66RS0№-27 Дела №а-6526/2019
Р Е Ш Е Н И Е
И<ФИО>1
27 сентября 2019 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд <адрес> Свердловской области
в составе председательствующего судьи Никитиной Л.С.,
помощника судьи <ФИО>3,
при секретаре судебного заседания <ФИО>4,
с участием президента Фонда поддержки материнства и детства «Заветная мечта» <ФИО>6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Фонду поддержки материнства и детства «Заветная мечта» о ликвидации и исключения из Единого государственного реестра юридических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель административного истца Главного управления Министерства Юстиции по Свердловской области <ФИО>5, действующая на основании доверенности, обратилась в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указано следующее.
Фонд поддержки материнства и детства «Заветная мечта» зарегистрирован Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ, основной государственный регистрационный №, ведомственный №.
В соответствии с п. 69 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в рамках исполнения контрольной функции в отношении некоммерческих организаций проведен анализ материалов учетного дела Организации, в результате которого установлено следующее.
В нарушение п.п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» организацией не представлены отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, либо заявление, подтверждающее ее соответствие п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за 2016-2017 годы.
По факту непредставления обязательной отчетности, предусмотренной п.п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Главным управлением в адрес организации, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц: 620131, Свердловская область, г. Екатеринбург, <адрес>, были вынесены письменные предупреждения об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Однако вышеуказанные нарушения действующего законодательства Российской Федерации Организацией не устранены.
Таким образом, организация неоднократно не представляла сведения, предусмотренные ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Указав изложенные выше фактические обстоятельства и правовые основания, административный истец просит ликвидировать Фонд поддержки материнства и детства «Заветная мечта» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Фонду поддержки материнства и детства «Заветная мечта» удовлетворены. Судом постановлено: ликвидировать Фонд поддержки материнства и детства «Заветная мечта» (ОГРН 1106600004587, ведомственный №) и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в ином составе суда.
Представитель административного истца Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом путем направления судебного извещения по почте. Представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца
Президент Фонда поддержки материнства и детства «Заветная мечта» <ФИО>6 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска в полном объеме, пояснила, что отчетность, предусмотренная п.п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» за 2016 и 2017 годы была направлена нарочно в адрес Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области своевременно курьером. Повторно указанная отчетность была направлена в Главное Управление в электронном виде ДД.ММ.ГГГГ. Указала, что Фонд поддержки материнства и детства «Заветная мечта» создан с целью оказания поддержки и защиты женщин и детей, проживающих на территории Свердловской области, с целью улучшения материального положения малообеспеченных, воспитанников детей-сирот, детей из домов интернатов и иных лиц, которые в силу возраста, своих интеллектуальных способностей и иных обстоятельств не способны самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Фонд фактически осуществляет свою деятельность, ежегодно организует и проводит областной благотворительный конкурс-фестиваль для детей-воспитанников детских домов. Данный фестиваль проходил в 2016,2017,2018 годах и планируется к проведению в 2019 году.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседание извещен своевременно и надлежащим образом.
Заслушав президента Фонда поддержки материнства и детства «Заветная мечта», допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п.3 ч.3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных этой статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Материалами дела подтверждается, что Фонд поддержки материнства и детства «Заветная мечта» зарегистрирован Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ, основной государственный регистрационный №, ведомственный №.
В соответствии п. 3 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Основанием заявленных требований явилось то, что в нарушение п.п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» со стороны Фонда не представлены отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, либо заявление, подтверждающее ее соответствие п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за 2016-2017 годы.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
На основании п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе фонд, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.
Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
В ходе судебного заседания президент Фонда поддержки материнства и детства «Заветная мечта» <ФИО>6 пояснила, что отчетность, предусмотренная п.п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» за 2016 и 2017 годы была направлена нарочно в адрес Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области своевременно курьером. Данный факт подтвердила в судебном заседании свидетель <ФИО>7 (бухгалтер Фонда). Повторно указанная отчетность была направлена в адрес Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в электронном виде ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривается стороной административного истца в возражениях на апелляционную жалобу, а также подтверждается письменными материалами дела.
При этом удом установлено, что Фонд фактически осуществлял свою деятельность в 2016-2019 годах, Фондом ежегодно проводился областной благотворительный конкурс-фестиваль для детей-воспитанников детских домов в 2016,2017,2018 годах, что подтверждается дипломом, благодарственными письмами, фотографиями.
В связи с чем, суд принимает во внимание тот факт, что отчетность, предусмотренная п.п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» за 2016 и 2017 годы была направлена в адрес истца в электронном виде ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об отсутствии умышленных действий Фонда, повлекших допущение указанных нарушений.
Таким образом, суд приходит к выводу, что имеющие место в деятельности названной организации нарушения действующего законодательства, которые были выявлены в ходе проведенной Управлением проверки, по своему характеру и их последствиям не могут являться достаточным основанием для ликвидации этой некоммерческой организации.
В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении требований Главного Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Фонду поддержки материнства и детства «Заветная мечта» о ликвидации и исключения из Единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь ст.ст. 262-265 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р ЕШ И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░,.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 01.10.2019
░░░░░.