Дело №2-7476/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2023 года г. Махачкала
Советский районный суд г.Махачкалы Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Алимова Р.М., при секретаре судебного заседания Имамаликовой С.М., с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес> ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> ФИО4 в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО2, ФИО1, Гадисову Гасан-Гусейну Магомедовичу, третьим лицам ОНД и ПР № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РД, ТУ Роспотребнадзора по РД о приостановлении деятельности автозаправочной станции МАЗС «МТК» и обязании устранить нарушения закона,
установил:
Заместитель прокурора <адрес> ФИО4 в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование иска ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры Республики Дагестан с привлечением ОНД и ПР № по <адрес> ГУ МЧС РФ по РД и специалиста ТУ Роспотребнадзора по РД проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности на территории и в помещении МАЗС «МТК», расположенной по адресу: пр. И. Шамиля, 17/1, <адрес>.
Установлено, что эксплуатация АЗС осуществляется в нарушение следующих требований федерального законодательства.
Нарушения требований пожарной безопасности.
1. Не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств автоматической пожарной сигнализации, обеспечивающее исправное состояние указанных средств (договор не представлен) (Постановление Правительства РФ № п. 54).
2. Не представлены акты исправности автоматической системы обнаружения пожара (Постановление Правительства РФ № п. 54).
3. Не ведутся записи в журнале эксплуатационных систем противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № пп. 17, 43, 48, 50, 54).
4. Руководитель организации (собственник) не прошел обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности (документ о прохождении обучения не представлен) (п. 3 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 7 Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности»).
5. Многотопливная автозаправочная станция (далее-МАЗС) не оснащена наружным противопожарным водопроводом. При этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 кубических метров (п. 8.49 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
6. Расстояние от МАЗС с наличием сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) до автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) составляет менее 25 метров (п. 6 таблицы 5, п. 8.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 2 6 и 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
7. Расстояние от МАЗС с наличием СУГ до соседних зданий (в том числе жилого дома) составляет менее 60 метров (п. 3 таблицы 5, п. 8.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 2 6 и 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
8. Отсутствуют специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы (п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
9. Между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом отсутствует экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
10. Система охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара эксплуатируется в неисправном состоянии, отсутствуют договор и акт технического обслуживания (п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 54 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
11. Заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п. 8.40 и 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
12. Резервуар СУГ не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п. 8.40 и 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
13. Расстояние от топливораздаточной колонки СУГ до здания операторской МАЗС составляет менее 9 метров (п. 8.4, таблица 6 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
14. Выход из помещений операторской расположены на расстоянии менее 15 м от площадок АЦ, заправочных островков, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий наземного и надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы и жидкости (п. 6.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
15. На боковых поверхностях резервуара дизельного топлива отсутствует полоса желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью "ОГНЕОПАСНО", выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (п. 7.7 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
16. Резервуар для хранения СУГ не расположен подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. (п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
17. Отсутствует направление движения к источникам противопожарного водоснабжения с указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ (далее ФЗ №) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушения требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Согласно ст. 37 ФЗ № обязанность соблюдения требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, содержание в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты, возложена на руководителей организации.
При этом ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в силу ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности», несут собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Санитарно-эпидемиологическое законодательство.
В ходе обследования автозаправочной станции выявлены следующие нарушения санитарного законодательства, а именно:
1. Не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, то есть, по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние составляет - 20 м), что является нарушением требований п. 2 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", п. 2.1, п.12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
2. Не представлен заключительный акт по результатам медосмотра (п.45 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»);
3. Не представлен список работников, подлежащих периодическим медосмотрам (п.22 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»);
4. Не представлена программа производственного контроля и договора на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля (ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»);
5. Не представлен договор на вывоз твердых коммунальных отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов (п.209 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»);
6. Не представлена программа производственного контроля за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника (п.4.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда");
Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению.
В соответствии с ч. 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского Кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Из изложенного следует, что заявление прокурором подается в суд в целях предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Исходя из характера правоотношений и субъектного состава участников, возникший спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
На основании изложенного в иске просит суд признать незаконной и приостановить деятельность АЗС «МТК» принадлежащее на праве долевой собственности ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, и находящееся в арендном пользовании Гадисова Гасан-Гусейна Магомедовича (ИНН 052001363683), и другими лицами, расположенной и функционирующей по адресу: пр. И. Шамиля, 17/1, <адрес>, до устранения следующих нарушений требований федерального законодательства:
- обязать организовать работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств автоматической пожарной сигнализации, обеспечивающее исправное состояние указанных средств (договор не представлен) (Постановление Правительства РФ № п. 54);
- обязать представить акты исправности автоматической системы обнаружения пожара (Постановление Правительства РФ № п. 54);
- обязать вести записи в журнале эксплуатационных систем противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № пп. 17, 43, 48, 50, 54);
- обязать руководителя организации (собственник) пройти обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности (документ о прохождении обучения не представлен) (п. 3 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 7 Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности»);
- Многотопливную автозаправочную станцию (далее-МАЗС) оснастить наружным противопожарным водопроводом. При этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 кубических метров (п. 8.49 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- обязать привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности расстояние от МАЗС с наличием сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) до автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) составляет менее 25 метров (п. 6 таблицы 5, п. 8.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 2 6 и 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- обязать привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности расстояние от АЗС с наличием СУГ до соседних зданий (в том числе жилого дома) составляет менее 60 метров (п. 3 таблицы 5, п. 8.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 2 6 и 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- обязать оборудовать специализированными автоматизированными устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы (п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- Между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом оборудовать экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- обязать привести в исправное состояние систему охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара, заключить договор и акт технического обслуживания (п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 54 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №);
- Заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ оборудовать сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п. 8.40 и 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- Резервуар СУГ оборудовать сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п. 8.40 и 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- обязать привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности расстояние от топливораздаточной колонки СУГ до здания операторской МАЗС составляет менее 9 метров (п. 8.4, таблица 6 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности выход из помещений операторской расположены на расстоянии менее 15 м от площадок АЦ, заправочных островков, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий наземного и надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы и жидкости (п. 6.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- обязать на боковых поверхностях резервуара дизельного топлива нанести полоса желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью "ОГНЕОПАСНО", выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (п. 7.7 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- Резервуар для хранения СУГ расположить подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. (п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- оборудовать направление движения к источникам противопожарного водоснабжения с указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №).
Нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
- Обязать провести мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, то есть, по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние составляет - 4 м), что является нарушением требований п. 2 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", п. 2.1, п.12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
- Обязать представить заключительный акт по результатам медосмотра (п.45 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»);
- обязать представить список работников, подлежащих периодическим медосмотрам (п.22 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»);
- Обязать представить программу производственного контроля и договора на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля (ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»);
- Обязать представить договор на вывоз твердых коммунальных отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов (п.209 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»);
- Обязать представить программу производственного контроля за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника (п.4.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда").
Судебные издержки отнести на ответчика.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> ФИО5, исковые требования поддержал, по изложенным в иске основаниям заявленные требования просил удовлетворить.
Ответчики – ФИО2, ФИО1, Гадисов Г-Г.М., третьи лица - ОНД и ПР № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РД, ТУ Роспотребнадзора по РД, будучи извещены о времени, дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем определено рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 статьи 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.3 указанной статьи каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Согласно ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно ч. 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Согласно ч.2 указанной статьи, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно п. 2 указанной статьи проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Исходя из положений п.1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения субъектов, указанных в п.1 ст.21 названного закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Таким образом, прокурор вправе проводить проверки хозяйствующих субъектов в рамках прокурорского надзора.
Пунктом 3 ст.21 ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрено, что решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Форма решения о проведении прокурорской проверки утверждена Приказом Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
В силу п.13 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» к участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.
Оценивая соответствие Конституции РФ вышеуказанного положения ФЗ «О прокуратуре РФ», Конституционный Суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О указывал на то, что принципиальное требование п.2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», согласно которому при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, подчеркивает именно вневедомственный и межотраслевой характер прокурорского надзора как института, предназначенного для универсальной, постоянной и эффективной защиты конституционно значимых ценностей, а, следовательно, распространяющегося и на те сферы общественных отношений, применительно к которым действует специальный (ведомственный) государственный контроль (надзор). При этом во взаимоотношениях с другими государственными органами, осуществляющими функции государственного контроля (надзора), прокуратура Российской Федерации занимает координирующее положение, что обусловливается наличием как специального правового регулирования порядка реализации ею надзорных функций (на которые не могут быть автоматически распространены общие подходы к организации и проведению специального (ведомственного) государственного контроля (надзора), в том числе в части определения плановости, предмета контрольно-надзорной деятельности, полномочий осуществляющих ее субъектов, степени правовой детализации процедурных условий), так и особого организационно-кадрового механизма, призванного обеспечивать реализацию функции надзора за исполнением законов в системе органов прокуратуры лицами, имеющими высокую правовую квалификацию, и не требует детальной регламентации порядка реализации ими надзорных функций, более необходимой в отношении других видов государственного контроля (надзора).
Далее Конституционный Суд РФ отмечает, что привлечение прокурором представителей (сотрудников) органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора обусловлено необходимостью придания этим сторонним лицам правового статуса специалистов, компетентных в решении вопросов, которые возникли или могут возникнуть в ходе прокурорской проверки, и не влечет изменение ее характера как проводимой именно в порядке реализации органами прокуратуры возложенных на них функций прокурорского надзора. При этом участие в проведении прокурорской проверки представителей (сотрудников) других государственных органов допускается именно в целях осуществления вспомогательных (экспертно-аналитических) функций и не предполагает самостоятельного осуществления ими проверочных действий в интересах соответствующих государственных органов, равно как и иных отступлений от установленных законодательством ограничений периодичности проводимых ими плановых контрольных мероприятий.
Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании поручения первого заместителя прокурора республики ФИО6 о проведении надзорных мероприятий, направленного ДД.ММ.ГГГГ прокурорам городов и районов Республики Дагестан, в связи с произошедшим в <адрес> 14.08.2023г. чрезвычайным происшествием, повлекшим многочисленные человеческие жертвы, прокуратурой республики организована проверка исполнения требований действующего законодательства автомобильными заправочными и газозаправочными станциями, а также станциями технического обслуживания автомобилей.
Решением о проведении проверки № от 15.08.2023г., принятым заместителем прокурора <адрес> ФИО4 следует, что решено провести проверку в МАЗС «МТК», расположенной по адресу: пр. И. Шамиля, 17/1, <адрес>, РД.
На основании указанного решения, управляющему указанного АЗС ФИО7 вручено уведомление о предоставлении документов 16.08.2023г.
В соответствии с договором аренды № автозаправочной станции от 01.03.2022г., заключенным между ИП ФИО2, ИП ФИО1 и ИП Гадисовым Г-Г.М.., арендатором и непосредственно эксплуатирующим АЗС «МТК» лицом является Гадисов Г-Г.М.
Согласно ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
содействовать деятельности добровольных пожарных;
обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
При этом ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в силу ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности», несут собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
По результатам проведенной <адрес> по поручению прокуратуры Республики Дагестан с привлечением ОНД и ПР № по <адрес> ГУ МЧС РФ по РД и специалиста ТУ Роспотребнадзора по РД проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности на территории и в помещении «МТК», расположенной по адресу: <адрес>, пр. И.Шамиля, 17/1 выявлены нарушения федерального законодательства, отраженные в Акте санитарно-гигиенического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленным старшим специалистом 1 разряда Управления Роспотребнадзора по РД и в письме ОНД и ПР № по <адрес> ГУ МЧС РФ по РД от 21.08.2023г. за №ИВ-191-4-4-980.
С учетом представленных ответчиком Гадисовым Г-Г.М. документации о том, что указанным ответчиком проведена работа по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, определением Советского районного суда <адрес> от 06.10.2023г. третьим лицам - ОНД и ПР № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РД, ТУ Роспотребнадзора по РД поручено провести выездную проверку в целях установления обстоятельств устранения либо неустранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства по пунктам, отраженным в Акте санитарно-гигиенического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, отраженным в письме ОНД и ПР № по <адрес> от 21.08.2023г. №ИВ-191-4-4-980 нарушений требований пожарной безопасности в объекте деятельности – АЗС «МТК», расположенной по адресу: <адрес>, пр. И.Шамиля, 17/1.
По результатам проведенной проверки в адрес суда начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РД 31.10.2023г. за №ИВ-191-4-4-1347 представлена информация о противопожарном состоянии по повторному обследованию многотопливной автомобильной заправочной станции «МТК», расположенной по адресу: <адрес>, пр. И.Шамиля, 17/1.
Также Врио заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РД ДД.ММ.ГГГГ за № представлена информация по проверке устранения нарушений, отраженных в акте санитарно-гигиенического обследования от 21.08.2023г. на вышеуказанном объекте деятельности.
Согласно ответу начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РД от 30.10.2023г. за №ИВ-191-4-4-1347 представлена информация о том, что не выполнены работы по устранению следующих нарушений:
- Расстояние от МАЗС (оборудования технологических систем) с наличием сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) до автомобильной дороги общей сети (край проезжей части), составляет менее 25 метров (п. 6 таблицы 5, п. 8.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 2 6 и 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») – представлен расчет пожарного риска с целью обоснования отступления, в котором будут проверены соответствие исходных данных, а также параметров и характеристик объекта. которые учитываются в расчет по оценке пожарного риска, фактическим данным (в случае соответствия исходных данных, а также параметров и характеристик объекта, нарушение будет считаться выполненным, в случае несоответствия – невыполненным и будет вынесено мотивированное предложение о непринятии расчета по оценке пожарного риска);
Расстояние от МАЗС (оборудования технологических систем) с наличием СУГ до соседних зданий (в том числе мест массового пребывания людей) составляет менее 60 метров (п. 3 таблицы 5, п. 8.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 2 6 и 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») - не выполнено, представлен расчет пожарного риска с целью обоснования отступления, в котором будут проверены соответствие исходных данных, а также параметров и характеристик объекта. которые учитываются в расчет по оценке пожарного риска, фактическим данным (в случае соответствия исходных данных, а также параметров и характеристик объекта, нарушение будет считаться выполненным, в случае несоответствия – невыполненным и будет вынесено мотивированное предложение о непринятии расчета по оценке пожарного риска);
- Между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом отсутствует экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») – не выполнено;
- Расстояние от топливораздаточной колонки СУГ до здания операторской МАЗС составляет менее 9 метров (п. 8.4, таблица 6 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») – не выполнено;
- Выход из помещений операторской расположены на расстоянии менее 15 м от площадок АЦ, заправочных островков, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий наземного и надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы и жидкости (п. 6.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») – не выполнено;
Согласно письму Управления Роспотребнадзора по РД от ДД.ММ.ГГГГ за № представлена информация по проверке устранения нарушений, отраженных в акте санитарно-гигиенического обследования от 21.08.2023г., в соответствии с которым следует, что все отраженные в акте от 21.08.2023г. нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства устранены, кроме:
- нарушения, в части не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, то есть, по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние составляет – 20 м), что является нарушением требований п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018г. № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», п.2.1, п.12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», - не устранено.
Между тем, в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Таким образом, предметом нарушения в соответствии с данным пунктом является не нарушение санитарно-защитной зоны путем размещения опасного объекта вблизи от жилых домов, а непроведение указанных исследований и отсутствие обращения с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему требуемых документов.
Сама по себе ссылка на расположение границ жилых домов на расстоянии 20 м от АЗС не свидетельствует о допущении нарушения именно собственником АЗС, поскольку в случае, если ввод в эксплуатацию АЗС состоялся раньше выдачи разрешения на строительство, начала и завершения строительства жилого дома, размещенного вблизи от АЗС, указанное может свидетельствовать о нарушении законодательства лицом, возведшим жилой дом, органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство вблизи опасного объекта.
Таким образом, исследованию и оценке подлежала документация о дате ввода АЗС в эксплуатацию, даты выдачи разрешения на строительство, начала и завершения строительства жилых домов, расположенных вблизи, в связи с чем необходима идентификация объекта или объектов, которые, как указывает специалист-эксперт, расположены с нарушением санитарно-защитной зоны.
Между тем, схема с точным указанием расположения объектов в предполагаемой санитарно-защитной зоне, которая позволяла бы идентифицировать указанные объекты и расстояния до АЗС, экспертом-специалистом не составлялась, сведения, позволяющие идентифицировать данные объекты недвижимости, в суд истцом в нарушение ч.1 ст.56 ГПК РФ не представлены, что исключает возможность исследования и оценки судом указанных обстоятельств.
Указанное является существенным для оценки полноты и объективности проведённой проверки, в связи с чем, исходя из неустановления и непредставления истцом данных, которых имеют существенное значение при разрешении спора, полагать, что именно владельцем АЗС допущены нарушения по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов, у суда оснований не имеется.
В силу положений ч.1 ст.1065 ГК РФ следует, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ч.2 указанной статьи, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
С учетом того, что выявленные выше нарушения пожарной безопасности являются устранимыми, для устранения которых ответчиком принимаются соответствующие меры, оснований для приостановления деятельности и функционирования АЗС, предусмотренных ч.2 ст.1065 ГК РФ, суд не усматривает.
Вместе с тем, подлежат удовлетворению требование о признании незаконным бездействия ответчиков в части непринятия мер по устранению нарушений пожарной безопасности по пунктам, отраженным в Информации о противопожарном состоянии по состоянию на 31.10.2023г., и, принимая во внимание положения статьи 206 ГПК РФ, суд, с учетом технической сложности подлежащих устранению нарушений, считает возможным ответчикам установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – 4 (четыре) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина в размере в доход государства, в пользу местного бюджета в размере по 150 (сто пятьдесят рублей) с каждого из ответчиков.
В соответствии с ч.3 ст.144 ГПК РФ в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда
Согласно ч.4 указанной статьи следует, что об отмене мер по обеспечению иска судья или суд незамедлительно сообщает в соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления, регистрирующие имущество или права на него, их ограничения (обременения), переход и прекращение.
При принятии искового заявления к производству суда, определением от ДД.ММ.ГГГГ обеспечительные меры в виде запрета на функционирование деятельности АЗС «МТК», принадлежащее на праве долевой собственности ФИО2, ФИО1, и находящееся в арендном пользовании Гадисова Гасан-Гусейна Магомедовича, расположенной по адресу: РД, <адрес>, пр. И.Шамиля, 17/1.
Принимая во внимание, что сохранение обеспечительных мер до исполнения решения суда будет препятствовать исполнению решения суда, а также причинит несоразмерные, оставшимся без устранения нарушениям, убытки, суд находит возможным снять вышеуказанные меры по обеспечению иска, обратив решение суда в указанной части на основании положений ч. 4 ст. 1 ГПК РФ в совокупности с положениями ч.1 ст. 142 ГПК РФ и 204 ГПК РФ немедленному исполнению.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-199, 204, 206 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> ФИО4 в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО2, ФИО1, Гадисову Гасан-Гусейну Магомедовичу, третьим лицам ОНД и ПР № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РД, ТУ Роспотребнадзора по РД о приостановлении деятельности автозаправочной станции МАЗС «МТК» и обязании устранить нарушения закона - удовлетворить частично.
Признать незаконной деятельность АЗС «МТК», принадлежащее на праве долевой собственности ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) и находящееся в арендном пользовании Гадисова Гасан-Гусейна Магомедовича (ИНН 052001363683), и другими лицами, расположенной и функционирующей по адресу: пр. И.Шамиля, 17/1, <адрес>, до устранения следующих нарушений требований федерального законодательства:
- обязать привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности расстояние от МАЗС с наличием сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) до автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) составляет менее 25 метров (п. 6 таблицы 5, п. 8.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 2 6 и 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- обязать привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности расстояние от АЗС с наличием СУГ до соседних зданий (в том числе жилого дома) составляет менее 60 метров (п. 3 таблицы 5, п. 8.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 2 6 и 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- обязать между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом установить экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- обязать привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности расстояние от топливораздаточной колонки СУГ до здания операторской МАЗС составляет менее 9 метров (п. 8.4, таблица 6 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- обязать привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности выход из помещений операторской расположены на расстоянии менее 15 м от площадок АЦ, заправочных островков, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий наземного и надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы и жидкости (п. 6.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В удовлетворении в остальной части исковых требований заместителя прокурора <адрес> ФИО4 в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО2, ФИО1, Гадисову Гасан-Гусейну Магомедовичу, третьим лицам ОНД и ПР № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РД, ТУ Роспотребнадзора по РД о признании незаконной и приостановлении деятельности автозаправочной станции МАЗС «МТК», расположенной и функционирующей по адресу: пр. И.Шамиля, 17/1, <адрес> до устранения следующих нарушений требований федерального законодательства:
- обязать организовать работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств автоматической пожарной сигнализации, обеспечивающее исправное состояние указанных средств (Постановление Правительства РФ № п. 54);
- обязать представить акты исправности автоматической системы обнаружения пожара (Постановление Правительства РФ № п. 54);
- обязать вести записи в журнале эксплуатационных систем противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № пп. 17, 43, 48, 50, 54);
- обязать руководителя организации (собственник) пройти обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности (п. 3 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 7 Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности»);
- многотопливная автозаправочная станция (далее-МАЗС) оснастить наружным противопожарным водопроводом. При этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 кубических метров (п. 8.49 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- обязать оборудовать специализированными автоматизированными устройствами заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы (п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- обязать привести в исправное состояние систему охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара эксплуатируется в неисправном состоянии, отсутствуют договор и акт технического обслуживания (п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 54 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
- заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ оборудовать сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п. 8.40 и 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- резервуар СУГ оборудовать сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п. 8.40 и 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- обязать на боковых поверхностях резервуара дизельного топлива нанести полосу желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью "ОГНЕОПАСНО", выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (п. 7.7 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- резервуар для хранения СУГ расположить подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. (п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- оборудовать направление движения к источникам противопожарного водоснабжения с указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №).
Нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства:
- обязать провести мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, то есть, по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние составляет - 20 м), что является нарушением требований п. 2 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", п. 2.1, п.12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
- обязать представить заключительный акт по результатам медосмотра (п.45 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»);
- обязать представить список работников, подлежащих периодическим медосмотрам (п.22 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»);
- обязать представить программу производственного контроля и договора на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля (ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»);
- обязать представить договор на вывоз твердых коммунальных отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов (п.209 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»);
- обязать представить программу производственного контроля за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника (п.4.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда") - отказать.
Установить ответчикам – ФИО2, ФИО1, Гадисову Гасан-Гусейну Магомедовичу срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – 4 (четыре) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФИО2, ФИО1, Гадисова Гасан-Гусейна Магомедовича в доход государства в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей солидарно.
Принятые определением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ обеспечительные меры в виде запрета на функционирование деятельности АЗС «МТК», принадлежащее на праве долевой собственности ФИО2, ФИО1, и находящееся в арендном пользовании Гадисова Гасан-Гусейна Магомедовича, расположенной по адресу: РД, <адрес>, пр. И.Шамиля, 17/1 – отменить.
В части отмены принятых определением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мер по обеспечению иска решение суда привести к немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия в мотивированной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Р.М. Алимов