Дело №2а-2842/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2020 года г.Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Богзыковой Е.В.
при секретаре судебного заседания Четыревой Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Элисте к Симбирской Анне Владимировне о взыскании задолженности по налогам и сборам,
у с т а н о в и л :
5 ноября 2020 года представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Элисте Республики Калмыкия (далее ИФНС России по г.Элисте, Инспекция) обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Обязанность Симбирской А.В. уплатить налог на имущество физических лиц предусмотрена статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации. Симбирская А.В. является плательщиком транспортного налога в силу положений ст.28 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Республики Калмыкия от 18 ноября 2014 года №79-V-3 «О транспортном налоге». Статьёй 357 НК РФ установлено, что лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, признаются плательщиками транспортного налога. В связи с неуплатой административным ответчиком налогов в установленные сроки, налоговым органом направлено требование №56508 от 16 октября 2015 года об уплате сумм налога, пени, штрафа в которых сообщалось о наличии у него (её) задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени в срок установленный в требованиях. Ввиду неисполнения требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа Инспекцией на основании абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ сформировано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности и направлено в судебный участок №4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия. 26 июня 2020 года мировым судьей судебного участка № 4Элистинского судебного района Республики Калмыкия вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Просил суд восстановить пропущенный процессуальный срок и взыскать с Симбирской А.В., ИНН <данные изъяты>, налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 222 руб. 53 коп. за налоговый период 2014 г., транспортный налог с физических лиц: налог в размере 3150 руб. за налоговые периоды 2012, 2013, 2014 г.г., пени в размере 12 руб. 13 коп., на общую сумму 3 384 руб. 66 коп.
В судебное заседание представитель административного истца не явился несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, представил заявление о восстановлении срока для подачи административного искового заявления.
Административный ответчик Симбирская А.В. не явилась несмотря на надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела. Сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении дела, возражений относительно иска не представлено.
На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, ст.ст.3,23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст.405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.
В силу п.п.1.2 ст.409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно ст.356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п.1 ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
В соответствии со ст.363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п.3 ст.363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов, в том числе налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует из материалов дела, Симбирская А.В. владела на праве собственности квартирой по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 62,5 кв.м, кадастровый номер: <данные изъяты>, дата регистрации права собственности 23 апреля 2004 года, являлась плательщиком налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, плательщиком транспортного налога.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом требование об уплате налога.
В связи с неуплатой налога налоговым органом административному ответчику направлено требование об уплате налогов и пени №56508 от 16 октября 2015 года, в котором предлагалось уплатить в срок до 28 января 2016 года:
транспортный налог с физических лиц за 2012 год в размере 1 050 руб.,
транспортный налог с физических лиц за 2013 года в размере 1260 руб.,
транспортный налог с физических лиц за 2014 год в размере 840 руб., пени по этому налогу в размере 12 руб. 13 коп.,
налог на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджет города, за 2014 год в размере 222 руб. 53 коп., пени по этому налогу в размере 11 руб. 03 коп.,
всего 3 372 руб. 53 коп.
(отправлено заказным письмом 21 октября 2015 года, что подтверждается почтовым реестром).
В силу абз.1 п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно абз.1 п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз.2 п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно абз.3 п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с абз.4 п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что в самом раннем требовании №56508 об уплате налога по состоянию на 16 октября 2015 года установлен срок уплаты налога – 28 января 2016 года. Общая сумма недоимки по налогу и пени превысила 3 000 рублей.
Следовательно, срок для обращения в суд (шесть месяцев со дня истечения срока исполнения самого раннего требования) истёк 28 июля 2016 года.
Между тем, заявление ИФНС России по г.Элисте о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам и пени подано мировому судье 22 июня 2020 года, то есть по истечении срока, установленного абз.1 п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определением мирового судьи судебного участка №4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 26 июня 2020 года отказано в принятии заявления ИФНС России по г.Элисте о вынесении судебного приказа о взыскании с Симбирской А.В. недоимки по налогу, пени в общей сумме 3 384 руб. 66 коп. ввиду пропуска шестимесячного срока для обращения в суд.
В силу ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ч.5 ст.180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Ходатайство о восстановлении срока для предъявления в суд административного искового заявления удовлетворению не подлежит, так как уважительных причин пропуска срока не имеется.
Кроме того, частью 1 ст.12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
По Информации ФНС России «О списании долгов по налогам и страховым взносам (налоговая амнистия 2018)» для физических лиц списанию подлежит сумма налоговой задолженности по имущественным налогам (к которым относится транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), образовавшаяся по состоянию на 1 января 2015, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность.
Из материалов дела следует, что требуемая ко взысканию недоимка по налогу на имущество по требованию №56508 об уплате налога от 16 октября 2015 года образовалась за 2012, 2013, 2014 годы.
В связи с этим указанные недоимки по налогам и пени подлежат списанию вместе с налоговой задолженностью по имущественному налогу.
При таких обстоятельствах административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Элисте отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Е.В. Богзыкова