УИД 51RS0009-01-2023-000376-47
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-4047/2024
№ 2-479/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 28 февраля 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В.,
судей Сенчуковой Е.В., Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-479/2023 по иску Рябовой Ирины Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о признании незаконным решения, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, назначении досрочно страховой пенсии,
по кассационной жалобе ОСФР по Мурманской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 28 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рябова И.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (далее по тексту также - ОСФР но Мурманской области) о признании незаконными решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить определённые периоды в стаж работы в районах Крайнего Севера, назначить досрочно страховую пенсию с учётом включения спорных периодов с момента первоначального обращения.
В обоснование заявленных требований, с учётом уточнений, указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. В связи с неполучением ответа на поданное заявление, ДД.ММ.ГГГГ повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районе Крайнего Севера.
С учётом уточнённых требований истец просила суд признать незаконными решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязать включить в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды работы в районах Крайнего Севера в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать назначить досрочно пенсию с момента первоначального обращения - ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Решением Кандалакшского районного суда г. Мурманска от 13 июня 2023 г. исковые требования Рябовой И.Н. удовлетворены частично, решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (ранее - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области) от ДД.ММ.ГГГГ № признано незаконным в части не включения в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области возложена обязанность включить Рябовой И.Н. в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области в пользу Рябовой И.Н. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Рябовой И.Н. отказано.
Дополнительным решением Кандалакшского районного суда г. Мурманска суда от 30 июня 2023 г. на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области возложена обязанность с учётом включённых периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначить Рябовой Ирине Николаевне пенсию с ДД.ММ.ГГГГ
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении исковых требований Рябовой Ирины Николаевны о назначении страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ отменено.
Дополнительное решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области обязанности назначить Рябовой Ирине Николаевне пенсию с ДД.ММ.ГГГГ изменено.
Принято в указанной части новое решение об удовлетворении исковых требований Рябовой И.Н. о назначении ей пенсии с ДД.ММ.ГГГГ
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области возложена обязанность назначить Рябовой И.Н. пенсию с даты первоначального обращения - ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 13 июня 2023 г. и дополнительное решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 30 июня 2023 г. оставлены без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене апелляционного определения в части даты назначения пенсии.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Кроме того, сведения о времени и месте судебного заседания заблаговременно, 23 января 2024 г., размещены на сайте кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на неё, поступившие от истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Рябова И.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ (далее также УПФ) для проведения заблаговременной работы по подготовке документов, необходимых для назначения страховой пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ Рябова И.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась с заявлением в ОПФР по Мурманской области с заявлением о назначении пенсии.
На дату первоначального обращения - ДД.ММ.ГГГГ Рябовой И.Н. исполнилось 50 лет 4 месяца, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 51 год 11 месяцев.
Рябова И.Н. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ
Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что Рябова И.Н. родила двух детей - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением ОПФР по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 части первой статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») по причине отсутствия требуемого (20 лет) страхового стажа и требуемого (12 лет) стажа работы в районах Крайнего Севера (далее также РКС).
Решением ОПФР по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого страхового стажа (20 лет), требуемого (12 лет) стажа работы в районах Крайнего Севера, а также величины индивидуального пенсионного коэффициента (21,484, при требуемой не менее 23,4).
Решением ОПФР по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого (12 лет) стажа работы в районах Крайнего Севера, а также величины индивидуального пенсионного коэффициента (22,555, при требуемой не менее 23,4).
Решением ОПФР по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого (12 лет) стажа работы в районах Крайнего Севера.
Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ страховой стаж истца для определения права на пенсию составил 21 год 03 месяца 23 дня (с учётом льготного исчисления) при требуемом не менее 20 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера - 09 лет 08 месяцев 26 дней, при требуемом не менее 12 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 23,523, при требуемой 23,4.
Суд первой инстанции, разрешая спор, исходил из того, что из стажа работы истца в районах Крайнего Севера периоды осуществления истцом предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт осуществления предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера, исключены необоснованно.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Рябова И.Н. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя № (свидетельство ФНС № №), прекратила деятельность в качестве предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство ФНС № №). Основным видом деятельности в ЕГРИП указаны: производство отделочных работ, дополнительный - подготовка строительного участка, монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений, предоставление прочих услуг, образование для взрослых и прочие виды образования, не включённые в другие группировки.
Проверяя доводы истца о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она занималась предпринимательской деятельностью, осуществляя строительно-отделочные работы на территории <адрес>, суд первой инстанции проанализировал представленные истцом документы, подтверждающие регистрацию истца по месту жительства в <адрес> и сведения об обучении детей истца в школе <адрес>, выполнение истцом строительно-отделочных работ, то, что Рябова И.Н. состояла в налоговых органах на учёте в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной ИФНС России № по Мурманской области, применяла упрощённую систему налогообложения, учёл сведения налоговых деклараций, договор на предоставление единовременной выплаты безработному гражданину в целях содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости от ДД.ММ.ГГГГ №, заключённый <адрес> <адрес> <адрес> с Рябовой И.Н., зарегистрированной в Центре качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, договор о предоставлении субсидии из областного бюджета на создание собственного бизнеса от ДД.ММ.ГГГГ № №, заключённый Государственным областным учреждением «<данные изъяты>» с Рябовой И.Н., на получение субсидии из областного бюджета на реализацию проекта «<данные изъяты>», оценил представленные платёжные документы, допросил свидетелей.
Факт перечисления в полном объёме страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации за спорный период, ответчиком не оспаривался и подтверждён материалами дела. Заявленный период учтён ОПФР по Мурманской области в общий страховой стаж.
Разрешая требования истца, учитывая положения пенсионного закона и фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что истец проживала и осуществляла предпринимательскую деятельность в районах Крайнего Севера, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем указанный период подлежит включению в стаж работы Рябовой И.Н. в районах Крайнего Севера. При этом судом также учтено, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом включён в стаж РКС в добровольном порядке, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Рябовой И.Н. о включении указанного периода в стаж РКС отказано.
Решение суда в указанной части истцом, а также ответчиком не оспаривалось.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Рябовой И.Н. о возложении на ответчика обязанности назначить ей страховую пенсию по старости с даты первоначального обращения - ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что Рябова И.Н. в указанную дату обратилась в пенсионный орган с заявлением о проведении заблаговременной работы по подготовке документов, необходимых для назначения страховой пенсии, сообщив о периодах трудовой деятельности, сведения о детях, предоставив копии паспорта, страхового свидетельства, трудовой книжки, диплома, свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребёнка, согласие на обработку первоначальных данных, анкету.
Обращение принято УПФР в <адрес> (межрайонное) ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано за №, даны разъяснения по обращению, о чем в сведениях о результатах рассмотрения обращения имеется подпись Рябовой И.Н.
Согласно пенсионному делу в отношении Рябовой И.Н., с заявлением о назначении пенсии Рябова И.Н. обратилась в ОПФР по Мурманской области ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения которого первоначально вынесено ответчиком решение об отказе в установлении пенсии ДД.ММ.ГГГГ
Возлагая на ответчика обязанность по назначению истцу пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что с учётом включения в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стаж работы истца в районах Крайнего Севера составил 12 лет 4 месяца 28 дней (при требуемом - 12 лет), однако поскольку с заявлением о назначении пенсии истец обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, доказательств подачи заявления о назначении пенсии ранее указанной даты не представлено, то право на назначение пенсии возникло у истца именно с указанной даты.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение суда по доводам апелляционной жалобы истца, с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием не согласился в части, указал, что судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание, что истец ссылалась на обращение к ответчику по вопросу назначения пенсии в 2020 г., представила все необходимые документы. В назначении обращения истца стоит назначение страховой пенсии по старости и сотрудник должен был объяснить, что необходимо было представить.
Из материалов дела следует, что документы, представленные суду в качестве доказательств осуществления предпринимательской деятельности в РКС, были представлены также при первоначальном обращении в пенсионный орган, однако сотрудники клиентской службы не взяли их в разработку.
Из представленных ответчиком копий материалов по заблаговременной работе в отношении Рябовой И.Н., усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ за регистрационным номером № зафиксировано первичное устное обращение Рябовой И.Н.: тип обращения - заблаговременная подготовка документов на пенсию; тема обращения - пенсии, ЕДВ и иные социальные выплаты; содержание обращения - формирование макета ЭВД. При этом отражено, что имело место уточнение содержания обращения - назначение страховой пенсии по старости (заблаговременная работа); конкретизация содержания обращения - женщинам, родившим двух и более детей, работавших в РКС, МКС (п. 2 ч.1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ). На бланке «Результат рассмотрения обращения» имеются подписи обратившегося - Рябовой И.Н. и специалиста, осуществляющего приём (т. 1 л.д. 184).
Вместе с тем, в представленном материале имеется также реестр документов, представленных Рябовой И.Н., из которого следует, что последней при обращении представлены: паспорт, из которого следует, что в <адрес> по последнему месту жительства она зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ; страховое свидетельство, трудовая книжка, диплом, свидетельство о заключении брака, свидетельства о рождении ребёнка, согласие на обработку персональных данных, анкета (т. 1 л.д. 185).
В указанную дату Рябовой И.Н. подано также письменное заявление в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Мурманске с отражением нём в том числе периодов ухода за детьми с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.; периодов предпринимательской деятельности в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; полных сведений о детях; сведений о втором родителе - ФИО7; что ИП она не является, государственные должности не занимает, с ДД.ММ.ГГГГ г. не работает по семейным обстоятельствам.
В заявлении Рябова И.Н. поставлена в известность о том, что по вопросу предоставления льгот и социальной доплаты к пенсии необходимо обращаться в ГОКУ «<данные изъяты> (т. 1 л.д. 186-187).
В заявлении Рябовой И.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о согласии на обработку персональных данных указано, что Рябова И.Н. даёт согласие на обработку таковых, содержащихся в настоящем заявлении, с целью использования электронных образов её документов, необходимых для назначения пенсии (т.1 л.д. 188).
Таким образом, из указанного согласия однозначно усматривается, что оно даётся в целях назначения пенсии.
Из представленного материала также следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГУ УПФ РФ в <адрес> на запрос пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ из МКУ «<адрес> <адрес>» поступила архивная справка, от ДД.ММ.ГГГГ - ответ от ООО «<данные изъяты>» с прилагаемыми документами в отношении работы истца; ответ на запрос от ДД.ММ.ГГГГ о периодах регистрации в качестве безработной; ответ из <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на запрос пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ о периодах работы истца (т. 1 л.д. 205-212).
При этом по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления Рябовой И.Н. от ДД.ММ.ГГГГ с учётом проведённой работы пенсионным органом какой-либо ответ заявителю не направлялся, в том числе с разъяснением о необходимости представить дополнительно недостающие документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности в РКС при имеющихся у ответчика сведениях о проживании истца в спорные периоды в РКС, а также о необходимости подать заявление о назначении пенсии по установленной форме.
В материале по обращению Рябовой И.Н. от ДД.ММ.ГГГГ также отсутствуют доказательства того, что при посещении пенсионного органа в указанную дату ей также разъяснялось о том, что для реализации пенсионных прав ей необходимо представить дополнительно документы для установления страховой пенсии и оценки пенсионных прав, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности в РКС, подать заявление о назначении страховой пенсии в письменном виде по соответствующей форме с надлежащим уведомлением истца об этих обстоятельствах.
Как следует из ответа ОСФР по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №, при зачёте периодов предпринимательской деятельности в стаж работы в РКС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ страховой стаж, учтённый по ДД.ММ.ГГГГ, с учётом льготного исчисления составит 21 год 03 месяца 25 дней, при требуемом не менее 20 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера - 12 лет 04 месяца 27 дней, при требуемом не менее 12 лет. Величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 23,523 при требуемом не менее 23,4 в ДД.ММ.ГГГГ г.
Право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» у истца возникло бы ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая изложенное, по материалам дела установлено, что при обращении ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный орган по вопросу о назначении досрочной страховой пенсии по старости Рябовой И.Н. в полной мере не разъяснялись её права, связанные с пенсионным обеспечением, в том числе о том, какие дополнительно документы необходимо представить для оценки пенсионных прав и назначения страховой пенсии по старости, о необходимости подачи заявления о назначении пенсии по установленной форме, истец не была проинформирована об этих обстоятельствах в соответствии с поданным ею заявлением от указанной даты.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции изменил решение суда, указав о дате назначения пенсии истцу с даты первоначального обращения ДД.ММ.ГГГГ
Выводы суда апелляционной инстанции в указанной части соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для назначения пенсии с даты первоначального обращения отклоняются как необоснованные.
Так, порядок установления страховых пенсий и сроки её назначения регламентированы статьями 21, 22 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (часть 2 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчёта их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определённый Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть седьмая статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть девятая статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно части первой статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днём обращения за страховой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учётом положений части седьмой статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях». Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подаётся через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днём обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приёма заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть вторая статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В части третьей статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» указано, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учётом положений части седьмой статьи 21 названного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, даёт лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днём обращения за страховой пенсией считается день приёма заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приёма заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В силу части второй статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н (с последующими изменениями) в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» были утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Указанные правила действовали на дату обращения Рябовой И.Н. в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ и достижения ею возраста 50 лет и до ДД.ММ.ГГГГ Эти правила определяли порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчёта и корректировки размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии.
С 1 января 2022 г. приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н утратил силу на основании пункта 2 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. № 546н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Аналогичные нормы содержатся в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждённых приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. № 546н, действующих с 1 января 2022 г.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. № 16п утверждён Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование административных процедур при обращении гражданина за назначением пенсии.
Указанный административный регламент определяет порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению (далее соответственно - ПФР, пенсия, государственная услуга, Административный регламент) определяет порядок предоставления ПФР через свои территориальные органы государственной услуги, сроки и последовательность выполнения административных процедур при предоставлении территориальными органами ПФР государственной услуги (пункт 1 Административного регламента), а также установлены формы заявлений о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую (приложение № 1 к Административному регламенту), о перерасчёте размера пенсии (приложение № 2 к Административному регламенту), формы уведомления со стороны пенсионного органа по вопросам, связанным с установлением пенсии (приложение № 3 к Административному регламенту).
В пункте 6 Административного регламента указано, что при ответах на телефонные звонки и устные обращения по вопросам установления пенсий должностное лицо обязано в соответствии с поступившим обращением предоставлять в том числе информацию о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления государственной услуги (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта); о перечне категорий граждан, имеющих право на получение государственной услуги; о перечне документов, необходимых для получения государственной услуги; о сроках предоставления государственной услуги; об основаниях отказа в предоставлении государственной услуги; о месте размещения на сайте ПФР информации по вопросам предоставления государственной услуги.
Из приведённых нормативных положений следует, что цели социальной политики Российской Федерации, как они определены в Конституции Российской Федерации, предопределяют обязанность государства через соответствующие органы заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости в том числе тогда, когда гражданин в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от него причинам не может трудиться и не имеет дохода для обеспечения минимума себе и своей семье и, соответственно, нуждается в получении соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства, включая пенсионное обеспечение.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий, законодатель связывает возможность назначения страховой пенсии по старости с достижением гражданином определённого возраста, наличием у гражданина страхового стажа и соответствующей величины индивидуального пенсионного коэффициента.
По общему правилу страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем до дня возникновения права на данную пенсию.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости до 1 января 2023 г. осуществлялась территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, которые при выполнении обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения и исполнении положений пенсионного законодательства должны соблюдать государственные гарантии по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения в целях защиты их прав на страховую пенсию с учётом особого её значения для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров.
В рамках исполнения этих обязанностей территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении гражданина по вопросу установления пенсии независимо от формы такого обращения (телефонный звонок, устное обращение, письменное обращение) должен зарегистрировать такое обращение в журнале регистрации заявлений и разъяснить гражданину его права, связанные с пенсионным обеспечением, а именно: имеет ли он право на получение пенсии, о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы назначения пенсии (основания и условия назначения пенсии), о документах, необходимых для оценки его права на назначение пенсии, о подаче заявления о назначении пенсии в письменном виде по соответствующей форме (приложение № 1 к Административному регламенту), а при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, дать оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запросить документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Решение по вопросу установления страховой пенсии пенсионный орган должен принимать, соблюдая права гражданина на пенсионное обеспечение, на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Таким образом, при обращении гражданина в пенсионный орган по вопросу назначения ему страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста, дающего право на такую пенсию, независимо от формы такого обращения (в устной или в письменной форме) на пенсионный орган возложена обязанность разъяснять гражданину его права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением, в частности о том, имеет ли гражданин право на получение страховой пенсии, о подаче заявления о назначении страховой пенсии в письменной виде по соответствующей форме, о документах, необходимых для установления страховой пенсии и оценки его пенсионных прав, а также уведомлять гражданина об этих обстоятельствах по установленной форме.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, достигшего возраста, дающего права на назначение страховой пенсии по старости, в пенсионный орган с заявлением установленной формы о назначении страховой пенсии по старости, указанное лицо применительно к части второй статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» имеет право на выплату недополученных сумм страховой пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будут нарушены государственные гарантии в области пенсионного обеспечения граждан.
С 1 января 2023 г. обязанности по пенсионному обеспечению возложены на созданный в результате реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»), в числе принципов деятельности которого соблюдение государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»), обеспечение доступности предоставляемых услуг и повышение их качества (пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»).
Суд первой инстанции при разрешении исковых требований Рябовой И.Н. изложенные нормативные положения о порядке назначения страховой пенсии по старости и о порядке работы пенсионного органа с обращениями граждан по вопросу установления пенсии (государственной услуги по установлению пенсии) не применил, ошибочно полагая имеющим значение для дела только факт подачи истцом в пенсионный орган письменного заявления о назначении страховой пенсии по старости по установленной форме.
Требования истца о возложении на пенсионный орган обязанности назначить ей страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения в пенсионный орган по вопросу пенсионного обеспечения судом апелляционной инстанции обоснованно удовлетворены исходя из того, что истец была лишена возможности получать страховую пенсию по старости с даты первоначального обращения, на которую у неё уже на тот момент возникло соответствующее право, по вине пенсионного органа, который не разъяснил ей надлежащим образом пенсионные права при посещении ДД.ММ.ГГГГ г. по этому вопросу. С учётом изложенного суд апелляционной инстанции обоснованно изменил судебные постановления в части даты назначения Рябовой И.Н. пенсии.
При разрешении доводов кассационной жалобы об отсутствии оснований для оценки первоначального обращения как волеизъявления гражданина на назначение пенсии, направленных исключительно на оспаривание приведённых выше выводов суда второй инстанции, учитывается, что по смыслу части третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделён.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть третья статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исходя из материалов дела и доводов кассационной жалобы, не допущено.
Оснований, предусмотренных законом для отмены обжалуемого апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия установила.
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 28 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ОСФР по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи