Решение по делу № 2-1587/2017 от 27.04.2017

       Дело №2-1587/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Севастополь                                       «15» июня 2017 года

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего Степановой Ю.С.,

секретаря судебного заседания Мезелевой М.Д.,

рассмотрев<данные изъяты> в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, Правительству Севастополя о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, к Правительству города Севастополя о возложении обязанности по рекультивации земельного участка общей площадью 12 147 м 2 в Юхариной балке, расположенного в 800 метрах в северо-западном направлении от <адрес> и граничащем с севера и северо-востока с СТ «Степной» и СТ «Чайка».

В обоснование иска истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлено, что на земельном участке в районе Юхариной балки <адрес> размещаются отходы различного морфологического состава, которые превышают концентрацию загрязняющих веществ в почвах, что приводит к загрязнению и деградации почвы на данном участке и соответственно нарушает права неопределенного круга лиц на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду.

В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Правительства города Севастополя в судебном заседании с иском не согласился, указав, что данный земельный участок при Украине ранее был определен для складирования различных отходов, после вступления города Севастополя в состав Российской Федерации определен местом для сбора остатков растительного происхождения. В настоящее время на территорию данного участка завозятся только остатки растительного происхождения. Кроме того, указал, что прокурором не доказан факт причинения вреда неопределенному кругу лиц.

Представитель ответчика Департамент городского хозяйства города Севастополя с иском не согласился, представил письменные возражения.

Выслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства при размещении отходов на земельном участке в районе Юхариной балки <адрес>.

    Согласно справке о проведении обследования территории места складирования отходов, составленной государственным инспектором <адрес> в области охраны окружающей среды, установлено, что на спорном земельном участке, общей площадью около 12147 м2, расположенном в 800 метрах в северо-западном направлении от <адрес> и граничащем с севера и северо-востока с СТ «Степной» и СТ «Чайка» складированы отходы различного морфологического состава, а именно:

- растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, код ФККО 7 31 300 02 20 5,

- строительные отходы, а именно:

- отходы цемента в кусковой форме, код ФККО 8 22 101 01 21 5,

- лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме, код ФККО 8 22 301 01 21 5,

- лом бетона при строительстве и ремонте производственных зданий и сооружений, код ФККО 8 22 211 11 20 4,

- отходы грунта при проведении земляных работ, код ФККО 8 11 100 00 00 0,

- отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, код ФККО 8 90 000 01 72 4,

- отходы (остатки) песчано-гравийной смеси при строительных, ремонтных работах, код ФККО 8 90 000 02 49 4,

- мусор от сноса и разборки зданий несортированный, код ФККО 8 22 201 01 21 5,

- бой строительного кирпича, код ФККО 3 43 210 01 20 5

- лом изделий из стекла, код ФККО 4 51 101 00 20 5,

-отходы полиэтиленовой тары незагрязненной, код ФККО 4 34 110 04 51 5

- техника бытовая электронная, утратившая потребительские свойства, код ФККО 4 81 400 00 00 0

- отходы фольги алюминиевой на основе бумаги, картона, пластмассы или аналогичных материалов, код ФККО 4 62 205 00 00 0

- твердые коммунальные отходы, а именно:

- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), код ФККО 7 31 110 01 72,

- прочие твердые коммунальные отходы, код ФККО 7 31 900 00 00 0.

Указанные отходы отнесены к 4 и 5 классам опасности.    В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ):

- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

- объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

- объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

Таким образом, в соответствии с терминологией Федерального закона    №89-ФЗ размещение отходов осуществляется только в специализированных объектах и хранилищах (объекты размещения, захоронения и хранения отходов).

Между тем, в нарушение указанных требований законодательства отходы в районе Юхариной балки складированы на территории, которая не является объектом размещения отходов.

Кроме того, судом установлено, что обследуемый земельный участок в районе Юхариной балки определен местом для сбора остатков растительного происхождения с целью последующей переработки постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП) «Об определении участка для сбора отходов растительного происхождения», тогда как земельный участок используется для иных видов отходов.

    В ходе проверки по результатам анализов почв указанного выше земельного участка, а также прилегающих земельных участков, выполненных химико-аналитической лабораторией ГКУ Севастополя «Экоцентр», выявлены превышения концентрации загрязняющих веществ в почвах, признаки загрязнения и деградации почв.

    Согласно протоколу лабораторных испытаний значения концентрации загрязняющего вещества – железа обнаружено превышение над концентрацией железа в фоновой пробе, а также значения концентрации загрязняющих веществ: медь, никель, свинец, цинк превысили над значениями ПДК, что указывает на причинение вреда почве, как объекту окружающей среды вследствие загрязнения ее химическими веществами.

    Согласно ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

    Согласно п.6 ч.1 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

    Пунктами 3,5 приказа Минприроды РФ и Роскомзема от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе, при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

    Согласно п.7.2 ст.11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель используемых, но не предназначенных для размещения отходов I-V классов опасности.

    Таким образом, суд приходит к выводу, что земельный участок общей площадью 12147 м2 в районе Юхариной балки, используемый для сбора отходов подлежит рекультивации в соответствии с утвержденным проектом рекультивации, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.

    Статьей 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью <адрес>» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

Согласно пп.1, 2 ст.29 Закона Севастополя «О Правительстве Севастополя» Правительство в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по обеспечению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

    В соответствии с п.1 Положения о Департаменте городского хозяйства <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Севастополя -ПП от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий <адрес> в сфере жилищно-коммунального хозяйства. К основным задачам Департамента на основании разд.9 п.3.1 Положения относятся, в том числе, реализация единой политики <адрес> в области благоустройства <адрес>, принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок.

    Таким образом, в силу перечисленных норм устранение нарушений, допущенных складированием отходов в районе Юхариной балки, относится к компетенции ответчиков. Непринятие мер ответчиками нарушает права неопределенного круга лиц на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции РФ, ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Частью 2 ст.206 ГПК РФ предусмотрено, что если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчик, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    РЕШИЛ:

             Исковые требования Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

        Обязать Департамент городского хозяйства города Севастополя и Правительство Севастополя в установленном законом порядке провести рекультивацию земельного участка общей площадью 12 147 м2 в Юхариной балке, расположенного в 800 метрах в северо-западном направлении от Монастырского шоссе и граничащем с севера и северо-востока с СТ «Степной» и СТ «Чайка», используемого для складирования отходов, завершив работы в течение 6 месяцев с момента принятия решения суда.

        Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме

    Мотивированный текст решения изготовлен 19.06.2017 г.

    Судья:                                                                                            Ю.С. Степанова

2-1587/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Департамент городского хозяйства г.Севастополя
Правительство Севастополя
Другие
Жуков Артур Сергеевич
Макаров Антон Валерьевич
Строганов Кирилл Борисович
Доденков Антон Юрьевич.
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Дело на сайте суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
27.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2017Передача материалов судье
28.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.06.2017Судебное заседание
19.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее