Решение по делу № 2-64/2022 (2-2181/2021;) от 09.11.2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2022 года пос. Ленинский

    Ленинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Тюрина Н.А.,

при секретаре Самусевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-64/2022 (УИД 71RS0015-01-2021-004394-44) по иску министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Николину Роману Викторовичу об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков и о снятии их с кадастрового учета,

     у с т а н о в и л:

    министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к Николину Р. об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка земельных участков с К, расположенного по адресу: <адрес> площадью 8908 кв.м., с К, расположенного по адресу: <адрес> площадью 5225 кв.м., с К, расположенного по адресу: <адрес> площадью 5225 25 кв.м, с К, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., с К, расположенного по адресу: <адрес> площадью 2000 кв.м. и о снятии их с государственного кадастрового учета.

    Требования мотивированы тем, что постановлением Главы администрации Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ “О перерегистрации земель совхозов Ленинского района Тульской области” совхозам Ленинского района предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 6812 га, в том числе пашни 5396 га, в ведение сельским Советам Ленинского района переданы земельные участки площадью 2135 га, в том числе сельскохозяйственных угодий 1544 га. На основании указанного постановления КСП “<данные изъяты>” выдано Свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ , которым КСП “<данные изъяты>” предоставлялись земли сельскохозяйственного использования, площадью 2148 га. Согласно ответу Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: Тульская область, Ленинский район, который ДД.ММ.ГГГГ поставлен на государственный кадастровый учет на основании Свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного на основании постановления главы администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ . Постановлением администрации Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ “Об изъятии части земель КСП “<данные изъяты>” и передаче их в ведение администрации <данные изъяты> Ленинского района Тульской области для выпаса скота” изъят из земель, находящихся в коллективно-долевой собственности КСП “<данные изъяты>”, земельный участок площадью 85 га и передан в ведение администрации <данные изъяты> для выпаса скота. В обозначенном постановлении указано, что передаваемый участок с северо-западной стороны примыкает к микрорайону <адрес>. Местоположение данного массива земли обозначено на материалах государственного фонда данных инвентаризации земель и схематично показано на прилагаемой к иску схеме. Пунктом 2 Постановления , комитету по земельным ресурсам и землеустройству Ленинского района надлежало изменить черту <адрес> в установленном порядке и выдать администрации <адрес> планово-картографический материал, внести изменения в земельно-кадастровую документацию; предложить администрации КСП “<данные изъяты>” компенсация земель в двойном размере 170 га – пашни за счет земель, находящихся в районном фонде перераспределения земель по согласованию. Пунктом 3 Постановления администрации <адрес> надлежало использовать земельный участок строго по целевому назначению; осуществлять контроль по охране и рациональному использованию земель.Постановлением администрации Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ “Об изъятии части земель находящихся в аренде Акционерного общества закрытого типа “<данные изъяты>”, в пользовании районного фонда перераспределения земель и предоставлении их коллективному предприятию “<данные изъяты>” для сельскохозяйственного использования”, в счет компенсации КСП «<данные изъяты>» передан земельный участок общей площадью 353,14 га из них: из земель районного фонда перераспределения - 326,5 га из земель АОЗТ «<данные изъяты>» - 26,64 га. Переданные земли расположены <адрес> по границе с Алексинским районом. Постановлением Главы муниципального образования «Ленинский район Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении материалов инвентаризации и упорядочения (определения) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными предприятиями района на различном праве» утверждены границы указанного земельного участка. Таким образом, постановлением администрации Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ у КСП “<данные изъяты>” изъят из собственности земельный массив площадью 85 га, расположенный с северо-западной стороны микрорайона <адрес> и включен в границы населенного пункта и с этого времени данная территория не относится к землям КСП “<данные изъяты>. Между тем, на территории с северо-западной стороны, примыкающей к микрорайону <адрес>, выделены земельные участки в счет земельных долей общей долевой собственности СПК «<данные изъяты>», из земельного участка с кадастровым номером (является исходным) образованы участки с кадастровыми номерами: , , , . Границы данных участков установлены на территории с северо-западной стороны, примыкающей к микрорайону <адрес>, в нарушение положений Закона и в нарушение указанных постановлений администрации, поскольку земли, на которых расположены земельные участки, являются землями, государственная собственность на которые не разграничена, и не являются территорией, предоставленной КСП “<данные изъяты>” на основании постановления администрации Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и Свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ . Министерство является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области В настоящее время земельные участки Николину Р.В..

    Представитель истца министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

    Ответчик Николин Р.В. и представитель ответчика по доверенности Евстигнеева А.В. в судебном заседании исковые требования не признали.

    Ответчик Николин Р.В. пояснил, что Лутохин А.Г. получил участок от своей матери в наследство. Он произвел выдел земли – 2, 91 га с кадастровым номером на конце 8670. Из него в дальнейшем были выделены несколько земельных участков. Затем по договору дарения Лутохин А.Г. передал ему земельные участки с кадастровыми номерами на конце 9814; 9529; 9507; 9269 в 2017 году. На момент дарения все участки были без строений. Был произведен перевод категории земель из земель сельхозназаначения в земли для ЛПХ. Участку с кадастровым номером на конце 9269 был присвоен адрес. Все земли были оформлены официально.

    Представитель ответчика по доверенности Евстигнеева А.В. пояснила, что до этого у МИЗО не было претензий. Был пропущен срок исковой давности. В ответе Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 11.11.2011 было указано, что земли были переведены. Они ссылаются на то, что в СПК «<данные изъяты>» поступило 85 га земель. Фактически этого массива нет. В рамках суда Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области не доказало свои требования. Истцом был пропущен срок исковой давности. Лутохиным А.Г. был отмежеван земельный участок, который он получил в наследство.

    Третье лицо Лутохин А.Г. в судебном заседании требования не признал пояснив, что он был первоначальным собственником. Землю он выделил. Когда вступил в наследство в 2010 году, он пригласил кадастрового инженера и сделал межевание. Документы получил и оформил в собственность, а затем решил подарить внуку.

    Представители третьих лиц администрации г. Тулы, Управления Росреестра по Тульской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, Главного управления по территориальному Зареченскому округу г. Тулы и третьи лица кадастровые инженеры Трусов Е.В. и Харитонова Н.В. в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

    Выслушав доводы, исследовав письменные материала дела, суд приходит к следующему.

    Согласно ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

    В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

    В силу ч.1 ст.261 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

    В силу статьи п. 8,9,10 ст.22 Федерального закона от 13 июня 2015года №218-ФЗ, "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

    Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

    При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

    Судом установлено, что Николину Р.И.. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: , площадью 8908 кв.м., категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- для жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 5225 кв.м., категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 2000 кв.м., категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>

    Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым был образован из земельного участка с К , образованного из земельного участка с К, который образован из земельного участка с К, образованного из земельного участка с К.

    Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с К образован из земельного участка с К, образованного из земельного участка с К.

    Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером образован из земельного участка с К.

    Земельный участок с К был образован из земельного участка с К, образованного из земельного участка с К, который был образован из исходного земельного участка с К.

    Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с К образован из земельного участка с К образованного путем выдела из земельного участка с К(т.1 л.д.23-75,т.2 л.д.37-83).

Право собственности Николина Р.И. на земельные участки возникло на основании договоров дарения заключенных с Лутохиным А.Г.(т1 л.д.181, 266) на земельные участка К и К образованных из выделенного земельного участка с К в счет земельных долей общей площадью 2,91 га из исходного земельного участка с К, принадлежащих последнему на основании решения Ленинского районного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу (т.1 л.д.177-290, т.2 л.д.34-83).

Также согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым , общей 17 353 850 кв.м., категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования, для сельскохозяйственного использования, расположенный: по адресу: Тульская область, Ленинский район, как ранее учтенный был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, границы участка не установлены, участок находился в общей долевой собственности граждан ( т.1 л.д. 95-98).

Право на земельный участок с кадастровым номером возникло на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ выданного на основании постановления Главы администрации Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ “О перерегистрации земель совхозов Ленинского района Тульской области” совхозам Ленинского района предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 6812 га, в том числе пашни 5396 га, в ведение сельским Советам Ленинского района переданы земельные участки площадью 2135 га, в том числе сельскохозяйственных угодий 1544 га (т. 1л.д. 79-84,98).

Обращаясь с настоящим иском в суд истец считает, что регистрация права собственности на данные земельные участки, нарушает его интересы как органа уполномоченного распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, так как постановлением администрации Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ у КСП “<данные изъяты>” изъят земельный массив площадью 85 га, расположенный с северо-западной стороны микрорайона <адрес>, который включен в границы населенного пункта Плеханово, поэтому данная территория не относится к землям КСП “<данные изъяты>, а на ней выделены земельные участки в счет земельных долей общей долевой собственности СПК «<данные изъяты>».

Судом также установлено, что постановлением администрации Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии части земель КСП «<данные изъяты>» и передаче их в ведение администрации <данные изъяты> Ленинского района Тульской области для выпаса скота» из земель находящихся в коллективно-долевой собственности КСП «Приупское» изъят земельный участок площадью 85,0 га (850 000 кв.м) который по видам угодий, состоял из 77,25 га пашни, 4,64 га пастбищ, 0,2 га дорог и 2,92 га прочих земель.     Передаваемый в ведение администрации <адрес> участок, по имеющемуся в постановлении описанию его месторасположения, с северо-западной стороны примыкал к микрорайону <адрес> (т.1 л.д. 87-89).

Однако в указанном постановлении отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка и какие-либо иные сведения позволяющие достоверно определить месторасположение границ изымаемого участка.

При этом в заключении комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии части земель КСП «<данные изъяты>» и передаче их в ведение администрации <данные изъяты> Ленинского района Тульской области для выпаса скота» указано, что изымаемый участок с юга, востока и запада ограничены жилой застройкой <адрес>, а с севера – полигоном Тульского артиллерийского училища (т.1 л.д.42).

    Также постановлением администрации Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ было поручено комитету по земельным ресурсам и землеустройству Ленинского района в установленном порядке изменить черту <адрес>, выдать администрации поселка планово-картографический материал и внести изменения в земельно-кадастровую документацию, и п.5 Постановления предписывал об утверждении настоящего постановления Губернатором Тульской области-главой администрации.

    Статьей 72 ЗК РСФСР, действовавшего в 1996 году, было определено, что поселковая черта устанавливается и изменяется органами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов.

    Исходя из пункта 13.4. раздела 13 «Согласование, экспертиза и утверждение градостроительной документации» Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства от 22 декабря 1993 г. № 18-58, утверждение проектов поселковой черты осуществляется субъектами Российской Федерации по представлению городских и сельских органов местного самоуправления с заключениями соответствующих органов архитектуры и градостроительства, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, органов охраны природы и санитарно - эпидемиологического надзора, а также, в соответствии с законодательством, иных заинтересованных организаций.

    Следовательно, изменение черты поселка Плеханово было возможно после принятия Губернатором-главой администрацией Тульской области соответствующего решения, как установлено пунктом 5 постановления администрации Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и изготовления землеустроительной документации однако доказательств, свидетельствующих о принятии данного решения, изменяющего черту <адрес>, о внесении об этом изменений в земельно-кадастровую документацию, суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суду не предоставлено, а также об изъятии земельного участка, а потому данное обстоятельство свидетельствует о том, что в установленном порядке черта границ земель поселка Плеханово не определялась.

Также установлено, что ранее по гражданскому делу по иску министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к ФИО8, ФИО9 и ФИО10 по аналогичным требованиям об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков и о снятии их с кадастрового учета, находящихся в спорном месте, судом по делу была проведена землеустроительная экспертиза в ООО «<данные изъяты>».

    Как следует из заключения, по результатам изучения материалов дела и проведенных исследований экспертом определить местоположение границ земельного участка площадью 85 га на основании постановления администрации Ленинского районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ “Об изъятии части земель КСП “<данные изъяты>” и передаче их в ведение администрации <данные изъяты> Ленинского района Тульской области для выпаса скота”, не представилось возможным из-за отсутствия сведений позволяющих определить местоположение участка, а также румбов, дирекционных углов или координат характерных (поворотных) точек ее границ (2-51/2022 т.7 л.д.12-36).

Экспертом проведя анализ имеющегося картографического материала (выкопировки из материалов инвентаризации и упорядочения (определения) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными предприятиями на различном праве на территории СПК «<данные изъяты>» Ленинского района Тульской области 2000 г., выкопировки из дела по корректировке и инвентаризации земель совхоза «<данные изъяты>» Ленинского района Тульской области 1988 г, копии материалов по инвентаризации земель КСП «<данные изъяты>» Ленинского района Тульской области 1994 г., выкопировки из дела по графическому учету контуров земельных угодий КСП «<данные изъяты>» Ленинского района Тульской области 1993 г., в районе месторасположения исследуемых земельных участков, установлено, что граница земель <адрес> в период с 1988 года по 2000 год изменялась.

Из выкопировки из материалов инвентаризации и упорядочения (определения) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными предприятиями на различном праве на территории СПК «<данные изъяты>» Ленинского района Тульской области 2000 г., копии материалов по инвентаризации земель КСП «<данные изъяты>» Ленинского района Тульской области 1994 г. и выкопировке из дела по графическому учету контуров земельных угодий КСП «<данные изъяты>» Ленинского района Тульской области 1993 г. следовало, что в состав земель поселка Плеханово в 1993 году включены земли, расположенные в северной части поселка и учитываемые как пашня, пастбища, дороги и прочие угодья, общая площадь которых составила около 71,88 га.

Исходя из описания месторасположения участка, изымаемого из земель, находящихся в коллективно-долевой собственности КСП «<данные изъяты>» и переданного в ведение администрации <адрес> для выпаса скота, имеющегося картографического материала на территорию КСП «<данные изъяты>» (СПК «<данные изъяты>») эксперт установил, что указанный в постановлении администрации Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ участок площадью 85,0 га, состоящий из пашни (77,25 га), пастбищ (4,64 га), дорог (0,2 га) и прочих земель (2,92 га), в 1993 и в 1996 году возможно входил в состав земель <адрес> (Приложение 1)( ГР.д.№2-51/2022т.7 л.д.29).

На выкопировке из материалов инвентаризации и упорядочения (определения) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными предприятиями на различном праве на территории СПК «<данные изъяты>» Ленинского района Тульской области 2000 г. материалов по инвентаризации земель КСП «<данные изъяты>» Ленинского района Тульской области 1994 г. и выкопировке из дела по графическому учету контуров земельных угодий КСП «<данные изъяты>» Ленинского района Тульской области 1993 г., указаны номера контуров и площадь земель, находящихся в коллективно-долевой собственности КСП «<данные изъяты>» (СПК «<данные изъяты>»).

По материалам инвентаризации и упорядочения (определения) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными предприятиями на различном праве на территории СПК «<данные изъяты>» Ленинского района Тульской области 2000 г., утвержденных постановлением главы муниципального образования «Ленинский район Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении материалов инвентаризации и упорядочениия (определения) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными предприятиями района на различном праве», общая площадь земель, находящихся в коллективно-долевой собственности КСП «<данные изъяты>» (СПК «<данные изъяты>»), расположенных между землями <адрес> и спецземлями (полигоном Тульского артиллерийского училища), составляет 46,37 га, из которых площадь пашни составляет 45,47 га (контур площадью 32,28 га и контур площадью 13,19 га), а площадь пастбищ – 0,9 га (контур ) (Приложение 1).

Поэтому указанный в постановлении администрации Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ участок площадью 85,0 га, по описанию его месторасположения (с северо-западной стороны примыкает к микрорайону <адрес>), как следует из заключения эксперта, не соответствует его расположению, исходя из общей площади (46,37 га) земель, находящихся в коллективно-долевой собственности, по материалам инвентаризации КСП «<данные изъяты>» (СПК «<данные изъяты>»), в данной части территории хозяйства.

Отсутствие соответствующей землеустроительной документации, планово-картографического материала, а также каких-либо схем или планов содержащих сведения о местоположении границ земельного участка изъятого из земель, находящихся в коллективно-долевой собственности КСП «<данные изъяты>» и переданного в ведение администрации <адрес> для выпаса скота, как следует из заключения эксперта, не позволили определить местоположение участка, а также сопоставить с местоположением границ участков, находящихся в собственности ФИО8, ФИО9, ФИО10 и выделенных в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым , расположенных на территории КСП «<данные изъяты>» (СПК «<данные изъяты>»).

Также из анализа материалов инвентаризации и упорядочения (определения) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными предприятиями на различном праве на территории СПК «<данные изъяты>» Ленинского района Тульской области 2000 г., утвержденных постановлением главы муниципального образования «Ленинский район Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении материалов инвентаризации и упорядочениия (определения) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными предприятиями района на различном праве», дело по графическому учету контуров земельных угодий КСП «<данные изъяты>» Ленинского района Тульской области 1993 г, а также отчета о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям и пользователям по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Ленинского района Тульской области, утвержденного постановлением главы администрации Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении отчета о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, собственникам, землевладельцам, землепользователям Ленинского района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ»; земельного годового отчета за 1996 год Ленинский район, утвержденного постановлением администрации Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении отчета о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, собственникам, землевладельцам, землепользователям Ленинского района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ»; земельного годового отчета за 1997 год Ленинский район, утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования «Ленинский район» Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении отчета о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, собственникам, землевладельцам, землепользователям Ленинского района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ», экспертом в заключении установлено, что в вышеуказанных материалах отсутствуют сведения о земельном участке площадью 85,0 га, состоящего из пашни (77,25 га), пастбищ (4,64 га), дорог (0,2 га), прочих земель (2,92 га) и проведенных в материалах инвентаризации, а также земельных годовых отчетах изменений, в части площади земель поселка Плеханово, переданных в ведение администрации поселка постановлением администрации Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии части земель КСП «Приупское» и передаче их в ведение администрации <адрес> для выпаса скота».

При этом установлено, что площадь земель <данные изъяты> менялась и согласно материалов дела на ДД.ММ.ГГГГ составляла 350,4 га, в 1993 году 461,12 га, на 1997 год 407 га, на 2000 год 461,12 га,, однако документов обосновывающих изменение общей площади земель <адрес> не имеется, а доказательств обратного, суду не предоставлено.

Вместе с тем, постановлением администрации Ленинского района Тульской области, от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии части земель находящихся в аренде Акционерного общества закрытого типа «<данные изъяты>», в пользовании районного фонда перераспределения земель и предоставлении их коллективному сельскохозяйственному предприятию «<данные изъяты>» для сельскохозяйственного использования», в пользование КСП «<данные изъяты>» был передан земельный участок общей площадью 353,14 га из земель, находящихся в аренде АОЗТ «<данные изъяты>» 26,60 га и фонда перераспределения земель района– 326,50 га, что подтверждается материалами инвентаризации и упорядочения (определения) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными предприятиями на различном праве на территории СПК «<данные изъяты>» Ленинского района Тульской области 2000 г., отчета о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям и пользователям по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Ленинского района Тульской области, земельного годового отчета за 1996 год Ленинский район и земельного годового отчета за 1997 год Ленинский район, в которых указано, что площадь земель, находящихся в бессрочном (постоянном) пользовании КСП <данные изъяты>» (СПК «<данные изъяты>») и в аренде АОЗТ «<данные изъяты>», по видам угодий, изменилась на величину площади указанную в постановлении администрации Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ , что подтверждено экспертом.

    При этом в материалах инвентаризации и упорядочения (определения) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными предприятиями на различном праве на территории СПК «<данные изъяты>» Ленинского района Тульской области 2000 г., утвержденных постановлением главы муниципального образования «Ленинский район Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении материалов инвентаризации и упорядочениия (определения) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными предприятиями района на различном праве» и картографическом материале, в виде выкопировки из материалов инвентаризации и упорядочения (определения) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными предприятиями на различном праве на территории СПК «<данные изъяты>» Ленинского района Тульской области 2000 г. указаны контуры, которые не содержат координат, дирекционных углов или румбов характерных (поворотных) точек границ, но содержат сведения о видах угодий и их площади, относящихся к землям коллективной долевой собственности СПК «<данные изъяты>», а на картографическом материале показано их месторасположение.

Исходя из определенного по публичной кадастровой карте месторасположения спорных земельных участков, выделенных в счет земельных долей КСП «<данные изъяты>» (СПК «<данные изъяты>») из участка с кадастровым номером , путем применения картографического и аналитического метода, экспертом произведено сопоставление графических отображений природных и линейных объектов указанных на публичной кадастровой карте и выкопировке из материалов инвентаризации и упорядочения (определения) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными предприятиями на различном праве на территории СПК «<данные изъяты>» Ленинского района Тульской области 2000 г. определено местоположение границ спорных земельных участков, выделенных в счет земельных долей КСП «<данные изъяты>» (СПК «<данные изъяты>») из участка с кадастровым номером (Приложение 2)( гр.д.№ 2-51/2022 т.7 л.д.30).

Анализ полученных сведений показал, что местоположение участков соответствует месторасположению контуров и , указанных на выкопировке из материалов инвентаризации и упорядочения (определения) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными предприятиями на различном праве на территории СПК «<данные изъяты>» Ленинского района Тульской области 2000 г.

Исходя из данных Поконтурной ведомости площадей земельных угодий по СПК «<данные изъяты>» Ленинского района Тульской области 2000 г., контур площадью 32,28 га (322800 кв.м) и контур площадью 13,19 га, учитываемые по видам угодий как пашня, входили в состав земель коллективно-долевой собственности КСП «<данные изъяты>» (СПК «<данные изъяты>»)( т.1 л.д.101-104).

Следовательно, земельные участки образованные, путем выдела в счет земельных долей КСП «<данные изъяты>» (СПК «<данные изъяты>»), из земельного участка с кадастровым номером , а также образованные из них спорные участки, исходя из установленного их местоположения, соответствуют месторасположению земель, находящимся в коллективно-долевой собственности СПК «<данные изъяты>».

По материалам инвентаризации и упорядочения (определения) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными предприятиями на различном праве на территории СПК «<данные изъяты>» Ленинского района Тульской области 2000 г., утвержденных постановлением главы муниципального образования «Ленинский район Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ и учетной земельной документации с 1994 по 2000 годы эксперт в своем заключении также сделал вывод о том, что земельный участок площадью 85 га за период с 1994 по 2000 годы не передавался из земель СПК “<данные изъяты>” в земли администрации <адрес>, а также при отсутствии сведений о местоположении границ участка площадью 85 га, спорные земельные участки, выделенные гражданам в счет земельных долей СПК “<данные изъяты>” из земельного участка с кадастровым , не входят в границы земельного участка, установленные на основании постановления администрации Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ .

По смыслу положений ст.86 ГПК РФ экспертное заключение является одним из самых важных видов доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования, тем не менее, суд при наличии в материалах рассматриваемого дела заключения эксперта не может пренебрегать иными добытыми по делу доказательствами, в связи с чем, законодателем в ст.67 ГПК РФ закреплено правило о том, что ни одно доказательство не имеет для суда заранее установленной силы, а в положениях ч.3 ст.86 ГПК РФ отмечено, что заключение эксперта для суда необязательно и оценивается наряду с другими доказательствами.

Поэтому у суда не имеется оснований ставить под сомнение объективность выводов судебной экспертизы, которая проведена в соответствии с требованиями закона, содержит мотивированное обоснование его результатов. Заключение экспертизы подготовлено лицом, обладающим необходимой квалификацией, опытом работы в области экспертной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Каких-либо обстоятельств, позволяющих признать данное заключение судебной экспертизы недопустимым, либо недостоверным доказательством, не установлено и сторонами не представлено суду достаточных, достоверных и объективных доказательств, опровергающих заключение эксперта или дающих основания сомневаться в его правильности и достоверности.

    В силу положений ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

    В соответствии требованиями ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка (п.2 ч.1). Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п. 4 ч.2).

    На основании вышеизложенного суд полагает, что поскольку истцом не предоставлено бесспорных доказательств того, что земельный участок площадью 85 га в спорном месте фактически передавался в ведения администрации <адрес>, то следовательно права истца не нарушены, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Кроме того стороной ответчиков было заявлено ходатайство о применении срока исковой давности к заявленным требованиям.

Пунктом 2 статьи 9, пунктом 2 статьи 10 и пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

В силу п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

До введение в действие ЗК РФ действовал ЗК РСФСР, который предоставлял до 24 октября 2001 года право распоряжаться земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления.

В связи со вступлением в силу Закона Тульской области от 11.06.2014 № 2133-ЗТО "Об объединении муниципальных образований, расположенных на территории Ленинского района Тульской области, с муниципальным образованием город Тула, о внесении изменений в Закон Тульской области "О переименовании "Муниципального образования город Тула Тульской области", установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа", правопреемником администрации МО Обидимское и МО Ленинский район, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, стала администрация города Тулы.

В соответствии с Законом Тульской области № 2218-ЗТО от 20.11.2014 «О распределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования г.Тула и органами государственной власти Тульской области», с 01.01.2015 года распоряжение земельными участками на территории бывшего Ленинского района Тульской области были переданы Правительству Тульской области в лице Министерства экономического развития Тульской области).

С 09.01.2017 было образовано Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, которое было наделено полномочиями на основании Положения министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденном Постановлением Правительства Тульской области от 13.10.2016 года № 452, и являлось правопреемником министерства экономического развития Тульской области в части реализации полномочий, в частности по муниципальному земельному контролю и предоставлению земельных участков, государственная собственность на не разграничена.

28.11.2019 Тульской областной Думой принят Закон № 118-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области», согласно ст.1 Закона с 01.01.2020 Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.     В свою очередь, в соответствии с п.1, подпунктом 33 п. 4 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области Министерство является уполномоченным органом Правительства Тульской области по осуществлению указанных полномочий.

В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.

В абзаце первом пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

Из приведенных выше положений следует, что одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию при обращении в суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения, является установление факта выбытия имущества из владения собственника или из владения лица, которому оно было передано собственником во владение, по воле или помимо их воли.

При этом согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец должен доказывать выбытие имущества из его владения помимо воли.

Ответчик - добросовестный приобретатель вправе предъявить доказательства выбытия имущества из владения собственника по его воле.

    Как установлено судом, по материалам инвентаризации и упорядочения (определения) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными предприятиями на различном праве на территории СПК «<данные изъяты>» Ленинского района Тульской области 2000 г. утвержденных постановлением главы муниципального образования «Ленинский район Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении материалов инвентаризации и упорядочениия (определения) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными предприятиями района на различном праве» (т. 1 л.д.172-176), администрации Ленинского района Тульской области, которая на тот период являлась уполномоченным органом, по земельному контролю и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории Ленинского района Тульской области, было известно о спорной территории, находящейся в коллективно-долевой собственности СПК «<данные изъяты>», из которой в последствие были образованы спорные земельные участки, а также о том, что земельный участок площадью 85 га из коллективно-долевой собственности СПК «<данные изъяты>» на основании постановления администрации Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в ведение администрации <адрес> не изымался, а доказательств обратного суду не предоставлено.

Кроме того, администрацией г. Тулы по обращению первого собственника земельного участка Лутохина А.Г. изготавливался градостроительный план на земельный участок в 2016 году и присваивался участку адрес ДД.ММ.ГГГГ, что также свидетельствует об осведомленности нахождения земельного участка в спорном месте.

Статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Суд полагает, что поскольку министерство имущественных и земельных отношений Тульской области является право предшественником администрации МО Ленинский район, которому о спорной территории было известно с 1997 года, в том числе в 2000 году, при инвентаризации земель Ленинского района, то следовательно с этого времени истцу известно о нарушении его прав.

Кроме того, поскольку администрацией г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ был утвержден градостроительный план на земельный участок с кадастровым , образованный путем выдела из земельного участка с кадастровым, принадлежащий на праве собственности Лутохину А.Г., находящейся по сведениям ЕГРН в границах спорной территории, что подтверждается материалами дела и показаниями Лутохина А.Г. в судебном заседании (т.3 л.д.129-146,234-235), то данное обстоятельство также свидетельствует о нарушении с этого времени прав истца.

Между тем, настоящее исковое заявление подано в суд в 2021 гуду и ответчиками было заявлено суду об истечении трехлетнего срока исковой давности, установленного статьей 196 ГК РФ, что в силу пункта 2 названной статьи является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

    Поэтому суд критически относится к доводам представителя истца о не пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.

На основании установленных обстоятельств и исследованных доказательств в их совокупности, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца и полагает в иске отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст.194 – 199, ГПК РФ, суд

                 р е ш и л:

в исковых требованиях Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области к Николину Роману Викторовичу об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков и о снятии их с кадастрового учета, отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Тюрин Н.А.

2-64/2022 (2-2181/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Ответчики
Николин Роман Викторович
Другие
Управление Росреестра по Тульской области
ФГБУ ФКП Росреестра по Тульской области
Главное управление Администрации г. Тула по Зареченскому территориальному округу
Управление архитектуры и градостроительства г. Тулы
Администрация г. Тулы
Трусов Евгений Викторович
Евстегнеева Анна Вячеславовна
Лутохин Алексей Григорьевич
Харитонова Нина Владимировна
Суд
Ленинский районный суд Тульской области
Судья
Юдаков С.А
Дело на странице суда
leninsky.tula.sudrf.ru
09.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.11.2021Передача материалов судье
12.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2021Подготовка дела (собеседование)
23.11.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.12.2021Предварительное судебное заседание
22.12.2021Предварительное судебное заседание
18.01.2022Судебное заседание
27.01.2022Судебное заседание
09.02.2022Судебное заседание
17.02.2022Судебное заседание
17.02.2022Судебное заседание
02.03.2022Судебное заседание
21.03.2022Судебное заседание
27.04.2022Судебное заседание
18.05.2022Судебное заседание
14.06.2022Судебное заседание
14.07.2022Судебное заседание
29.07.2022Судебное заседание
23.08.2022Судебное заседание
26.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2022Дело оформлено
27.09.2022Дело передано в архив
23.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее