условия назначения пенсий отдельным категориям граждан, занятым определенной профессиональной деятельностью, ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию, то есть досрочного (льготного) назначения страховой пенсии по старости.

Так, согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Из приведенных правовых норм следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2011 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, наличие которых проверяется на основании законодательства того государства, на территории которого проживает гражданин, претендующий на получение пенсии.

В судебном заседании установлено, что на дату обращения в Пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии и в настоящий момент истец Перин С.А. является гражданином Российской Федерации, а потому оценка пенсионных прав истца должна осуществляться в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, несмотря на то, что в спорные периоды его трудовая деятельность проходила, в том числе на территории Республики Казахстан.

Согласно ч.ч. 2 - 4 ст. 30 указанного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Частью 8 статьи 13 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В целях реализации положений ст. 30 Закона № 400-ФЗ Правительством РФ 16.07.2014 принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Подпунктом «м» пункта 1 названного Постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с вышеуказанными Списками в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитывается работа в должности учителя общеобразовательных учреждений (школ всех наименований, лицея).

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, периоды выполнявшейся до ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Пунктом 4 раздела II Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н, установлено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с положениями ст. 66 Трудового кодекса РФ, а также ст. 39 действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ Кодекса законов о труде Российской Федерации (утв. ВС РСФСР ДД.ММ.ГГГГ) трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из трудовой книжки Перина С.А. следует, что истец ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в <данные изъяты> учителем музыки и пения, откуда уволен ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию.

Указанная деятельность протекала на территории республики Казахстан.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Перин С.А. был принят учителем музыки в Саргатский учебно-педагогический комплекс, впоследствии реорганизованный в Саргатскую основную общеобразовательную школу, затем в муниципальное общеобразовательное учреждение «Саргатская средняя общеобразовательная школа», а потом в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Саргатский лицей», где продолжает работать по настоящее время (л.д. 35-41).

Таким образом, Перин С.А. относится к категории лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.Справкой КГУ «Макинская СШ » акимата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Перин С.А. действительно работал в Макинской СШ <адрес> учителем музыки на полную ставку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, из информации республиканского государственного учреждения «Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения республики Казахстан по Акмолинской области» от ДД.ММ.ГГГГ -М следует, что действовавший в спорный период Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан» от ДД.ММ.ГГГГ также предусматривал досрочное пенсионное обеспечение учителей, непосредственно занятых на педагогической работе в школах не менее 25 лет.

Поскольку в указанный период Перин С.А. работал в должности учителя общеобразовательной школы на полную ставку, данный период подлежит включению в стаж педагогической деятельности истца.

Рассматривая требование истца о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя музыки в МБОУ «Саргатский лицей», суд учитывает следующее.

Как указывалось выше, в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, начиная с ДД.ММ.ГГГГ периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

В соответствии с п. 2 приложения к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (действовавшего в спорный период) норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) 18 часов в неделю устанавливалась: учителям 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских.

При этом указано, что продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

Таким образом, работа истца учителем музыки в спорный период, имевший место после ДД.ММ.ГГГГ, может быть учтена в стаж педагогической работы в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости при условии доказанности выполнения истцом в указанный период нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), т.е. 18 часов в неделю. При этом обязанность доказать указанное обстоятельство лежит на истце (ст. 56 ГПК РФ).

Как следует из записей в трудовой книжке истца, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Перин С.А. работает учителем музыки в <данные изъяты>».

Согласно имеющихся в материалах пенсионного дела Перина С.А. актов проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже Перина С.А. от ДД.ММ.ГГГГ и справок, а также представленных тарификационных списков, в 2005 году Перин С.А. имел педагогическую нагрузку в должности учителя музыки в <данные изъяты> 0,78 ставки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 0,56, 0,5, 0,61, 0,39, 0,33, 0,67, 0,72, 0,83 ставки, что составляет менее одной ставки.

Вместе с тем, из пояснений истца и представленных тарификационных списков следует, что наряду с педагогической деятельностью Перин С.А. также осуществлял кружковую работу, преподавая музыку.

Из представленных тарификационных списков усматривается, что вплоть до ДД.ММ.ГГГГ уроки музыки в совокупности с кружковой работой истца составляли полную ставку, за исключением 2005 года, где количество часов уроков и кружковой деятельности составило 14 часов в неделю.

При этом из представленных в материалы дела тарификационных списков видно, что истец тарифицировался именно как учитель музыки с дополнительной (помимо уроков музыки) нагрузкой в виде часов кружковой работы по музыке, соответственно, ведение истцом кружковой работы в образовательном учреждении входило в его непосредственные обязанности как педагога (учителя музыки).

В соответствии с п. 2.5 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69, режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере в случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой.

Формой догрузки может являться педагогическая работа без дополнительной оплаты в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому с обучающимися, организуемых в соответствии с медицинским заключением, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассной работы по физическому воспитанию и другой педагогической работы, объем которой регулируется образовательным учреждением.

Необходимость учета кружковой работы как формы внеурочной деятельности в составе учебной нагрузки педагогического работника прямо вытекает из действующих в настоящее время нормативных актов - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897), Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015), в соответствии с которыми внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.

Письмом Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 утверждены Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, согласно которым внеурочную деятельность осуществляют педагогические работники общеобразовательных организаций, соответствующие общим требованиям, предъявляемым к данной категории работников. В организации внеурочной деятельности могут принимать участие участники образовательных отношений, соответствующей квалификации: заместители директора, педагоги дополнительного образования; учителя-предметники; классные руководители; воспитатели; педагоги-организаторы, психологи, логопеды, педагоги-библиотекари и т.д. Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входит в учебную (аудиторную) нагрузку педагогического работника.

Таким образом, поскольку истец был принят в МБОУ «Саргатский лицей» на должность учителя музыки и работал в указанной должности, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ был протарифицирован именно как учитель музыки, ведение кружковой работы входило в его непосредственные обязанности как педагога, суд приходит к выводу о том, что работа учителя музыки и кружковая работа представляли собой суммарное выполнение нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Аналогичная правовая позиция высказана Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 13.08.2009 N 31-В09-4 и от 26.09.2008 N 2-В08-8 по аналогичным делам.

С учетом изложенного, юридически значимым обстоятельством в рассматриваемом деле будет установление того, выполнялась ли истцом норма рабочего времени (педагогическая или учебная нагрузка) в качестве учителя музыки с учетом часов кружковой работы.

Из решения УПФР в Большереченском районе Омской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответчиком в специальный стаж истца включены, в том числе, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя музыки в МБОУ «Саргатская основная школа» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя музыки БПОУ «Саргатский лицей».

Не включены ответчиком периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как работа осуществлялась с педагогической нагрузкой менее 1 ставки.

Поскольку согласно представленных тарификационных списков количество часов учебной нагрузки (уроков) и кружковой деятельности в 2005 году суммарно составило 14 часов в неделю, что составляет менее одной полной ставки, оснований для включения в специальный стаж педагогической деятельности истца периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд не усматривает.

Ввиду того, что в период работы истца в должности учителя музыки в МБОУ «Саргатский лицей» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом уроков музыки и кружковой работы, Периным С.А. суммарно выполнялась норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), суд находит необходимым включить указанный период в стаж педагогической работы истца в целях досрочного назначения пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ.

Вместе с тем, как следует из тарификационных списков, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Перин С.А. отдельно тарифицировался как учитель музыки и как педагог дополнительного образования.

При этом, учебная нагрузка в должности учителя музыки составила менее 1 ставки, без иной педагогической деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" засчитывается также работа в должности педагога дополнительного образования, однако только при условии ее выполнения в учреждениях дополнительного образования детей (внешкольных учреждениях), поименованных в п. 2 указанного Постановления.

Ввиду того, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Перин С.А., работая учителем музыки в общеобразовательном учреждении, в том же образовательном учреждении тарифицировался по должности педагога дополнительного образования, работа в которой не подлежит включению в специальный стаж в общеобразовательных учреждениях, а работа в должности учителя музыки протекала в условиях неполной занятости, суд не находит оснований для включения указанного периода работы в специальный стаж истца.

Доказательств осуществления в данный период педагогической деятельности в должности учителя музыки на полную ставку истцом суду не представлено, и судом не установлено.

Требование истца о включении в специальный стаж периода прохождения действительной военной службы по призыву не подлежит включению в специальный стаж истца, исходя из следующего.

Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение).

Подпунктом "г" пункта 1 указанного Положения предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом в силу п. 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Из приведенных нормативных положений следует, что сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу пункта 4 названного Положения только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до ДД.ММ.ГГГГ в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил военную службу в Советской Армии.

Педагогическая деятельность Перина С.А. начата ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя детского сада Макинского райспецхозобъединения, откуда он был уволен ДД.ММ.ГГГГ.

Далее педагогическая деятельность продолжена в с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя музыки и пения.

Таким образом, поскольку в период действия названного Положения у истца отсутствовал необходимый стаж педагогической деятельности (не менее 2/3 стажа), период прохождения военной службы в составе Вооруженных Сил СССР не подлежит включению в специальный стаж истца.

Период работы в МБОУ ОД «Центр детского творчества» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не подлежит включению в специальный стаж истца.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781 работа в должности педагога в учреждениях дополнительного образования включается в стаж педагогической деятельности по п. 2 указанного Постановления.

Согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на ДД.ММ.ГГГГ у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Данные условия у истца также не соблюдены.

Поскольку на момент рассмотрения дела, даже с учетом включенных судом периодов работы, у истца отсутствует необходимый специальный стаж, оснований для возложения на ответчика обязанности произвести назначение пенсии истцу не имеется.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к которым в силу ст.ст. 88, 94 ГПК РФ относится государственная пошлина.

В судебном заседании установлено, что истцом при подаче искового заявления в суд уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку исковые требования Перина С.А. частично удовлетворены, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░. 19 ░. 1 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░ 2021 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-7/2021 (2-752/2020;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Перин Сергей Алексеевич
Ответчики
УПФ РФ в Большереченском районе Омской области
Другие
МБОУ "Саргатский лицей"
Суд
Большереченский районный суд Омской области
Судья
Андреева Н.Ю.
Дело на сайте суда
bolsherechencourt.oms.sudrf.ru
29.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.10.2020Передача материалов судье
03.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2020Подготовка дела (собеседование)
13.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2020Судебное заседание
08.12.2020Судебное заседание
14.12.2020Судебное заседание
28.12.2020Судебное заседание
19.01.2021Судебное заседание
02.02.2021Судебное заседание
09.02.2021Судебное заседание
16.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Судебное заседание
04.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2021Дело оформлено
17.06.2021Дело передано в архив
25.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее