Дело № 2а-3797/2019
55RS0006-01-2019-004689-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Омск 13 ноября 2019 года
Советский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьиПисарева А.В., при секретаре судебного заседания Глотовой О.Е., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Веселым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием административного истца Фоменко В.В., представителя административного ответчика по доверенности Жигулиной С.В. административное дело по административному исковому заявлению Фоменко Веры Владимировны к специалисту БУ МФЦ по САО г. Омска Копыловой Л.В., начальнику БУ МФЦ по САО г. Омска Новиковой С.В., БУ МФЦ г. Омска о принятии мер по устранению нарушенных прав и возложении обязанности на сотрудников МФЦ оказать государственную услугу,
УСТАНОВИЛ:
Фоменко В.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что 10.07.2019 обратилась в БУ МФЦ г. Омска за оказанием услуги, а именно: наложение запрета на проведение любых сделок с ее недвижимостью без ее личного участия.
Специалистом БУ МФЦ по САО г. Омска Копыловой Л.В. в оказании услуги было отказано. Действия Копыловой Л.В. административный истец обжаловала в порядке подчиненности руководителю БУ МФЦ по САО г. Омска Новиковой С.В., на что получила устный немотивированный отказ.
Со ссылкой на Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», КАС РФ, просит принять меры административного характера для устранения ее нарушенных прав и обязать БУ МФЦ г. Омска оказать ей государственную услугу, привлечь к административной ответственности специалиста БУ МФЦ по САО г. Омска Новикову С.В., начальника БУ МФЦ по САО г. Омска Копылову Л.В. с наложением штрафа в ее пользу (ввиду тяжелого материального положения), в связи с ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей, повлекшим нарушение прав Фоменко В.В. (л.д. 3-4).
Административный истец в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика в судебном заседании в удовлетворении административных исковых требований просила отказать. Предоставила письменные возражения, в которых указала, что 10.07.2019 Фоменко В.В. обращаласьв БУ МФЦ г. Омска, где специалисту пояснила, что ей необходимо обезопасить свою недвижимость от посягательств недобросовестных лиц. Фоменко В.В. разъяснили, что запрет на проведение любых сделок с недвижимостью без личного участия собственника необходимо оформить путем внесения в ЕГРН записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя. Фоменко В.В. заявление не оформила и после получения консультации от специалиста, без объяснения причин, покинула БУ МФЦ г. Омска. Специалист БУ МФЦ г. Омска в предоставлении услуги Фоменко В.В. не отказывал.
Дополнительно суду пояснила, что Фоменко В.В. не смогла назвать необходимую информацию для внесения в электронную форму заявления, такую как сведения об объекте недвижимости, а именно номер и дату государственной регистрации права на объект недвижимости, а также кадастровый номер, что исключило возможность помощи при заполнении заявления со стороны специалиста БУ МФЦ г. Омска. Каких-либо документов, содержащих информацию об объекте недвижимости, Фоменко В.В. также не предоставила. В этой связи бланк заявления не распечатывался, Фоменко В.В. его не подписывала.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее – соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
Соглашение № 9/3/3 о взаимодействии между бюджетным учреждением Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Омской области, заключено 15.12.2016.
Согласно п. 2.1 ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при реализации своих функций в соответствии с соглашениями о взаимодействии многофункциональный центр обязан: при приеме запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг либо комплексных запросов и выдаче документов устанавливать личность заявителя на основании паспорта гражданина Российской Федерации и иных документов, удостоверяющих личность заявителя, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также проверять соответствие копий представляемых документов (за исключением нотариально заверенных) их оригиналам.
Как следует из п. 47 Приказа Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» порядок приема работником многофункционального центра запроса и прилагаемых к нему документов определяется заключенным соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром, управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту Российской Федерации и филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при представлении лицом, указанным в Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника объекта недвижимости, или его законным представителем заявления о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без его личного участия (далее в настоящей статье – заявление о невозможности регистрации) в Единый государственный реестр недвижимости в срок не более пяти рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления вносится запись о заявлении о невозможности регистрации.
Форма заявления о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника определена приложением № 2 к приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920.
Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 не установлены требования, связанные с представлением каких-либо документов одновременно с заявлением о невозможности проведения государственной регистрации права без личного участия.
Судебным разбирательством установлено, что 10.07.2019 Фоменко В.В. обратилась в БУ МФЦ г. Омска с целью получения государственной услуги, а именно: запрет на совершение сделок с недвижимостью без ее личного участия, что подтверждается талоном № Р011. Также указанные обстоятельства не оспаривались сторонами.
Как следует из скриншота базы данных заявлений БУ МФЦ г. Омска, специалистом БУ МФЦ по САО г. Омска Копыловой Л.В. зарегистрировано обращение Фоменко В.В., которой был предъявлен паспорт гражданина РФ.
Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений об обращении Фоменко В.В.в БУ МФЦ г. Омска с письменным заявлением о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения принадлежащего ей объекта недвижимости без ее личного участия, как и не содержат сведений об отказе в принятии такого заявления.
15.07.2019 Фоменко В.В. обратилась с заявлением к Уполномоченному по правам человека Омской области с просьбой обязать БУ МФЦ г. Омска принять ее заявление о запрете на проведение любых сделок с недвижимостью без личного участия собственника.
В ответ на обращение, административному истцу дан ответ 12.08.2019, что ее заявление не может быть удовлетворено ввиду того, что подобного рода вопросы не относятся к компетенции Уполномоченного по правам человека Омской области.
22.08.2019 Фоменко В.В. обратилась с жалобой на отказ в предоставлении услуги в порядке подчиненности.
По результатам рассмотрения жалобы, 12.09.2019 административному истцу дан ответ, из которого следует, что при личном обращении Фоменко В.В. следовало заполнить заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия, которая определена приложением № 2 к приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920. В случае отсутствия или некорректного заполнения данной формы, регистрация заявления невозможна.
С обстоятельствами, изложенными в ответе от 12.09.2019, согласуются пояснения представителя административного ответчика, данные в ходе судебного разбирательства.
Ввиду того, что Фоменко В.В. не выполнила необходимые условия для получения государственной услуги, отсутствуют основания для возложения на административного ответчика какой-либо обязанности, направленной на устранение нарушения прав административного истца, поскольку права административного истца не нарушены.
Фоменко В.В. не лишена права обратиться в БУ МФЦ г. Омска, предоставить сведения о принадлежащем ей объекте недвижимости, необходимые для заполнения заявления по форме, указанной в приложении № 2 к приказу Минэкономразвития Россииот 08.12.2015 № 920, и получить необходимую государственную услугу.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь ст. ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Фоменко Веры Владимировны к специалисту БУ МФЦ по САО г. Омска Копыловой Л.В., начальнику БУ МФЦ по САО г. Омска Новиковой С.В., БУ МФЦ г. Омска о принятии мер по устранению нарушенных прав и возложении обязанности на сотрудников МФЦ оказать государственную услугу – отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Писарев
Решение в окончательной форме принято 13.11.2019.