Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 марта 2018 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
при секретаре Самсоновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.Т.Ю. к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детский сад №27 «Рябинушка» п.Кааламо по трудовому спору,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что истица состоит в трудовых отношениях с ответчиком с <Дата обезличена>, замещает должность повара, ее должностной оклад составляет <Номер обезличен>. Истица ссылается на установленный с <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> размер МРОТ, положения ст.ст.2,148,315,316 Трудового Кодекса РФ и просит признать действия ответчика в начислении заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в размере ниже МРОТ незаконным, взыскать с ответчика недополученную заработную плату за <Дата обезличена> в общей сумме <Номер обезличен>
В судебное заседание стороны не явились, извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третье лицо - Администрация Сортавальского муниципального района - в письменном отзыве указало, что Постановление Конституционного суда РФ №38-П от 07.12.2017 подлежит применению к правоотношениям, возникшим после 07.12.2017, согласно расчетам бухгалтера, истцу подлежит доплате заработная плата в размере <Номер обезличен>., дело просят рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Третье лицо – районный комитет образования Сортавальского муниципального района - в судебное заседание представителя не направило, извещены.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, закреплена в статье 37 Конституции РФ, ст.2 ТК РФ.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3 ст. 129 ТК РФ).
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно положениям ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Статьей 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148,315,316 и 317 ТК РФ).
Согласно статье 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 07.12.2017 №38-П взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
С учетом того, что Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 38-П от 07.12.2017 действует с момента провозглашения (Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"), оно распространяется на правоотношения, возникшие с 07.12.2017.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01.07.2017 установлен в размере 7800 руб.
Согласно материалов дела, истица с <Дата обезличена> состоит в трудовых отношениях с ответчиком, замещает должность повара, размер ее должностного оклада составляет <Номер обезличен> установлена доплата за вредные условия труда – 12% от оклада, <Номер обезличен>. – постоянная стимулирующая выплата (<Номер обезличен>.–за немеханизированный ручной труд и <Номер обезличен>. – за непрерывный стаж работы в учреждении более 25 лет- приложение <Номер обезличен> к Положению о порядке установления выплат стимулирующего характера), доплата до МРОТ – <Номер обезличен> Также истице установлен районный коэффициент в размере 15% и надбавка за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера – 50%.
В силу п.2.1. Положения о системе оплаты труда, оплата труда работников учреждения включает в себя оклад, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера.
Пунктом 4.1 Положения о системе оплаты труда к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, выплаты за сверхурочную работу, работу в ночное время. Согласно п.5.1. Положения о системе оплаты труда к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты за интенсивность, высокие результаты труда, за непрерывный стаж работы, премиальные выплаты по результатам работы учреждения, единовременные поощрительные выплаты.. У ответчика разработано Положение о порядке установления стимулирующих выплат.
Тем самым, постоянные и единовременные стимулирующие выплаты подлежат включению в месячную заработную плату, т.к. предусмотрены системой оплаты труда, отражают качество работы, связаны с непосредственной трудовой функцией истицы.
Оплата за совмещение (замещение) по другой (или этой же) должности производится за выполнение работы за рамками должностных обязанностей по основной должности, тем самым, она не является той выплатой, которая установлена работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и трудовые обязанности по своей непосредственной должности, поскольку установлена за выполнение иных должностных обязанностей по другой ставке, поэтому она не может быть включена в месячную заработную плату истицы на ставку (как окладная часть, так и доплата за особые условия труда)
Истицей полностью отработана норма рабочего времени в <Дата обезличена>. Согласно материалов дела, за <Дата обезличена> истице начислен оклад – <Номер обезличен>., постоянная стимулирующая выплата – <Номер обезличен> доплата за вредные условия труда (по ставке) – <Номер обезличен>., компенсация до МРОТ – <Номер обезличен>., единовременная стимулирующая выплата – <Номер обезличен>. (приказ <Номер обезличен> л/с от <Дата обезличена>), премия – <Номер обезличен> (приказ <Номер обезличен> л/с от <Дата обезличена>), итого <Номер обезличен>., что менее МРОТ на ставку на <Номер обезличен>., что с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (65%) составляет <Номер обезличен>., тем самым, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию задолженность по оплате труда в размере <Номер обезличен>. (с учетом НДФЛ). Обязанность по удержанию НДФЛ со взысканных сумм подлежит исполнению ответчиком самостоятельно как налоговым агентом.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию также госпошлина в бюджет Сортавальского муниципального района, при этом суд полагает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до <Номер обезличен>, исходя из затруднительности материального положения муниципального учреждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ш.Т.Ю. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия детский сад №27 «Рябинушка» п.Кааламо в пользу Ш.Т.Ю. задолженность по заработной плате за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере <Номер обезличен>. (с учетом налога на доходы физических лиц), в остальной части в иске отказать.
Взыскать с муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия детский сад №27 «Рябинушка» п.Кааламо в бюджет Сортавальского муниципального района государственную пошлину в размере <Номер обезличен>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.Е. Иванова
Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>